Уютный дом Рукоделие Выпечка

Чудесный мешочек — игра на сенсорное развитие детей. Дидактическая игра "чудесный мешочек" Дидактическая игра чудесный мешочек в старшей группе

Надежда Усачева
Занятие-игра «Чудесный мешочек» для второй младшей группы

Дидактическая игра «Чудесный мешочек » .

Цель : Закреплять умение правильно называть овощи и предметы, лежащие в мешочке , описывать их цвет, форму. Учить детей чётко проговаривать слова.

Материал. Блюдо с овощами (муляжи) :морковь, огурец, помидор, лук,свекла.

Ход занятия.

Воспитатель и дети рассматривают блюдо с овощами, затем дают их описания.

Что это (огурец) .Какого он цвета (зелёного) .Какой он по форме (продолговатый) . Да, огурец зелёный, продолговатый.

Так же рассматриваются помидор, морковь, лук, свекла.

Каким одним словом можно сказать про то,что у нас лежит на блюде (овощи) .

Воспитатель складывает овощи в мешочек , предлагает : Давайте поиграем с вами в «Чудесный мешочек » . Тот, кого я вызову, достанет один из овощей и скажет, какой овощ он взял,а затем вытащить руку из мешочка вместе с овощем . А вы должны сказать, правильно ли он назвал овощ или нет.

Физкультминутка.

Ребята, кто из вас помнит сказку «Репка» ? Какими словами начинается сказка? Дети произносят : «Посадил дед репку, выросла репка большая- пребольшая…» Представьте себе, что вы маленькое зёрнышко репки. Вы лежите в земле. Пригрело солнышко, прошёл тёплый дождик. Потянулся росточек вверх из земли. Появились листочки, а в земле стала расти репка…

Дети имитируют движения поднимающегося ростка.

Воспитатель собирает детей около стола.

Ребята, на математике вы знакомились с геометрическими фигурами. Назовите их. (круг, овал, треугольник, квадрат) . Назовите овощи, напоминающие вам эти геометрические фигуры (морковь похожа на треугольник, огурец на овал, помидор,лук и свекла- на круг).

Молодцы ребята вы сегодня хорошо занимались, правильно называли овощи.

Литература : Занятия по развитию речи в детском саду. Книга для воспитателей детского сада/ О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, А. И. Максаков, Е. М. Струнина, Т. М. Юртайкина. М.: Изд-во «Совершенство» , 1999.- 384 с.

Т. И. Петрова, Е. С. Петрова. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Кн. 1. Младшая и средняя группы . - М.: Школьная Пресса, 2008.- 128 с.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»(с овощами)

Задачи:

Образовательные. Уточнить представление детей об овощах; учить выделять в овощах определённые свойства, правильно классифицировать овощи; закрепить умение правильно показывать овощи, описывать их цвет, форму и другие качества, учить показывать все овощи одним словом, определяя их на вкус. Активизировать словарь детей словами: огурец, помидор, морковь, свекла, гладкая, шершавый.

Развивающие . Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, вкусовые качества и речь у детей.

Воспитательные . Воспитывать усидчивость, интерес к занятию.

Методические приёмы: наглядные(показ игрушки, муляжей овощей, картинки); словесные(загадывание загадки, физкультминутка, вопросы к детям, поощрения) и практические(дидактические упражнения).

Подготовка воспитателя : О.С. Ушакова «Развитие речи в детском саду»

Материал: игрушка ёжика, муляжи овощей, чудесный мешочек, картинки огорода, деда и бабы, овощей и фруктов.

Ход и методика проведения:

Воспитатель загадывает детям загадку:

«Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной»

Дети, про кого загадка? Правильно, про ёжика.

Посмотрите, сегодня к нам в гости пришёл ёжик. Давайте с ним поздороваемся.

- Ёжик побывал в лесу и нашёл там мешочек. Давайте посмотрим, что же там лежит.

Предлагаю детям по очереди достать,

То, что лежит в мешочке.

Проводится игра с чудесным мешочком.

Олеся, что ты достала? Что это? Правильно, это огурец.

Какого он цвета? (зелёного). Какой он по форме?(продолговатый). Какой он на ощупь?(гладкий или шершавый). Ответы ребёнка.

Марк, что ты достал из мешочка? Что это?(морковь).

Какого она цвета? Какой формы? Какая морковь на ощупь?(гладкая)

Провожу хоровые и индивидуальные ответы детей.

Так же дети рассматривают лук, свеклу и помидор,

Определяя цвет и форму овощей.

Каким одним словом можно назвать всё это?(правильно овощи).

Где растут овощи? Правильно в огороде.

Давайте немного отдохнём и проведём физкультминутку:

«Мы пойдём в огород (дети шагают на месте).

Много там всего растёт (разводят руки).

Огурцы сорвём мы с грядки (дети срывают воображаемые огурцы).

Помидоры с кожей гладкой (кистями рук обрисовывают округлую форму).

Толстая репа (поставить руки на поясе).

Засела в землю крепко (покачаться из стороны в сторону).

Дёргай, дёргай из земли (изображают, как будто дёргают из земли).

Всё собрали, посмотри (развести руки в стороны).

Проводится дидактическое упражнение

«Узнай на вкус».

Ребята, ёжик вам предлагает попробовать всё эти овощи на вкус?

Садитесь по удобнее, закройте глаза и откройте рот. А я каждому положу кусочек овоща.

А вы должны будете определить на вкус кому какой овощ дали.

Раздаю каждому ребёнку ложечкой,

нарезанные на кусочки овощи

(лук, огурец, свекла, помидор).

И спрашиваю:

Что ты съел? Какой овощ по вкусу? (лук горький, морковь и свекла сладкая, а помидор и огурец сочный).

При ответе детей,

Добиваюсь полного ответа предложением.

Например, я съел лук, он горький,

морковь и свекла сладкая, огурец и помидор сочный.

Проводится дидактическое упражнение «Соберём урожай»

Ребята, ёжик предлагает ещё поиграть и помочь собрать урожай.

Обращаю внимание детей на доску, где изображён огород

Дедушка и бабушка и две корзины, и картинки овощей и фруктов.

Ребята, посмотрите жили-были дед и баба. Был у них прекрасный сад и большой огород, где росло много фруктов и овощей. Однажды бабка взяла корзину и пошла в сад собирать фрукты на компот. А дед тоже взял корзину и пошёл в огород собирать овощи.

Ребята, давайте поможем деду и бабе собрать урожай. Девочки будут помогать бабушке собирать фрукты, а мальчики дедушке собирать в корзинку овощи.

Дети выходят по очереди и выбирают фрукты и овощи и

магнитами выкладывают картинки фруктов и овощей к доске.

Молодцы ребята, вы постарались и собрали большой урожай, дед и баба говорят вам большое спасибо. И ёжику понравилось как вы справились с заданием.

Воспитатель подводит анализ и итог занятия.

Ребята, чем занимались на занятии. Что вам понравилось больше всего? Что нового узнали? (ответы детей)

Ребята нам с ёжиком пора прощаться и в лес ему возвращаться.

Дети прощаются с ёжиком.

Макарова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 166
Населённый пункт: Город Москва
Наименование материала: "Занятия по математике"
Тема: "Геометрические фигуры", "Игра чудесный мешочек" (с геометрическими фигурами)
Дата публикации: 01.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект: занятия по математике

Всредней группе

«Геометрические фигуры»

Игра «Чудесный мешочек»

(с геометрическими фигурами)

Выполнила воспитатель:

Макарова Г.Н.

Москва - 2017

Методика проведения фрагментов занятий по математике

«Геометрические

фигуры»

задачи: учить различать и называть

следующие

геометрические

ры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; уметь ориентироваться в

пространстве.

Атрибуты:

Карточка с четырьмя полосками, кружки (большие и маленькие) четырех

цветов зелёные, синие, желтые, красные; геометрические фигуры.

Методика проведения.

Ребята, представьте, что мы находимся в магазине посуды. Это (по-

казываю на кружки) большие и маленькие чашки. Их надо расставить по

полкам, кто как хочет.

Варианты могут быть такими:

кружки лежат в беспорядке на каждой полке

кружки лежат на двух полках (большие и маленькие)

кружки разложены по цвету на четырех полках.

Ребята, расскажите мне, как вы разложили чашки? На какой полке их

больше? А на какой меньше? (Выслушиваю предположения детей)

Молодцы! Ребятки, а теперь разложите мне чашки так, чтобы на каждой

полке стояли чашки одного цвета. Разложили? Хорошо! Ответьте мне, ка-

ких чашек больше: красных или синих; желтых или зеленых? (Выслуши-

ваю предположения детей).

«Найди спрятанную геометрическую фигуру»

Сейчас мы рассчитаемся считалочкой, кто у нас будет ведущим:

Чайки жили у причала,

Их река волной качала.

Раз, два, три, четыре, пять

Так, ведущие у нас определились и выходят за дверь. (Я показываю

им 5 разных геометрических фигур разные по цвету и объясняю, что они

их должны будут ходить по группе и искать их, когда их спрячут дети). Ре-

бята давайте с вами спрячем эти 5 геометрических фигур. Игра проводится

Игра «Наведи

порядок».

квадратов,

треугольников

размера и три коробки с наклеенными на них фигурами: треугольником,

квадратом, кругом. Взрослый ставит перед ребенком задачу: «Дети играли,

все разбросали и не убрали за собой. Помоги навести порядок: разложить

фигуры по коробкам - сюда такие, сюда такие, сюда такие». (Показывает на

наклеенные

коробки.)

разложить

квадраты,

треугольники,

коробкам,

ориентируясь

абстрагируясь от цвета и величины геометрических фигур.

Игра «Чудесный мешочек»

задачи: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Ребята сейчас мы с вами поиграем в игру «Чудесный мешочек».

У меня в сумочке спрятаны геометрические фигуры разного цвета. Сей-

час каждый будет ко мне подходить и опускать свою руку в этот мешочек.

Вы должны, не подглядывая достать геометрическую фигуру и определить

наощупь что это за фигура. (Игра проводится 2раза, затем усложняется

правило игры) Ребята, а сейчас я вам усложню задачу. Вы достаете фигуру

с закрытыми глазами и определяете ее, а затем открываете глаза и говорите

какого она цвета. (Игра проводится 2-З раза). Молодцы! Вы сегодня были

такие Молодцы, знаете цвета, и геометрические фигуры.

В данных игровых упражнениях представлены материалы по развитию

особенностей восприятия цвета и формы у дошкольников среднего возраста.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы школа № 166 здание «Ромашка»

Конспект: занятия по рисованию

Всредней группе

«Военная техника»

Выполнил воспитатель:

Макарова Г.Н.

Москва - 2017

Конспект занятия по рисованию «Военная техника»

(средняя группа)

Программное содержание.

Образовательные задачи:

закреплять навыки рисования военной техники.

закреплять знания о цвете, форме и строении танка, самолёта.

Технические задачи:

закреплять навыки рисовать аккуратно.

учить рисовать военную технику в разных положениях.

Воспитательные задачи:

формировать любовь к Родине и стремиться защищать её от врагов лю-

быми способами.

любить свою Родину, страну.

Ход занятия:

Воспитатель:

Здравствуйте,

праздник? Чему он посвящён?

Воспитатель: Молодцы! А кто защищал нашу Родину? И от кого?

Дети: «Солдаты (армия). От врагов».

Воспитатель:

техникой? (Рассматриваем картинки, если есть иллюстрации).

Дети: «Самолёты танки».

Воспитатель: Хорошо. Сегодня мы с вами будем рисовать военную технику

(Самолёты). Кто мне скажет, что есть у самолёта?

Дети: «Крылья, хвост, шасси».

Воспитатель: Хорошо. А самое главное, как вы отличите наши самолёты от

чужого (вражеского)?

Дети: «По звезде».

Воспитатель: А какого цвета звезда?

Дети: «Красная».

Воспитатель: Хорошо. А какого цвета у нас должна быть техника?

Дети: «Зелёная».

Воспитатель: Молодцы, а Вы знаете, Что нам нужно, чтобы летал самолёт?

Дети: Голубое небо Воспитатель: Правильно небо должно быть мирным и

голубым, наши лётчики в самолётах охраняют чистое, голубое небо над нами

Воспитатель: А теперь ребята берите все голубые листочки себе и садитесь

на свои места. (Дети садятся) Воспитатель: какого цвета у нас небо будет?

Какой лист бумаги взяли для неба?

Дети: «голубого цвета».

Воспитатель: А чего ещё нам не хватает? Небо есть. Дети: «Самолётов».

Воспитатель: Хорошо. Каким цветом мы нарисуем «Самолёты»?

Дети: «зелёным».

Воспитатель: Хорошо, а теперь я показываю; - У самолёта корпус овальной

формы я рисую овал, у самолёта крылья тоже овальной формы, я рисую овал

поменьше, я рисую хвост овальной формы.

Воспитатель: Ребята что ещё для самолёта надо чтобы летал.

Дети: мотор, пропеллер.

Воспитатель:

заводится

лопасти и самолёт летит). Лопасти, какого цвета будим рисовать, какую

краску возьмём.

Дети: чёрную.

Воспитатель: я беру чёрную краску и рисую лопасти для самолёта, ребята

посмотрите внимательно, что ещё надо нарисовать.

Дети: «Звезду»

Воспитатель: Хорошо какого цвета звезда?

Дети: «Красного».

Воспитатель: Хорошо я мою кисть в воде и подсушиваю об салфетку, я рисую

красного

салфетку.

начинаем рисовать, ребята вы можете нарисовать много самолётов, и можете

нарисовать «Солнышко» у нас ведь мирное небо, а солнце какого цвета

Дети: Жёлтый, оранжевый.

Воспитатель:

кисточки

начинаем рисовать. (Дети рисуют самолёты).

Воспитатель: Нарисовали? Молодцы.

Воспитатель: а теперь ребята пусть сохнут наши рисунки, а мы будем убирать

свои рабочие места, убрали все свои краски в коробочки, помыли тщательно

кисточки и подошли все ко мне. Какие мы Все молодцы.

Раздать детям мешочки, в которых лежат помидор, огурец, репа или морковь. Попросить, не заглядывая в мешочек, на ощупь, уга­дать, какой овощ там лежит.

6. Итог занятия. На дом: задание 7.

Занятие 8 Тема:

Цели:

Оборудование: зайка - кукла бибабо, муляж морковки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Угости зайку».

Зайка к деткам прискакал,

Скок-скок-скок.

Что мы заиньке дадим?

Чем мы зайку угостим?

Вот морковка. Посмотрите,

Зайку быстро угостите!

3. Упражнение «Научи зайку» (для развития органов артикуля­ции).

Предложить детям помочь зайке - научить его:

а) открывать рот:

Зайка, рот открывай! Вот так! Вот так!

б) показывать зубы:

Зайка, зубы покажи! Вот так! Вот так!

в) показывать язык:

Зайка, покажи язык! Вот так! Вот так!

г) откусывать морковку:

И морковку откуси! Ам! Ам! Ам!

д) облизывать губы:

Зайка съел всю морковку. Ему очень понравилась вкусная мор­ковка. Он стал облизывать губы. Вот так! Вот так! А дети вытирают губы салфеткой.

Спасибо! - сказал зайка и убежал в лес. Каждое упражнение выполнить до 3 раз.

4. Физкультминутка.

Предложить детям попрыгать, как зайчики.

5. Пальчиковая гимнастика.

Зайки серые сидят И ушами шевелят. Вот так! Вот так! Все ушами шевелят!

Прижать мизинец и безымянный палец большим пальцем к ладо­ни. Указательный и средний пальцы выпрямить и пошевелить ими. Сделать зайку другой рукой и обеими руками вместе.

6. Итог занятия. На дом: задание 8.

Занятие 9 Тема: «Овощи. Фраза»

Цели:

1. Учить формировать фразу из 3 слов

2. Закрепить номинативный словарь по теме.

3. Закрепить обобщающее понятие «овощи».

4. Развивать внимание, память, мелкую моторику кистей рук, сенсорное восприятие.

5. Воспитывать умение слушать речь логопеда.

Оборудование: корзина, муляжи овощей, натуральные овощи, бабушка - кукла бибабо.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Что это?».

В гости к детям пришла бабушка и принесла корзину. Посмотрите, что бабушка вырастила в огороде. (Показать детям корзинку с овощами.)

Что это? (Это овощи.)

Предложить детям достать из корзинки по одному овощу и назвать его.

Бабушка пошла на рынок, чтобы продать эти овощи. А мы пой­дем покупать их.

3. И гра «На рынке».

Мы корзиночки возьмем, По дорожке мы пойдем. По дорожке мы пойдем, И на рынок мы придем. На прилавок посмотрите, Овощи себе купите!



Внимательно посмотрите и скажите, какие овощи продаются на рынке?

Катя, что тебе дать? (Дайте мне репу (огурец, помидор, морковь).)

4. Игра «Раз, два, три - что купили, назови».

Мы корзиночки несем. Мы домой с тобой идем.

Мы на рынок все ходили, Овощи себе купили. Раз, два, три -Что купили, назови.

Что ты купила, Катя? (Я купила репу.)

Что ты купил, Вова? (Я купил помидор.)

5. Игра «Угадай овощи по вкусу».

- Мы пришли домой. Что будем делать с овощами? (Выслушать ответы детей. Уточнить их.)

Мы овощи вымоем и сделаем из них салат.

Угадайте, какие овощи в моем салате?

Ребенок с закрытыми глазами пробует кусочек овоща и старается угадать его название. (Это морковь. Это репа. Это помидор. Это огурец.)

6. Итог занятия. На дом: задание 9.

Занятие 10 Тема: «Овощи. Рисование»

Цели:

1. Закрепить понятие «овощи».

2. Учить составлять описания репы и помидора.

3. Учить согласовывать имена прилагательные с именами сущест­вительными мужского и женского рода.

4. Развивать сенсорное восприятие и моторные навыки.

5. Воспитывать вежливость, умение слушать речь логопеда.

Оборудование: кукла, корзинка, муляжи репы и помидора, предмет­ные картинки с изображением тех же овощей, бумага, фломастеры.

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Упражнение «Скажи, какой?».

Показать куклу и предложить детям поздороваться с ней:

Кукла Катя в гости к нам пришла и корзинку принесла. Что там, Катя? (Там овощи.)



Рассмотреть помидор и репу, назвать их цвет:

Помидор красный.

Репа желтая.

Исследовать форму этих овощей, назвать:

Помидор круглый.

Репа круглая.

Учить составлять описания:

Помидор красный, круглый.

Репа желтая, круглая.

3. Беседа по картинкам.

Рассмотреть с детьми изображения репы и помидора на картинках.

Какой помидор? (Помидор красный, круглый.)

Какая репа? (Репа желтая, круглая.)

4. Физкультминутка «Хоровод».

Дети с мамой в огороде Овощи срывали. Овощи срывали, Гостей угощали. Вот морковки, огурцы, Помидоры, репки. Ешьте овощи, ребята, Будете вы крепки.

5. Рисование «Помидор и репа» (по образцу логопеда). Раскрашивать круговыми движениями от центра.

6. Упражнение «Скажи, какой?» (продолжение).

Скажи, какой у тебя помидор (репа)? (У меня помидор крас­ный, круглый. У меня репа желтая, круглая.)

7. Итог занятия.

Предложить детям подарить рисунки кукле Кате и попрощаться с ней. На дом: задание 10.

Занятие 11

Тема: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика»

Цели:

1. Развивать артикуляторную и мелкую моторику кистей рук.

2. Развивать слуховое и зрительное внимание.

3. Воспитывать умение выполнять инструкции логопеда.

Оборудование: зайка - кукла бибабо, муляж репы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Игра «Угости зайку».

Зайка к деткам прискакал,

Скок-скок-скок.

Что мы заиньке дадим?

Чем мы зайку угостим?

У нас репа. Посмотрите,

Зайку быстро угостите!

3. Упражнение «Научи зайку» (см. занятие 8).

4. Физкультминутка (см. занятие 8).

5. Пальчиковая гимнастика (см. занятие 8).

6. Итог занятия. На дом: задание 11.

Занятие 12

Тема: «Осень (знакомство)»

Цели:

2. Формировать понятие «осень».

3. Учить элементам диалогической речи.

4. Развивать внимание, память, мышление, мелкую и общую моторику.

Оборудование: сюжетные картинки по теме «Осень», куклы -девочка и мальчик, бубен.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Давайте познакомимся».

Посмотрите, кто к нам пришел! Кто это? (Это куклы.)

Здравствуйте, дети!

Давайте с ними поздороваемся и познакомимся. (Дети здоро­ваются.)

- Спросите девочку: «Девочка, как тебя зовут?»

Меня зовут Таня.

Спросите мальчика: «Мальчик, как тебя зовут?»

Меня зовут Ваня.

Таня и Ваня спрашивают по очереди детей: «А как тебя зовут?» Каждый ребенок отвечает: «Меня зовут...»

3. Беседа по картинке.

Посмотрите, Таня и Ваня принесли картинку о том, как они гуляли.

Рассмотреть с детьми картинку с изображением осени, девочку и мальчика в осенней одежде с листочками в руках.

Посмотрите внимательно на Таню и Ваню. Они надели теплые куртки, шапки, обули сапожки. Почему? (На улице холодно.)

Что у Тани? (У Тани листочек.)

Какой у Тани листочек? (Красный листочек.)

Что у Вани? (У Вани тоже листочек.)

Какой у Вани листочек? (У Вани желтый листочек.)

Правильно. Холодно. Листочки стали красными и желтыми. Это наступила осень.

Какое время года наступило? (Осень.)

Рассмотреть сюжетную картинку «Осень», на которой изображе­ны признаки этого времени года.

На небе тучи. Дует холодный ветер, падают листочки. Идет холодный дождь. Какое это время года? (Осень.)

Посмотрите внимательно. Где Таня? (Нет Тани.) Где Ваня? (Нет Вани.)

Они дома. Почему? (Холодно. Идет дождь.)

4. Физкультминутка «Солнышко и дождик».

Равномерный звон бубна - «солнышко», дети гуляют; удары в бубен в такт со звукоподражанием: «Кап-кап-кап» - «дождь», дети бегут на стульчики. "

5. Работа с сюжетной картинкой.

Обратить внимание детей на картинку с изображением осени, задать вопросы:

Как вы угадали? (Холодно. Листочки желтые, красные. Тучи. Дождь идет.)

6. Итог занятия. На дом: задание 12.

Занятие 13

Тема: «Осень. Один - много»

Цели:

1. Закрепить понятия «один» - «много».

3. Учить слышать и использовать в речи согласования «желтые листочки», «красные листочки».

4. Учить строить фразу с числом «один» и словом «много».

5. Воспитывать вежливость, умение слушать логопеда.

Оборудование: картинка с изображением осени, куклы - девочка и мальчик, желтые и красные листья.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Посмотрите, к нам пришли Таня и Ваня.

Здравствуйте, дети! (Куклы здороваются с детьми.) Дети отвечают:

Здравствуй, Таня! Здравствуй, Ваня!

Таня и Ваня показывают детям картинку «Осень», просят расска­зать, что на ней нарисовано. (Ответы детей, уточнение изображен­ного на картинке времени года.)

3. Упражнение «Сосчитай».

На полу (ковре) разложены желтые и красные листочки. Куклы «читают» стихотворение:

Осень хмурая пришла, Все листочки сорвала. На земле они лежат, С нами поиграть хотят. Мы их будем собирать И листочки считать.

Предложить детям поднять по одному листочку и попросить каж­дого ребенка ответить на вопрос:

Сколько у тебя листочков? (У меня один листочек.) Сложить все листочки в букет, спросить:

Сколько у нас листочков? (У нас много листочков.)

4. Физкультминутка.

У детей в руках листочки.

Дует, дует ветер, Дует, задувает,

Дети поднимают руки вверх и качают ими из стороны в сторону.

5. Игра «Подарки».

Предложить детям подарить желтые листочки Тане.

На, Таня, желтый листочек.

Сколько ты дал(а) Тане листочков? (Один.) Когда все дети отдадут Тане листочки, спросить:

Сколько у Тани листочков? (У Тани много листочков.)

Какие у Тани листочки? (У Тани желтые листочки.) Затем подарить красные листочки Ване.

Когда бывают листочки красными и желтыми? (Осенью.)

6. Итог занятия. На дом: задание 13.

Занятие 14 Тема: «Осень. Счет до двух»

2. Закрепить понятия «красный цвет», «желтый цвет».

3. Продолжать учить слышать и использовать в речи согласования «желтые листочки», «красные листочки».

4. Учить строить фразу с числами «один», «два» и предлогом У.

5. Воспитывать вежливость, умение слушать логопеда.

Оборудование: натуральные листочки, листочки из бумаги, картин­ка «Осень».

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Работа с сюжетной картинкой.

Рассмотреть с детьми картинку осени и прочитать им стихотво­рение:

Осень хмурая пришла, С ветки листья сорвала. Листочки упали, К деткам попали. Будем листья собирать И листочки считать.

3. Упражнение «Сосчитай». Рассмотреть желтый и красный листочки.

Какой это листочек? (Показать детям желтый листочек.) (Это желтый листочек.)

Какой это листочек? (Показать детям красный листочек.)

(Это красный листочек.) Раздать детям по одному листочку, спросить:

Сколько у тебя листочков? (У меня один листочек.) Раздать еще по одному листочку, сосчитать их вместе с детьми:

Один, два. Всего два листочка.

Сколько всего у тебя листочков? (У меня два листочка.) Предложить детям взять листья по одному в руку. На счет «один»

поднять одну руку с листочком, на счет «два» - другую. Затем на счет «один» опустить одну руку, на счет «два» - другую.

4. Физкультминутка (см. занятие 13).

5. Игра «Мы считаем».

Осень в гости к нам пришла, Осень листья принесла.

Раздать детям кому по 2 желтых листочка, кому по 2 красных.

Какие у тебя листочки? (У меня красные (желтые) листочки.)

Сколько красных (желтых) листочков? (Один, два. Два красных (желтых) листочка.)

Сколько у тебя листочков? (У меня два листочка.)

6. Итог занятия. На дом: задание 14.

Занятие 15 Тема: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика»

Цели:

1. Развивать артикуляторную и мелкую моторику кистей рук.

2. Развивать слуховое и зрительное внимание.

3. Воспитывать умение выполнять инструкции логопеда.

Оборудование: еж - кукла бибабо, муляж гриба.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Давайте познакомимся».

Логопед незаметно стучит и спрашивает:

Кто там? Это ты стучал (а)? (Обращается к ребенку.) (Нет.) Давайте спросим:

Кто там? (Достать ежа.)

Кто это? (Это еж.)

Давайте с ним познакомимся.

Еж спрашивает каждого ребенка, как его зовут. Ребенок отвечает:

Меня зовут...

А меня зовут Ежик - ни головы, ни ножек.

3. Игра «Угощение».

Дети, еж пришел к нам в гости. Давайте его угостим - дадим ему гриб. Скажем: «Ешь, еж!»

У меня колючий ежик, Я грибом его кормлю. В лапки ежик гриб берет, Но открыть не может рот. Ежика я угощу, Открывать рот научу.

4. Артикуляционная гимнастика (5 раз каждое упражнение):

Открыть широко рот - закрыть;

Показать длинный язык - убрать;

Язык бегает вправо-влево;

Показать зубы;

Улыбка (произносить «И») - трубочка (произносить «У»).

5. Физкультминутка.

Выполнять действия по тексту стихотворения:

Ходит, бродит ежик, Маленькие ножки, Маленькие ножки, На ногах сапожки. Ножками: топ-топ-топ, Сапожками: топ-топ-топ. Как свернется в клубок, Не видать в сапожках ног.

6. Пальчиковая гимнастика:

Иголки ежа (растопырить пальцы). Еж испугался лису, сложил колючки (соединить пальцы) и свернулся в клубок (сжать пальцы в кулачок).

Все движения выполняются сначала одной рукой, потом другой. Повторить несколько раз;

Голова ежа (большие пальцы рук соединить кончиками) и туло­вище ежа (остальные пальцы переплетены: пальцы одной руки между пальцами другой);

Еж расправил иголки (выпрямить пальцы), свернулся в клубок (прижать пальцы к тыльной стороне ладони).

7. Итог занятия. На.дом: задание 15.

Занятие 16 Тема: «Осень. Рисование. Счет до двух»

Цели:

1. Закрепить понятие «осень».

2. Уточнить и расширить словарь по теме.

3. Формировать фразовую речь.

5. Развивать сенсомоторные навыки, внимание, память.

6. Воспитывать вежливость, умение слушать логопеда.

Оборудование: сюжетная картинка «Осень», карандаши, бумага, бубен, куклы, фланелеграф или магнитная доска, вырезанные изоб­ражения желтых и красных листочков, луж, туч, солнышка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Посмотри и скажи».

Посмотрите, к нам в гости пришли куклы. Предложить детям поздороваться и познакомиться с гостями.

Что они нам принесли? (Желтые и красные листочки, картин­ку.)

3. Беседа про осень.

Рассмотреть с детьми листочки и картинку, задать вопросы:

Что это? (Красные листочки. Желтые листочки. Тучи. Дождь. Лужи.)

Какое это время года? (Осень.)

4. Физкультминутка «Солнышко и дождик» (см. занятие 12).

5. Упражнение «Картинка за картинкой».

Хмурая, дождливая Осень наступила. Очень холодно гулять, Будем осень рисовать.

Выложить на фланелеграфе или магнитной доске 2 тучи, 2 лужи, между ними полоски дождя. Рассмотреть получившуюся картинку.

6. Упражнение «Сосчитай».

Сосчитай тучи (лужи).

После каждого пересчета спрашивать:

Сколько всего? (Две тучи. Две лужи.)

7. Рисование «Осень».

Раздать детям бумагу, простые карандаши и предложить нарисо­вать 2 тучи.

Дети с помощью логопеда рисуют тучи круговыми движениями от центра.

Затем синими карандашами нарисовать прямыми линиями дождь и 2 лужи - круговыми движениями от центра.

8. Беседа по рисункам детей. Предложить детям ответить на вопросы:

Что это? (Обвестирукой тучи.) (Это тучи.)

Что это? (Обвести рукой лужи.) (Это лужи.)

Что это? (Обвести рукой дождик.) (Это дождик.)

Что все это? (Обвести рукой весь рисунок.) (Это осень.)

9. Итог занятия. На дом: задание 16.

Занятие 17

Тема: «Грибы. Один, два, много»

Цели:

1. Закрепить понятия «один», «много».

3. Закрепить признаки осени.

4. Формировать фразу с предлогом У и словами «один», «два», «много».

5. Развивать внимание, память, мелкую моторику кистей рук.

6. Воспитывать навыки культуры общения.

Оборудование: листочки из бумаги, корзинка, муляжи грибов, два ежа, картинка «Осень. Грибы».

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Посмотри и скажи».

- Посмотрите, к нам в гости пришли ежи. Предложить детям поздороваться с гостями.

Что они нам принесли? (Корзинку с грибами, картинку.)

3. Работа с сюжетной картинкой.

Рассмотреть с детьми картинку «Осень. Грибы», задать вопросы:

Какое это время года? (Это осень.)

Что делают Таня и Ваня? (Таня и Ваня собирают грибы.)

Сколько грибов собрали дети? (Дети собрали много грибов.)

4. Упражнение «Один - много».

Раздать детям по одному грибу, спросить каждого:

Сколько у тебя грибов? (У меня один гриб.) Предложить детям сложить все грибы в корзинку.

Сколько у нас грибов? (У нас много грибов.)

5. Физкультминутка (см. занятие 13).

6. Игра «Угощение».

Ежи готовятся к зиме. Они хотят есть. Угостим ежей грибами. Попросить двух детей дать каждому ежу по одному грибу.

Сколько грибов, Ваня, ты дал ежу? (Я дал один гриб.)

Так же спросить второго ребенка. Затем попросить детей дать ежам еще по грибу и снова сосчитать грибы. Следить за тем, чтобы дети считали грибы слева направо, показывая на каждый гриб, соотнося число и предметы.

При необходимости помогать детям. После пересчета обвести грибы одного ежа рукой и спросить:

Сколько всего? (Два гриба.)

7. Итог занятия. На дом: задание 17.

Занятие 18 Тема: «Фрукты (знакомство)»

Цели:

1. Уточнить и расширить словарь по теме.

2. Формировать обобщающее понятие «фрукты».

3. Учить строить фразу из 2 слов по заданному вопросу.

4. Развивать внимание, память, мелкую и общую моторику, так­тильные ощущения.

5. Воспитывать умения слушать логопеда, выполнять простые инструкции, навыки культуры поведения.

Оборудование: корзинка, муляжи фруктов (яблоко, груша, лимон, банан), бабушка - кукла бибабо, мешочек.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Покажи и скажи».

Сообщить, что в гости к детям приехала бабушка. Предложить поздороваться с ней.

Бабушка привезла вам гостинцы.

Покажи, где у бабушки в корзинке яблоко? (Вот яблоко.)

Где груша (лимон, банан)? (Вот груша (лимон, банан).)

3. Упражнение « Что это ?».

Педагог достает из корзинки по одному фрукту и спрашивает:

Что это? (Это яблоко. Это груша. Это лимон. Это банан.)

4. Физкультминутка.

5. Игра « Чудесный мешочек».

Спрятать в мешочке яблоко (грушу, лимон, банан). Попросить детей на ощупь угадать, что в мешочке. - Что тут? (Тут яблоко.) И т.д.

6. Итог занятия. На дом: задание 18.

Занятие 19 Тема: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика»

Цели:

1. Формировать навыки диалогической речи.

2. Развивать внимание, память, артикуляционный аппарат и мел­кую моторику кистей рук.

3. Воспитывать навыки культуры поведения, умение слушать логопеда и точно выполнять его инструкции.

Оборудование : еж - кукла бибабо, муляж яблока.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Игра «Кто там?».

Незаметно постучать и спросить: «Кто там? Дети! Это вы стучали?»

Давайте спросим: «Кто там?» (Достать ежа.)

Это я - ежик, ни головы, ни ножек.

Здравствуй, ежик!

3. Упражнение «Научи ежика».

Дети, ежик пришел к нам в гости. Давайте его угостим. Дадим ему яблоко. Скажем: «Ешь, ежик, яблоко!»

Мой колючий, серый ежик В лапки яблоко берет, Но открыть не может рот. Ежика я угощу, Открывать рот научу.

Выполнить с детьми артикуляционную гимнастику (5 раз каждое упражнение) (см. занятие 15).

4. Физкультминутка (см. занятие 15).

5. Пальчиковая гимнастика.

Все движения выполняются сначала одной рукой, потом другой.

Сложите пальчики так, чтобы получился ежик.

Прижмите и выпрямите его колючки.

6. Итог занятия. На дом: задание 19.

Занятие 20

Тема: «Фрукты. Словоизменение»

Цели:

1. Закрепить и расширить словарь по теме.

2. Закрепить обобщающее понятие «фрукты».

3. Формировать понимание и правильное употребление един­ственного и множественного числа имен существительных в име­нительном падеже.

4. Учить строить фразу из 3 слов с предлогом У.

5. Развивать внимание, память.

6. Воспитывать умение слушать логопеда.

Оборудование: кукла, картинки и муляжи фруктов, тарелки, кар­тинка «Сад», корзинка, рули.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Работа с сюжетной картинкой.

Рассмотреть картинку. Сказать детям, что это сад, в котором растут фрукты.

Мы по садику гуляли, Фрукты с дерева срывали, Поскорее посмотри, Что сорвали, назови.

Показать по очереди яблоко, грушу, лимон, банан.

Что это? (Это яблоко (груша, лимон, банан).)

Что это все вместе? (Это фрукты.)

3. Упражнение «Покажи и скажи».

Попросить детей рассмотреть предметные картинки, показать и дать полные ответы:

Где яблоко? Где яблоки? (Вот яблоко. Вот яблоки.)

Где груша? Где груши? (Вот груша. Вот груши.)

Где лимон? Где лимоны? (Вот лимон. Вот лимоны.)

Где банан? Где бананы? (Вот банан. Вот бананы.)

4. Физкультминутка.

Игра может быть проведена в присутствии всех детей, они наблюдают за действиями своих товарищей.

Формирование тактильно-двигательного выбора по образцу при восприятии формы, величины, пространственного расположения и предметной отнесенности

Тактильно-двигательный выбор по образцу тесно связан со зрительным восприятием, с тем, в какой форме будет дан образец. Только в одном случае ребенок опирается целиком на тактильно-двигательное восприятие, когда мы имеем тактильно-двигательный образец, т. е. ребенок действует без участия зрения. Но, как правило, образец дается либо зрительно, либо смешанным способом – зрительно-тактильно. В этих случаях в выборе предмета активно участвует зрение, а соприкосновение с предметом помогает ребенку получить образ в целом. Выбор по образцу на ощупь не следует предлагать детям раньше того, как они научатся осуществлять этот выбор зрительно.

Во всех играх нужно обязательно следить за формированием самого ощупывающего и обводящего движения, за правильным перемещением руки по предмету, за тем, чтобы во время этого ощупывания ребенок фиксировал как общие (величину, форму, предметную отнесенность), так и более частные (наличие основных деталей, их отношение к целому и др.) признаки данных объектов.

«Чудесный мешочек»

Цель. Учить выбирать предметы по образцу на ощупь, развивать внимание, формировать эмоционально-положительное отношение к игре.

Оборудование. Мешочек из непрозрачной ткани с завязкой, парные предметы.

Ход игры. 1-й вариант (образец дается зрительно). Перед педагогом на столе лежат два комплекта совершенно одинаковых игрушек – два мяча, две куклы, две игрушечные тарелки, два утенка и т. п. Педагог берет пару предметов, рассматривает их с детьми и называет, обращая внимание в основном на то, что предметы одинаковые. А потом опускает один из них в мешочек. Так же и с другой парой предметов. Остальные лежащие на столе предметы накрывает салфеткой или закрывает экраном. Дети по очереди подходят к педагогу. Он достает из-под салфетки один из предметов, предлагает ребенку на него посмотреть, не беря в руки, а затем найти такой же в мешочке. Ребенок на ощупь достает нужный предмет, сравнивает его с образцом. Если выбор сделан верно, педагог говорит: «Миша правильно угадал. На столе утенок, и он достал из мешочка утенка». При повторном проведении игры в мешочек можно опустить три, затем, четыре, пять предметов.