Уютный дом Рукоделие Выпечка

Пальчиковые игры к 8 марта. Картотека пальчиковых игр по лексическим темам

— вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры — детская потешка или стихотворение. А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими. Мы собрали 12 игр для разных возрастов, многократно опробованных опытными педагогами на своих занятиях.

О том, что пальчиковая гимнастика нужна всем малышам и дошкольникам, знают многие родители. В современном мире, с его готовыми игрушками и обилием бытовой техники, детские пальчики получают все меньше полезной работы. На помощь приходят пальчиковые игры — они развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Пальчиковая гимнастика очень хороша как ежедневное самостоятельное игровое занятие с малышом. Многие педагоги и логопеды используют пальчиковую гимнастику на своих развивающих занятиях как физкультминутку, отдых и смену деятельности. Прекрасно подходят пальчиковые игры и для детских праздников — их легко включить в сценарий, ими удобно перемежать конкурсы, встав с малышами в хоровод.

Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет

Кулачок

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!

В гости

В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Клён

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет "рожками" в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука "открывает" калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука "проползает").

Горох

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая... (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!". (хлопаем)

Зима

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Статья предоставлена детским эко-клубом "Умничка"

«Как научить разговаривать малыша?» - с таким вопросом все чаще приходят на прием к детским неврологам и психологам обеспокоенные родители. К сожалению, в настоящее время нередко встречается ситуация, когда ребенок в два с половиной, а то и три года не говорит ни слова. Но прежде чем приступать к решению проблемы с помощью медикаментов, попробуйте провести коррекционные мероприятия самостоятельно. Давно известно, что массаж определенных точек на кончиках пальцев ребенка стимулирует активность головного мозга, в частности речевых центров. Поэтому разминка детских пальчиков, различные упражнения положительно влияют не только на развитие мелкой моторики ручек, но и на становление речи крохи. В связи с этим мы предлагаем вашему вниманию пальчиковую игру для малышей на тему «Транспорт».

Как и другие («Времена года». «Насекомые». «Овощи и фрукты»), этот комплекс упражнений рассчитан на проведение гимнастики совместно с родителями, воспитателями, нянями - с кем-либо из взрослых. Дети с удовольствием будут проделывать все движения только в том случае, если увидят перед собой доброжелательный пример для подражания. Поэтому проговаривать все стихотворения необходимо с улыбкой, заинтересованно и внятно. Постарайтесь превратить гимнастику в игру - тогда ребенок с радостью будет повторять за вами упражнения, а потом и слова. А чтобы малыш не заскучал, их следует выполнять не более пяти минут.

Пальчиковая гимнастика «Транспорт» познакомит детей с названием транспортных средств, способами их передвижения, а также звуками, присущими каждому из них.

Автобус
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
(вращаем сжатые кулачки)
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит руль, руль
(изображаем как крутим руль)
Едет-едет наш автобус,
Дворниками бжик-бжик бжик-бжик
(параллельно двумя руками влево-вправо)
Едет едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
Двери открываются - двери закрываются.
(ладошки сводим и разводим)
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
Едет-едет наш автобус
Всем сигналит биииииип
(нажимаем себе на нос)

Велосипед
У него два колеса
(показываем два колеса)
И седло на раме,
(кулачок сверху накрываем ладонью)
Две педали есть внизу
(хлопаем ладошками по воздуху)
Крутят их ногами.
(топаем ножками)

Кораблик
По реке плывет кораблик,
(прижимаем нижние части ладошек друг другу, верхние открыты: показываем «кораблик»)
Он плывет издалека,
(приставляем горизонтально левую руку к глазам)
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(показать четыре пальца)
У них ушки на макушке,
(приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки,
(показываем две открытые от себя ладошки)
Только кошки да коты!
(пальчики слегка сгибаем - получаются «коготки»)

Кораблик
Вот плывет кораблик мой,
(руки - «полочка», покачиваются)
Он плывет ко мне домой.
(руки вперед, ладони сомкнуть углом, имитируя нос корабля)
Крепко я держу штурвал,
(«держать штурвал»)
Я ведь главный капитан
(четыре хлопка в ладоши)

Лодочка
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
(ладони сложить лодочкой и совершать волнообразные движения рук)
Две ладошки - друзья,
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
(поднять выпрямленные ладони вверх)
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(имитация движений волн и рыбок)

Машина
Заведу мою машину
(повороты кистями руки сжатой в кулак, как будто заводим машину)
Би-би-би, налью бензину.
(три раза хлопнуть в ладоши и одновременно топать)
Крепко-крепко руль держу
(имитировать движения водителя)
На педаль ногою жму.
(топать правой ногой)

Паровоз
Ехал, ехал паровоз

Прицепил вагон, повез.

Ехал, ехал паровоз
(руки сцепить в «замок», вращая большими пальцами)
Прицепил вагон, повез.
(сцепить указательные пальцы)

Поезд
Дети сели на бревно:
Будет поездом оно.
(присаживаемся и встаем)
Загудели: «У-У-У-У.
Мы поехали в Москву!»
(играем на «дудочке»)
Дети едут и гудят,
Точно паровозы,
(топаем ногами и «гудим»)
А вверху грачи кричат
На ветвях березы.
(поднимаем руки вверх)

Самолет
Я построю самолет,
(разводим руки широко в стороны)
Шлем надену - и в полет.
(показываем «шлем» над головой)
Сквозь волнистые туманы,
Полечу в другие страны,
(шевелим пальчиками)
Над морями и лесами,
Над горами и полями,
(делаем «брызгающие» движения пальцами)
Облечу весь шар земной.
(обхватываем воображаемый шар)
А потом вернусь домой.
(взмахивающие движения ладонями)

Самолеты
Мы сегодня самолеты,
(сидят на пятках и вращают руками, изображая мотор)
Мы не дети, мы пилоты.
(четыре хлопка в ладоши)
Руки - нос, и руки - крылья
(«нос», «крылья»)
Полетела эскадрилья.
(встать, разбежаться, расставив руки в стороны)

Светофор
Помогает с давних пор
Верный друг наш - светофор.

У него больших три глаза,
Не горят они все разом.
(показывают три пальца)
Если красный загорелся,
(поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе круг)
То нельзя переходить,
Надо ждать на тротуаре
(качают головой)
И машины пропустить.
(имитируют кручение руля)
Если жёлтый загорелся,
Значит, скоро мы пойдём.
(поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе второй круг)
Глаз зелёный загорелся -
Стоп, машины, мы идём!
(поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе третий круг под вторым)
Мы дорогу перешли,
По делам своим пошли.
(маршируют по помещению)
Помогает с давних пор
Верный друг наш - светофор.
(хлопают три раза в ладоши, на каждый слог слова «светофор»)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА,
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ЗАГАДКИ "ТРАНСПОРТ"

"Транспорт"
Будем пальчики сгибать –
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт,
Трамвай, метро и самолёт.
Все пальцы мы в кулак зажали,
Все виды транспорта назвали.

"Есть игрушки у меня"

Есть игрушки у меня: (Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъемный кран -
Настоящий великан. (Загибают пальчики на обеих руках.)
Сколько вместе?
Как узнать?
Помогите сосчитать! (Хлопают попеременно в ладоши и ударяют кулачками друг о друга.)

Две ладошки прижму (Ладони лодочкой, волнообразные движения рук.)
И по морю поплыву.
Две ладошки – друзья –
Это лодочка моя.
Паруса подниму,(Поднять выпрямленные ладони вверх.)
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам (Имитация движений волн и рыбок.)
Плывут рыбки тут и там.

Проснулись, потянулись.
(Наклон головы вниз, руки за головой, локти вниз.
Руки вверх-в стороны, голову поднять – прогнуться – глубокий вдох)
Заводим мотор.
(Ноги врозь, руки – в стороны.
Поворот туловища влево-вправо с вращательными движениями
кистей рук перед грудью.)
Проверяем ремни безопасности.
(Ноги врозь, руки вдоль туловища.
Наклоны влево-вправо, руки скользят вдоль туловища.)
Проверяем тормоза.
(Руки за спиной, вращательные движения стопой левой-правой ноги поочередно.)
Поехали.
(Ходьба на месте, переходящая в бег.)

Дети берут на себя роль водителей и в соответствии с сигналами светофора выполняют движения: красный - стоят, желтый - готовятся к движению, зелёный «едут в автомобилях». Затем дети – пешеходы красный - стоят, желтый - хлопают, зелёный - топают.

Самолёт
Полетели, полетели,
Вперёд руками завертели.
А потом наоборот -
Назад помчался самолёт. (Вращение прямыми руками вперёд и назад.)

Самолёт
Руки в стороны - в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре -
Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)

Стоп, машина
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп, машина, стоп!
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп, машина, стоп! (Каждый отбивает ритм кулаком о ладонь. Потом все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст. В нужный момент дети (никто знака не подает) должны воскликнуть хором:« Стоп!»)
====================

ЗАГАДКИ о видах транспорта

Бежит, гудит.
В два глаза глядит,
Только красный глазок глянет –
Как вкопанный станет.
(Автомобиль)

Весь год - зимой и летом
В стальной костюм одетый,
Стою я во дворе -
Ничто не страшно мне.
(Автомобиль в гараже)

Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)

Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)

В таком порту бывал мой друг,
Где вовсе нет воды вокруг,
Но в этот порт все время шли,
С людьми и грузом корабли.
(Аэропорт)

Он идёт, волну сечёт,
Из трубы зерно течёт.
(Комбайн)
Едет конь стальной, рычит,
Сзади плуги волочит.
(Трактор)

Что за птица:
Песен не поёт, гнезда не вьёт,
Людей и груз несёт?
(Вертолет)

Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Где пройдёт он, станет гладко,
Будет ровная площадка.
(Бульдозер)

Начинает он копать, заменяет сто лопат.
(Экскаватор)
Что за машина:
Шея, как у гуся,
Сила, как у слона?
(Подъемный кран)

Идёт утюжок
С прокопчённой трубой,
Морщины и складки
Ведёт за собой.
(Пароход)

Поднимает великан
Груды груза к облакам.
Там, где встанет он, потом
Вырастает новый дом.
(Подъемный кран)

Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём.
(Велосипед)

Совсем не нужен ей водитель.
Ключом её вы заводите -
Колёсики начнут крутиться.
Поставьте, и она помчится.
(Заводная машина)

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука,
Два блестящих огонька.
(Машина)

Рукастая, зубастая,
Идет-бредет по улице,
Идет и снег грабастает,
А дворник только щурится,
А дворник улыбается:
Снег без него сгребается.
(Снегоуборочная машина)

Чудо-дворник перед нами
Загребущими руками
За одну минуту сгреб
Преогромнейший сугроб.
(Снегоуборочная машина)
Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит.
(Самолет)

Кто на бегу, пары клубя,
Пускает дым трубой,
Несет вперед и сам себя,
Да и меня с тобой?
(Паровоз)

Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей!
(Транспорт)

Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
(Трамвай)

Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет –
Семь плугов тащит.
(Трактор)

Станут два братца
В речке купаться:
Вынырнут вместе,
Вместе нырнут –
Лодке на месте
Стоять не дадут.
(Лодка с веслами)

К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот откроет рот.
(Экскаватор)

Бывают ли у дождика
Четыре колеса?
Скажи, как называются
Такие чудеса?
(Поливальная машина)

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.
(Метро)

Сам вагон открыл нам двери,
В город лестница ведет.
Мы своим глазам не верим:
Все стоят, она идет!
(Эскалатор в метро)
Четырехместная карета
Когда-то ездила по свету.
(Ландо)

Не собака – а с цепью.
Не лошадь – а с седлом.
(Велосипед)
Какие красавцы
Всегда и везде
На суше родятся –
Живут на воде?
(Корабли)

По волнам дворец плывет,
На себе людей везет.
(Корабль)
Под водою дом плывет,
Смелый в нем народ живет.
Даже под полярным людом
Может плавать этот дом.
(Подводная лодка)

Крыльев нет,
Но эта птица
Полетит –
И прилунится.
(Ракета)

Закружу, заверчу, в небеса улечу.
(Вертолёт)

Это что там в дымке тает,
Птицей по волнам летает?
Паруса меняет вахта,
Держит нос по ветру…
(Яхта)

Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился…
(Парашют)

Ни дождя, ни града нет,
Только в небе рыхлый сдед.
(Реактивный самолет)

Целый день стальной рукою
Богатырь каналы роет.
Чтоб вода пошла, бурля.
На засохшие поля.
(Экскаватор)

День-деньской
За кругом круг
Мчится вдаль
Усатый жук.
Он не ловит червяков
И не ест осоки.
Прямо с неба, с проводов,
Пьет электротоки.
Если ж не кормить его
Чудо-проводам и,
Он не будет нас возить,
Шевеля усами.
(Троллейбус)

Стальной журавль за окном
За разом раз поклоны бьет.
Он помогает строить дом
И клювом плиты подает.
(Подъемный кран)
Маленькие домики
По улице бегут,
Мальчиков и девочек
Домики везут.
(Поезд)

За дымком,
За свистком,
Братья бегают гуськом.
(Поезд)

Я зашел в зеленый дом,
Но недолго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом!
(Поезд)

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)

Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
Как это называется?
(Машина)

Это что за великан,
Строит дом то тут, то там?
Весь он сделан из железа.
Отгадал?…
(Подъёмный кран)

Что ж, дружочек, отгадай,
Только это не трамвай.
Вдаль по рельсам быстро мчится
Из избушек вереница.
(Поезд)

На разъезде день-деньской
Машет он одной рукой.
То ходить нам не велит.
То покажет - путь открыт!
(Шлагбаум)

Вот стальная птица,
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица?
(Самолёт)

Распрекрасный дворец по морю плывёт,
Белеет на волнах гигант
(Теплоход)

На море, в реках и озерах
Я плаваю, проворный и скорый.
Среди военный кораблей
Известен легкостью своей.
(Катер)

Не птица, а летает,
Не грузовик, а с кабиной,
Не летучая мышь, а с крыльями.
(Cамолет)

Я мчусь, держусь за провода,
Не заблужусь я никогда.
(Троллейбус)

Пальчиковые игры известны едва ли не с древних времен. Вполне возможно, что они были придуманы еще в то время, когда еще не было игрушек, и единственным доступным объектом для игр были только руки. Видимо, Сам Господь вложил их в ум нашим предкам, потому что этот вид игр — уникальный способ развития ребенка.

Пальчиковые игры, как правило, имеют незатейливую, доступную детскому пониманию стихотворную форму, а при помощи рук и пальчиков взрослый вместе с ребенком «иллюстрирует» рассказ. Уже давно известно, какую большую роль в развитии личности ребенка играет телесный контакт с любящим взрослым человеком. Ничто не может сравниться с пальчиковыми играми по той степени контакта, который устанавливается во время занятий. Во-первых, малышей обычно усаживают на колени и спинкой к себе. Это дает ребенку чувство защиты от кольца материнских объятий. Во-вторых, все действия, происходящие во время игры — поглаживания, похлопывания, сгибание и разгибание пальчиков помогают установить и укрепить доверие, развивают коммуникативность ребенка, наконец, это огромный заряд положительных эмоций от общения и самой игры.

Научно доказано, что через мелкую моторику у детей развивается интеллект. Деятельность мозга ребенка очень тесно связана с тактильными ощущениями, которые получает малыш через ладошки и пальчики. Именно поэтому лучшими игрушками для маленьких считаются те, которые состоят из разных по текстуре и форме деталей, позволяющих понять ребенку разницу между мягким и твердым, жестким и нежным, гладким и шершавым. Но родители должны помнить о том, что даже самая лучшая игрушка в мире не заменит личного контакта, взгляда «глаза в глаза», одобрительной улыбки мамы или бабушки. Играйте со своими детьми! Посадите их к себе на руки и откройте для них волшебную страну пальчиковых игр.

Как надо играть с малышом?

— Перед игрой кратко в доступной форме объясните ребенку суть игры.

— Играйте сами с увлечением, погрузитесь в мир вашего малыша.

— Не давайте малышу сразу большой объем и много задач. Освоить одну-две пальчиковых игры в день — достаточно.

— Поощряйте успехи ребенка и закрывайте глаза на его ошибки.

— Игра должна доставлять радость вам обоим.

— Бывает, что маылшу вдруг приходится не по душе какая-то из пальчиковых игр. Не заставляйте его играть в нее.

Пальчиковые игры для самых маленьких

Сорока-ворона

Взрослый водит пальцем по раскрытой ладошке ребенка и говорит:

— Сорока-ворона кашу варила,
деток кормила:

(поочередно берет пальчик, покачивает его и загибает к ладошке)

— Этому дала,
этому дала,
этому дала
этому дала,
а этому (покачивает посильнее) — не дала!

Ты в лес не ходил,
ты дров не рубил,
ты печь не топил!
Тебе нет ничего!

Пальчики-грибочки

Поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке:

Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел,
этот пальчик чистить стал,
этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот (большой пальчик) — взял, и съел,
потому и потолстел!

Два козленка

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).

А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).

Пять утят

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
(Одна из рук — «мама утка» — стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке».
Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)

Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
(постепенно пальцы загибаются)

Четверо утят плывут…
Трое утят плывут…
Двое утят плывут…
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
(На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем» кистью руки («мамой-уткой»).

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

Часы

(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки).

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»,
(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.
(Руки «скатываются» на пол).

Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»
(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»
(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Червячки

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).

Каркает: «Вот и обед!»
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).

Глядь — а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

У жирафов

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями).



(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

Наша семья

Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Качели

Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее - двумя руками.От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

Котята

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Паучок

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным, «паучки» ползают на голове.)

Пчелки

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке» Дети заглядывают в «улей»).

Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
(Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки).

Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

Раз два, три, четыре, пять!

Перчатка

Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).

Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши «ковшом»).

Мышат позвала.
(Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест).

Им корочку хлеба
Дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).

Погладила (отшлёпала) всех
(Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

и отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

Поросята

(Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков).

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
(Мизинцы).

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
(Безымянные).


(«Фонарики»).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
(Средние).

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
(Указательные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок — лежебока и нахал,
(Большие).

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

«Разминка»

(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).

Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
(Прижимаем указательные пальцы к губам).

Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).

Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.
(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)

Головами покиваем,
… Плечиками мы покрутим,…

«Улитка»

Улитка в домике она сидит, рожки высунув, молчит.

(Одна из рук — «цветочек». Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

Вот улиточка ползёт
(«Улитка» раскачивается из стороны в сторону).

Потихонечку вперёд.
(Ползёт вперёд по столу).

На цветочек заползёт,
(«Улитка» заползает на «цветочек»).

Лепесточки погрызёт.
(«Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы («лепесточки») второй руки («цветочка»).

Рожки в голову втянула,
(Рука («улитка») сворачивается в кулак («втягивает рожки»).

В домик спряталась, заснула.
(Вторая рука («цветочек») закрывается, пряча «улитку» в «бутоне»).

«Весна»

(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).

Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
(Ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
(Движения повторяются).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки
(Ладони сомкнуты «ковшом»).

Уже глядит цветок…
(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

А из под старой травки
Уже глядит цветок
(Движения повторяются).

Раскрылся колокольчик
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).

В тени там, где сосна,
(Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,
(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»).

Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

«Зайцы »

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.
Десять серых зайцев
Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали:
«Вон человек с ружьём»
Двое закричали:
«Давайте убежим!»,
Двое прошептали
«Давайте помолчим!»,
Двое предложили:
«Мы спрячемся в кустах!»
А двое вдруг спросили:
«Он может сделать «Бах»?»
«Бах» — выстрелил охотник,
(Хлопаем в ладоши).
Нажав ружья курок, (Бежим пальчиками по столу или коленям).
И десять серых зайцев
Пустились наутёк.

Тема

Период

Хочу всё знать

Семь вещей у нас в портфеле: (сжимают и разжимают пальцы)

Промокашка и тетрадь, (загибают поочередно пальцы)

Ручка есть, чтобы писать

И резинка, чтобы пятна

Убирала аккуратно

И пенал, и карандаш,

И букварь – приятель наш.

1-2 неделя

Скоро в школу

Карандаш

Всё нарисует карандаш, (держат в руке «карандаш»)

Когда ему работу дашь. (стучат пальцами по столу)

Но сам без дела не сиди: (сжимают и разжимают пальцы)

Карандашом руководи. (пишут «карандашом» по столу)

3-4 неделя

Люблю по городу гулять, (дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Космонавтов - раз, Ленина - два, загибают по одному пальчики)

Улица Победы – три.

А четыре - я живу в квартире.

Пять – гуляю в парке я опять.

Шесть – на Белую схожу

И на волны погляжу.

Семь – Дворец культуры,

Красив и огромен

И стоит на площади он.

Восемь – ёлка в Новый год.

Девять – повстречался мне

Памятник большой войне.

Я тихонько постою и цветочки положу!

Десять – наш кинотеатр Октябрь.

В магазине хлеб куплю.

Очень город я люблю!

1-2 неделя

Осенины

Осень

Раз, два, три, четыре, пять – (сжимают и разжимают кулачки)

Будем листья собирать.

Листья березы, (загибают в ритме каждой строчки

Листья рябины, по одному пальцу)

Листья осины,

Листики дуба мы соберем.

Маме осенний букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки)

3-4 неделя

День

народного единства

Дружные ребята

Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.


Раз, два, три, четыре, пять…


Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять… (поочередное касание)
Мы закончили считать.

1-2 неделя

День

приветствий

Здравствуй!

Здравствуй, солнце золотое! (дети пальцами правой руки по очереди «здороваются» с

пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками, начиная с

больших пальцев)

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую! (переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки над головой)

3-4 неделя

День

матери, день отца

Дружная семья

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья!

1-2 неделя

Праздник чая

Чайник

Привет, я – чайник (показываем руками толщину)

Большой и толстый

Вот моя ручка, (руку вбок)

А вот мой носик (другую руку вверх и в сторону)

Если буду кипеть, (хлопаем рукой на макушке)

Я буду свистеть (изображаем свист)

С печки меня возьмешь, (наклоняемся в сторону, где рука-ручка)

Чаю себе нальёшь. (наклон в строну, где рука-носик)

3-4 неделя

Новый год

Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)

Что за чудеса случились

Этой ночью новогодней.

Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)

А увидели парад:

В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)

Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)

А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)

Пушистая, в иголочках.

1-2 неделя

Зима

Раз, два, три, четыре (загибают пальцы начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили (лепят, меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе)

И совсем - совсем не сладкий. (грозят пальцем)

Раз – подбросим, два – поймаем. (подбрасывают и ловят «снежок»)

Три – уроним (роняют воображаемый снежок)

И… ломаем. (топают).

3-4 неделя

День

защитника Отечества

Сегодня праздник всех отцов, (сжимают и разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех кто готов, (хлопают в ладоши)

Свой дом и маму защитить, (из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу)

Всех нас от бед отгородить! (сжимают и разжимают пальцы)

1-2 неделя

Международный женский день

Моя семья

Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе

Дома дружная семья: и в соответствии с текстом

Это – мама, в определенной последовательности загибают пальцы:

Это – я, сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,

Это – бабушка моя, средний и большой)

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

3-4 неделя

Народная

культура и традиции

За работу.

Ну ка, братцы, за работу, (выполняют движения в соответствии с текстом, начиная с большого пальца)

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять

1-2 неделя

Весна

Весёлые льдинки

Под самым карнизом, (сжимают и разжимают пальцы)

Над самым оконцем

Забралось в сосульки (стучат пальцами по столу)

Весеннее солнце. (поднимают руки и делают «солнышко»)

Сверкая, бегут (сжимают и разжимают пальцы)

По сосульками слезинки…

И тают сосульки – (стучат пальцами по столу)

Весёлые льдинки.

3-4 неделя

День Победы

Капитан

Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями

По волнам с жемчужной пеной. друг к другу, слегка приоткрыв.

Я - отважный капитан, проговаривая стишок, показывать, как лодка

Мне не страшен ураган. качается на волнах, а затем плавными движениями рук

Чайки белые кружатся, сами волны, потом по тексту

Тоже ветра не боятся. стиха показать чайку, скрестив руки, соединив

Лишь пугает птичий крик ладони тыльной стороной и помахать

Стайку золотистых рыб. пальцами, сжатыми вместе

И, объездив чудо-страны, выпрямленными ладонями с пальцами,

Посмотрев на океаны, прижатыми друг к другу изобразить рыбок.

Путешественник-герой, плавными движениями ладоней показать

К маме я вернусь домой. как рыбы плывут в воде)

1-2 неделя

Лето

Я рисую лето

Я рисую лето: (рисуют пальчиком по столу)

Красной краской – (рисуют в воздухе «солнце»)

На газонах розы, (сжимают и разжимают пальцы)

На лугах покосы,

Синей краской – небо (рисуют в воздухе «облака»)

И ручей певучей. (на столе рисуют пальцем «ручей»)

3-4 неделя

Подготовительная к школе группа

Тема

Название физкультминутки

Период

Хочу всё знать

Школьникам на память

Если хочешь строить мост, (идут по кругу)

Наблюдать движенье звёзд, (останавливаются и поднимают руки вверх)

Управлять машиной в поле (берут в руки воображаемый руль, бегут по группе)

Иль вести машину ввысь, - (расставив руки в стороны «летают» по группе)

Хорошо работай в школе, (руки складывают, как школьники, сидящие за партой)

Добросовестно учись!

1-2 неделя

Скоро в школу

Переменка

Переменка, переменка! (стоят в круга, хлопают в ладоши)

Отдохните хорошенько

Можно бегать и шуметь, (бегают по группе)

Танцевать и песни петь, (танцуют, как умеют)

Можно сесть и помолчать, (приседают на корточки и затихают)

Толь – чур! Нельзя – скучать! (вскакивают и прыгают)

3-4 неделя

Мой дом, мой город, моя республика

По городу трамваи, троллейбусы идут, («едут» по кругу)

Их по своим маршрутам водители ведут

Спешишь ли в гости к другу, (делают повороты туловищем)

Иль в школу на урок,

Они без опоздания тебя доставят в срок («едут» по кругу)

1-2 неделя

Осенины

Листья осенние тихо кружатся, (плавно кружатся)

Прямо нам под ноги листья ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (водят руками по полу)

Будто опять закружиться хотят (плавно кружатся)

3-4 неделя

День

народного единства

Солнце скрылось за домами, («солнышко» над головой)

Покидаем детский сад. (шаги на месте)

Я рассказываю маме (показывают на себя, а потом на воображаемую маму)

Про себя и про ребят: (показывают на себя, а потом на других ребят)

Как играли в чехарду,

Что мы пили, что мы ели,

Что читали в детсаду.

1-2 неделя

День

приветствий

Здравствуй, радуга-дуга, (дети выполняют наклон)

Разноцветный мостик! (широко разводят руки в стороны, «рисуя» в воздухе дугу)

Здравствуй, радуга-дуга! (вновь выполняют наклон)

Принимай нас в гости. (идут, по кругу взявшись за руки)

Мы по радуге бегом (бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени)

Пробежимся босиком.

Через радугу-дугу (встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках)

Перепрыгнем на бегу (делают еще четыре прыжка на носках)

И опять бегом, бегом (бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени)

Пробежимся босиком.

3-4 неделя

День

матери, день отца

Если был бы я девчонкой…

Если был бы я девчонкой, (идут по кругу)

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал (останавливаются и повторяют движения

Я б рубашки постирал, в соответствии с текстом)

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмёл,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам (прыгают на месте)

Я б расставил по местам!

От чего ж я не девчонка? (мальчики машут рукой)

Я бы маме так помог! (ставят руки на пояс)

Мама, сразу бы сказала:

Молодчина ты, сынок! (вытягивают руки вперёд ладонями вверх)

1-2 неделя

Праздник чая

Чайник

Я – чайник, (дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую

Ворчун, хлопотун, сумасброд, держат на поясе)

Я вам напоказ выставляю живот. (животик надут)

Я чай кипячу, клокочу и кричу: (топают обеими ногами)

«Эй люди, я с вами почайпить хочу» (делают призывные движения правой рукой)

3-4 неделя

Новый год

Наряжали звери ёлку (изображая животных по выбору, идут по кругу)

Помогал зайчонок волку, (делают движения, словно наряжают ёлку)

Белочка и ёжик

Потрудились тоже.

К ёлочке несли корзины, (идут по кругу с «корзинами» в руках)

В них грибочки и рябина, (достают «грибочки», «рябину», «яблочки» из «корзины»

Яблочки на диво и показывают друг другу)

Будет ель красива (хлопают в ладоши и прыгают на месте)

1-2 неделя

Зима

Снежинки

Кружатся снежинки (кружатся на носочках)

В воздухе морозном.

Падают на землю (медленно приседают, руками показывают

Кружевные звёзды. падение снежинок)

Вот одна упала. (встают, «ловят» снежинку на ладонь)

Ой, не тай, снежинка (бережно, прикрывают «снежинку» и сдувают её)

Подожди немножко.

3-4 неделя

День

защитника Отечества

Может он в футбол играть, («пинают» ногами мяч)

Может суп мне разогреть, (сжимают и разжимают пальцы)

Может мультик посмотреть. (прыгают на месте)

Может поиграть он в шашки, (делают повороты туловищем)

Может даже вымыть чашки, (делают движения напоминающие мытьё посуды)

Может прокатить меня (скачут по кругу как лошадки)

Вместо быстрого коня.

Может рыбу он ловить («ловят рыбу»)

Может кран на кухне починить. (хлопают в ладоши)

Для меня всегда герой –

Самый лучший папа мой! (маршируют по кругу)

1-2 неделя

Международный

женский день

Мамин праздник

Вот подснежник на поляне, (идут по кругу)

Я его нашел. (нагибаются «срывают цветок»)

Отнесу подснежник маме, (идут по кругу, в руке «цветок»)

Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно (обнимают сами себя)

Мама обняла,

Что раскрылся мой подснежник (разводят руки в стороны)

От её тепла.

3-4 неделя

Народная

культура и традиции

Вышивают девочки, («вышивают»)

Сидя на траве, (приседают)

Вышивают девочки

Шёлком на канве. («вышивают»)

Это клюв! А это шпоры!

А вот это гребешок! (показывают клюв, шпоры, гребешок)

Приутихли разговоры, (пальчик прикладывают к губам)

За стежком бежит стежок. (бегут друг за другом)

1-2 неделя

Весна

Весна, весна красная

Весна, весна красная! (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью (поворачиваются и в противоположную сторону)

С великой милостью:

С льном высоким, (останавливаются, поднимаются на носочки, тянут

руки вверх, делают вдох)

С корнем глубоким, (опускают руки, приседают, делают выдох)

С хлебами обильными. (взявшись за руки, бегут по кругу).

3-4 неделя

День Победы

Самолёт

Руки в стороны – в полёт (дети поднимают прямые руки в стороны

Полетит наш самолёт. поворачиваются вокруг себя

Сделал правый поворот, через правое плечо, подняв правую руку

Сделал левый поворот, поворачиваются через левое плечо, подняв левую руку

Крыльями покачал, покачивают крыльями руками

Загудел и задрожал. поднимаются на носки опускаются на всю ступню и гудят «у-у-у…»

Начинается полёт, бегут по кругу, расставив руки в стороны

Полетел наш самолёт,

Вот закончился полёт, замедляют бег

Приземлился самолёт. опускаются на одно колено)

1-2 неделя

Лето

Раз, два, три, четыре, пять, (скачут по кругу)

Будем летом мы играть,

Будем плавать и качаться, («плывут»)

Будет прыгать и кататься, («прыгают»)

Будем бегать, загорать. (бегают по группе)

И грибочки собирать.

3-4 неделя

Список литературы

1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.

2. Савина Л.П. пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

3. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)./Авт.-сост. Никитина А.В. – СПб.: КАРО, 2009.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовительная к школе группа

Тема

Название пальчиковой гимнастики

Период

Хочу всё знать

Семь вещей у нас в портфеле: (сжимают и разжимают пальцы)

Промокашка и тетрадь, (загибают поочередно пальцы)

Ручка есть, чтобы писать

И резинка, чтобы пятна

Убирала аккуратно

И пенал, и карандаш,

И букварь – приятель наш.

1-2 неделя

Скоро в школу

Карандаш

Всё нарисует карандаш, (держат в руке «карандаш»)

Когда ему работу дашь. (стучат пальцами по столу)

Но сам без дела не сиди: (сжимают и разжимают пальцы)

Карандашом руководи. (пишут «карандашом» по столу)

3-4 неделя

Мой дом, мой город, моя республика

Люблю по городу гулять, (дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Люблю смотреть,

Космонавтов - раз, Ленина - два, загибают по одному пальчики)

Улица Победы – три.

А четыре - я живу в квартире.

Пять – гуляю в парке я опять.

Шесть – на Белую схожу

И на волны погляжу.

Семь – Дворец культуры,

Красив и огромен

И стоит на площади он.

Восемь – ёлка в Новый год.

Девять – повстречался мне

Памятник большой войне.

Я тихонько постою и цветочки положу!

Десять – наш кинотеатр Октябрь.

В магазине хлеб куплю.

Очень город я люблю!

1-2 неделя

Осенины

Осень

Раз, два, три, четыре, пять – (сжимают и разжимают кулачки)

Будем листья собирать.

Листья березы, (загибают в ритме каждой строчки

Листья рябины, по одному пальцу)

Листья осины,

Листики дуба мы соберем.

Маме осенний букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки)

3-4 неделя

День

народного единства

Дружные ребята

Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики . (пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(подушечки всех пальцев одной руки одновременно

Дотрагиваются до пальцев другой)
Раз, два, три, четыре, пять…
(поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с

Большим, указательный с указательным и т.д.)
Начинай считать опять
. (одновременно касаемся подушечками пальцев двух рук)
Раз, два, три, четыре, пять…
(поочередное касание)
Мы закончили считать
. (встряхиваем опущенные вниз кисти рук)

1-2 неделя

День

приветствий

Здравствуй!

Здравствуй, солнце золотое! (дети пальцами правой руки по очереди «здороваются» с

Пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками, начиная с

Больших пальцев)

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую! (переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки над головой)

3-4 неделя

День

матери, день отца

Дружная семья

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья!

1-2 неделя

Праздник чая

Чайник

Привет, я – чайник (показываем руками толщину)

Большой и толстый

Вот моя ручка, (руку вбок)

А вот мой носик (другую руку вверх и в сторону)

Если буду кипеть, (хлопаем рукой на макушке)

Я буду свистеть (изображаем свист)

С печки меня возьмешь, (наклоняемся в сторону, где рука-ручка)

Чаю себе нальёшь. (наклон в строну, где рука-носик)

3-4 неделя

Новый год

Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)

Что за чудеса случились

Этой ночью новогодней.

Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)

А увидели парад:

В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)

Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)

А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)

Пушистая, в иголочках.

1-2 неделя

Зима

Раз, два, три, четыре (загибают пальцы начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили (лепят, меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе)

И совсем - совсем не сладкий. (грозят пальцем)

Раз – подбросим, два – поймаем. (подбрасывают и ловят «снежок»)

Три – уроним (роняют воображаемый снежок)

И… ломаем. (топают).

3-4 неделя

День

защитника Отечества

Сегодня праздник всех отцов, (сжимают и разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех кто готов, (хлопают в ладоши)

Свой дом и маму защитить, (из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу)

Всех нас от бед отгородить! (сжимают и разжимают пальцы)

1-2 неделя

Международный женский день

Моя семья

Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе

Дома дружная семья: и в соответствии с текстом

Это – мама, в определенной последовательности загибают пальцы:

Это – я, сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,

Это – бабушка моя, средний и большой)

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

3-4 неделя

Народная

культура и традиции

За работу.

Ну ка, братцы, за работу, (выполняют движения в соответствии с текстом, начиная с большого пальца)

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять

1-2 неделя

Весна

Весёлые льдинки

Под самым карнизом, (сжимают и разжимают пальцы)

Над самым оконцем

Забралось в сосульки (стучат пальцами по столу)

Весеннее солнце. (поднимают руки и делают «солнышко»)

Сверкая, бегут (сжимают и разжимают пальцы)

По сосульками слезинки…

И тают сосульки – (стучат пальцами по столу)

Весёлые льдинки.

3-4 неделя

День Победы

Капитан

Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями

По волнам с жемчужной пеной. друг к другу, слегка приоткрыв.

Я - отважный капитан, проговаривая стишок, показывать, как лодка

Мне не страшен ураган. качается на волнах, а затем плавными движениями рук

Чайки белые кружатся, сами волны, потом по тексту

Тоже ветра не боятся. стиха показать чайку, скрестив руки, соединив

Лишь пугает птичий крик ладони тыльной стороной и помахать

Стайку золотистых рыб. пальцами, сжатыми вместе

И, объездив чудо-страны, выпрямленными ладонями с пальцами,

Посмотрев на океаны, прижатыми друг к другу изобразить рыбок.

Путешественник-герой, плавными движениями ладоней показать

К маме я вернусь домой. как рыбы плывут в воде)

1-2 неделя

Лето

Я рисую лето

Я рисую лето: (рисуют пальчиком по столу)

Красной краской – (рисуют в воздухе «солнце»)

Солнце,

На газонах розы, (сжимают и разжимают пальцы)

На лугах покосы,

Синей краской – небо (рисуют в воздухе «облака»)

И ручей певучей. (на столе рисуют пальцем «ручей»)

3-4 неделя

Подготовительная к школе группа

Тема

Название физкультминутки

Период

Хочу всё знать

Школьникам на память

Если хочешь строить мост, (идут по кругу)

Наблюдать движенье звёзд, (останавливаются и поднимают руки вверх)

Управлять машиной в поле (берут в руки воображаемый руль, бегут по группе)

Иль вести машину ввысь, - (расставив руки в стороны «летают» по группе)

Хорошо работай в школе, (руки складывают, как школьники, сидящие за партой)

Добросовестно учись!

1-2 неделя

Скоро в школу

Переменка

Переменка, переменка! (стоят в круга, хлопают в ладоши)

Отдохните хорошенько

Можно бегать и шуметь, (бегают по группе)

Танцевать и песни петь, (танцуют, как умеют)

Можно сесть и помолчать, (приседают на корточки и затихают)

Толь – чур! Нельзя – скучать! (вскакивают и прыгают)

3-4 неделя

Мой дом, мой город, моя республика

По городу трамваи, троллейбусы идут, («едут» по кругу)

Их по своим маршрутам водители ведут

Спешишь ли в гости к другу, (делают повороты туловищем)

Иль в школу на урок,

Они без опоздания тебя доставят в срок («едут» по кругу)

1-2 неделя

Осенины

Листья осенние тихо кружатся, (плавно кружатся)

Прямо нам под ноги листья ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (водят руками по полу)

Будто опять закружиться хотят (плавно кружатся)

3-4 неделя

День

народного единства

Солнце скрылось за домами, («солнышко» над головой)

Покидаем детский сад. (шаги на месте)

Я рассказываю маме (показывают на себя, а потом на воображаемую маму)

Про себя и про ребят: (показывают на себя, а потом на других ребят)

Как играли в чехарду,

Что мы пили, что мы ели,

Что читали в детсаду.

1-2 неделя

День

приветствий

Здравствуй, радуга-дуга, (дети выполняют наклон)

Разноцветный мостик! (широко разводят руки в стороны, «рисуя» в воздухе дугу)

Здравствуй, радуга-дуга! (вновь выполняют наклон)

Принимай нас в гости. (идут, по кругу взявшись за руки)

Мы по радуге бегом (бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени)

Пробежимся босиком.

Через радугу-дугу (встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках)

Перепрыгнем на бегу (делают еще четыре прыжка на носках)

И опять бегом, бегом (бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени)

Пробежимся босиком.

3-4 неделя

День

матери, день отца

Если был бы я девчонкой…

Если был бы я девчонкой, (идут по кругу)

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал (останавливаются и повторяют движения

Я б рубашки постирал, в соответствии с текстом)

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмёл,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам (прыгают на месте)

Я б расставил по местам!

От чего ж я не девчонка? (мальчики машут рукой)

Я бы маме так помог! (ставят руки на пояс)

Мама, сразу бы сказала:

Молодчина ты, сынок! (вытягивают руки вперёд ладонями вверх)

1-2 неделя

Праздник чая

Чайник

Я – чайник, (дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую

Ворчун, хлопотун, сумасброд, держат на поясе)

Я вам напоказ выставляю живот. (животик надут)

Я чай кипячу, клокочу и кричу: (топают обеими ногами)

«Эй люди, я с вами почайпить хочу» (делают призывные движения правой рукой)

3-4 неделя

Новый год

Наряжали звери ёлку (изображая животных по выбору, идут по кругу)

Помогал зайчонок волку, (делают движения, словно наряжают ёлку)

Белочка и ёжик

Потрудились тоже.

К ёлочке несли корзины, (идут по кругу с «корзинами» в руках)

В них грибочки и рябина, (достают «грибочки», «рябину», «яблочки» из «корзины»

Яблочки на диво и показывают друг другу)

Будет ель красива (хлопают в ладоши и прыгают на месте)

1-2 неделя

Зима

Снежинки

Кружатся снежинки (кружатся на носочках)

В воздухе морозном.

Падают на землю (медленно приседают, руками показывают

Кружевные звёзды. падение снежинок)

Вот одна упала. (встают, «ловят» снежинку на ладонь)

Ой, не тай, снежинка (бережно, прикрывают «снежинку» и сдувают её)

Подожди немножко.

3-4 неделя

День

защитника Отечества

Может он в футбол играть, («пинают» ногами мяч)

Может суп мне разогреть, (сжимают и разжимают пальцы)

Может мультик посмотреть. (прыгают на месте)

Может поиграть он в шашки, (делают повороты туловищем)

Может даже вымыть чашки, (делают движения напоминающие мытьё посуды)

Может прокатить меня (скачут по кругу как лошадки)

Вместо быстрого коня.

Может рыбу он ловить («ловят рыбу»)

Может кран на кухне починить. (хлопают в ладоши)

Для меня всегда герой –

Самый лучший папа мой! (маршируют по кругу)

1-2 неделя

Международный

Женский день

Мамин праздник

Вот подснежник на поляне, (идут по кругу)

Я его нашел. (нагибаются «срывают цветок»)

Отнесу подснежник маме, (идут по кругу, в руке «цветок»)

Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно (обнимают сами себя)

Мама обняла,

Что раскрылся мой подснежник (разводят руки в стороны)

От её тепла.

3-4 неделя

Народная

культура и традиции

Вышивают девочки, («вышивают»)

Сидя на траве, (приседают)

Вышивают девочки

Шёлком на канве. («вышивают»)

Это клюв! А это шпоры!

А вот это гребешок! (показывают клюв, шпоры, гребешок)

Приутихли разговоры, (пальчик прикладывают к губам)

За стежком бежит стежок. (бегут друг за другом)

1-2 неделя

Весна

Весна, весна красная

Весна, весна красная! (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью (поворачиваются и в противоположную сторону)

С великой милостью:

С льном высоким, (останавливаются, поднимаются на носочки, тянут

Руки вверх, делают вдох)

С корнем глубоким, (опускают руки, приседают, делают выдох)

С хлебами обильными. (взявшись за руки, бегут по кругу).

3-4 неделя

День Победы

Самолёт

Руки в стороны – в полёт (дети поднимают прямые руки в стороны

Полетит наш самолёт. поворачиваются вокруг себя

Сделал правый поворот, через правое плечо, подняв правую руку

Сделал левый поворот, поворачиваются через левое плечо, подняв левую руку

Крыльями покачал, покачивают крыльями руками

Загудел и задрожал. поднимаются на носки опускаются на всю ступню и гудят «у-у-у…»

Начинается полёт, бегут по кругу, расставив руки в стороны

Полетел наш самолёт,

Вот закончился полёт, замедляют бег

Приземлился самолёт. опускаются на одно колено)

1-2 неделя

Лето

Раз, два, три, четыре, пять, (скачут по кругу)

Будем летом мы играть,

Будем плавать и качаться, («плывут»)

Будет прыгать и кататься, («прыгают»)

Будем бегать, загорать. (бегают по группе)

И грибочки собирать.

3-4 неделя

Список литературы

1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.

2. Савина Л.П. пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

3. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)./Авт.-сост. Никитина А.В. – СПб.: КАРО, 2009.


«Как научить разговаривать малыша?» - с таким вопросом все чаще приходят на прием к детским неврологам и психологам обеспокоенные родители. К сожалению, в настоящее время нередко встречается ситуация, когда ребенок в два с половиной, а то и три года не говорит ни слова . Но прежде чем приступать к решению проблемы с помощью медикаментов, попробуйте провести коррекционные мероприятия самостоятельно. Давно известно, что массаж определенных точек на кончиках пальцев ребенка стимулирует активность головного мозга, в частности речевых центров. Поэтому разминка детских пальчиков, различные упражнения положительно влияют не только на развитие мелкой моторики ручек, но и на становление речи крохи. В связи с этим мы предлагаем вашему вниманию пальчиковую игру для малышей на тему «Транспорт».

Самолеты
Мы сегодня самолеты,
(сидят на пятках и вращают руками, изображая мотор)
Мы не дети, мы пилоты.
(четыре хлопка в ладоши)
Руки - нос, и руки - крылья
(«нос», «крылья»)
Полетела эскадрилья.
(встать, разбежаться, расставив руки в стороны)

Светофор
Помогает с давних пор
Верный друг наш - светофор.

У него больших три глаза,
Не горят они все разом.
(показывают три пальца)
Если красный загорелся,
(поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе круг)
То нельзя переходить,
Надо ждать на тротуаре
(качают головой)
И машины пропустить.
(имитируют кручение руля)
Если жёлтый загорелся,
Значит, скоро мы пойдём.
(поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе второй круг)
Глаз зелёный загорелся -
Стоп, машины, мы идём!
(поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе третий круг под вторым)
Мы дорогу перешли,
По делам своим пошли.
(маршируют по помещению)
Помогает с давних пор
Верный друг наш - светофор.
(хлопают три раза в ладоши, на каждый слог слова «светофор»)