Уютный дом Рукоделие Выпечка

Какими цветами обозначаются времена года. Теория времен года: цветотип весна

Залог гармоничного жилища - грамотно выстроенная цветовая концепция.

Разработать эту концепцию не так уж и сложно, если знать критерии, которые помогут правильно сориентироваться даже дилетантам. Эти критерии предлагает так называемая теория времен года, уже прижившаяся в области моды. С ее помощью можно детально спланировать цветовую организацию или переорганизацию квартиры.

Природа является нам во всех мыслимых цветах и оттенках. Сочетания, которые она бесплатно показывает человеку во все времена года всегда гармоничны. В этой гармонии человек живет испокон веков и она радует его больше, чем другие цветовые эффекты.

Цветовой облик природы меняется в зависимости от времени года. В каждом сезоне доминирует какой-нибудь основной цвет. Весной - это желтый, летом - голубой, осенью - красный, зимой - снова голубой.

Красный и желтый воспринимаются в общем как теплые цвета, а голубой, напротив, как холодный. Имея в виду эти базовые краски, весну и осень можно считать временами года теплых оттенков, а зиму и лето - холодных. Разделение цветов на холодные и теплые даст практическую помощь в овладении умением ориентироваться в цветах четырех времен года.

Основополагающая закономерность такова: в каждом времени года встречаются все цвета, но со своим характерным оттенком. Кроме того, совершенно отчетливо просматривается: краски весны и осени вследствие общей для них теплоты основного тона проявляют друг к другу гораздо больше родства, чем к холодным краскам лета и зимы. То же самое можно сказать и про цвета обоих "холодных" сезонов. На практике это означает следующее: в сомнительных случаях можно примешать к весенним краскам какой-нибудь осенний оттенок или зимний цвет внедрить среди летних, и при этом не возникнет кричащего диссонанса. Но если скомбинировать зиму с осенью или весну с летом, появится напряжение, которое вызовет впечатление дисгармонии.

Весенние цвета отличаются от осенних прежде всего тем, что они легче и радостнее, тогда как осенние нюансы насыщенны, землисты и тяжелы. Прохладные тона лета кажутся слегка полинялыми, застиранными, тогда как зимние краски яркие или излучают ледяной пастельный свет.

Издавна ведется спор о том, должны ли существовать твердые правила эстетической оценки цветов или нет. Вряд ли он разрешим, даже если краски можно подвергнуть "объективированной" оценке - например, при помощи точно измеренной длины волны отраженного света или силы его излучения. Все же научные анализы нечто иное, чем цветовое впечатление. Анализы дают измеримые результаты, впечатление же у каждого свое, субъективное. И все же в этом следует найти консенсус - как всегда, когда люди хотят понять друг друга. Этот консенсус и предлагает теория времен года. У нее нет притязаний считаться научной, однако она базируется на полученном из опыта знании об эстетически-гармоничном сочетании цветов и его воздействии на организм в целом. Если вы не уверены в сочетании цветов, очень удобно ориентироваться на времена года и их цветовое настроение. Кто усвоит этот принцип, может позволить себе некоторые отклонения. Они могут быть очень пикантными и сообщат вашему жилищу индивидуальную ноту.

Научить рисовать карандашом можно любого человека, но не каждый станет гениальным художником. Для этого, кроме учения, нужен и дар свыше - талант. Научить разбираться в цветах, красках можно каждого, но не каждый станет колористом. Сегодня автор данной книги раскрывает вам секреты колористики, завтра вы узнаете что-то новое о цвете из других книг, журналов, лекций. Но самый лучший учитель-колорист - это сама Природа. Да-да, именно она изо дня в день учит нас, как нужно гармонично комбинировать цвета. Многие художники внимательно вглядывались в природные цветовые комбинации: как сочетаются цвета у растений и животных, как влияет цвет неба на предметы, какова разница между цветом восходящего солнца и закатного, как изменяется природа в зависимости от времён года...

Американские колористы К. Джексон и Г. Ваттерман, обобщив исследовательский опыт старых мастеров-художников (особенно педагога-колориста И. Иттена) и современных специалистов по цвету, подарили миру цветовую теорию «Времена года». Согласно этой теории цветовые гармонии предлагается создавать, опираясь на «опыт» природы, а именно - природное созвучие красок по временам года.

Цветовой облик природы сильно видоизменяется по временам года. Но краски одного сезона очень гармоничны друг с другом. Потому что, в силу природных явлений, в каждом сезоне доминирует какой-то один из трёх основных цветов - красный, жёлтый, синий. Самая же главная причина доминанты одного из основных цветов - спектре. Именно преобладающий цвет и задаёт всем остальным цветам каждого времени года соответствующий ему подтон.

Какие лее цвета, оттенки характеризуют каждое время года?

Весна. Это настоящий фейерверк цвета, особенно в разгар весны, когда всё кругом цветёт. Деревья украшены белыми и розовыми цветами. Красные, жёлтые, оранжевые тюльпаны; фиолетовая сирень; яично-жёлтый первоцвет и одуванчики; зелёно-жёлтая зелень травы и первых клейких листочков на деревьях, - всё это под ясной прозрачной голубизной весеннего неба. Для весенней природы типичны радостные, лёгкие, светящиеся краски.



Основной доминирующий цвет - жёлтый, что и придаёт весенним краскам солнечную жизнерадостность.

Лето. Вроде бы это время года должно быть самым ярким по количеству цветов и их насыщенности. Но внимательные художники заметили, что «свет съедает цвет». В самом деле, слепящее летнее солнце как бы набрасывает дымчатую вуаль поверх всего великолепия летних красок. Поэтому колористическое настроение этого времени года определяют приглушённые, пастельные, как бы выгоревшие тона. А как же обилие красных, оранжевых, розовых, жёлтых цветов и фруктов? Всё имеет голубоватый холодный подтон. благодаря преобладающему в природе цвету неба, которое пропускает солнечные лучи сквозь свой своеобразный голубой фильтр.

Поэтому можно сказать, что основной цвет, характеризующий лето - голубой.

Осень. Для этого времени года, естественно, типичны цвета урожая: оранжевые грибы, красные яблоки, золотистый лук и т.д. В «багрец и золото одетые леса», сады и парки... Краски осени - тёплые, насыщенные, землистые, тяжёлые.

Доминирующий цвет - красный. Это потому, что в солнечном спектре осенью преобладают красные лучи, под которыми всё в природе быстрее созревает.

Зима. Конечно же, когда мы говорим о зиме, то сразу представляем себе белый цвет. Это основной цвет, господствующий в зимнем ландшафте на большей части территории Земли. Плюс ещё чёрные, коричневые деревья, контрастирующие на фоне белых сугробов снега. Зимой у природы небольшая палитра, но, тем не менее, те краски, которые остались, выглядят на белом фоне очень яркими: краснота рябины, зелень хвои, оранжевые закаты, ледяная голубизна неба... Зимние краски - холодные до ледяных, но пронзительно ясные, лучистые.

Основной цвет - холодный синий . Итак, во всех четырёх временах года присутствуют все цвета, но, изображая то или иное время года, опытные художники, внимательные ученики Природы, берут один и тот же цвет, но только разного оттенка, подтона. Например, красный цвет для весны - маково-красный, жёлто-красный; для лета - малиновый, бордо; для осени - томатный, кирпичный; для зимы - ярко-красный, пурпурный.

Как видим, краски весны и осени - тёплые, а лета и зимы - холодные. Не по температуре этих сезонов, а по цветовым характеристикам. Поэтому на практике можно примешать к осенним краскам какой-либо «родственный» им весенний оттенок. Но если скомбинировать осень с зимой, возникает напряжение, которое вызовет дисгармонию, как фальшивый звук в гармоничной мелодии.

Эта цветовая теория «Времена года» - природное созвучие красок - вполне уместна для создания цветовых гармоний не только в изобразительном искусстве, но и в дизайне одежды, макияже, архитектуре (экстерьере и интерьере). В последующих главах мы рассмотрим её практическое применение в этих областях. У нее, конечно же, нет притязаний считаться научной, однако она базируется на эмпирических данных, то есть на полученных опытным путём знаниях о гармоничных сочетаниях цветов в природе и о природе психофизиологического воздействия этих сочетаний на человека.

Может быть, когда-нибудь учёные «поверят алгеброй гармонию», то есть, найдут более убедительные научно-доказательные способы образования цветовых гармоний. Но на сегодня эта теория - наиболее легко воспринимаемая, широко и хорошо применяемая на практике и просто - очень «эстетично-симпатичная» теория.

Понятие гармонии включает в себя и дисгармонию как свою антитезу. В цветовой гармонии реализуется заложенная в людях потребность красоты. Поэтому красивые гармоничные цветосочетания вызывают у нас уравновешенное спокойное чувство.

Иначе говоря, гармонии выполняют не только декоративную функцию, но и эмоционально-содержательную. Чтобы подчеркнуть суть некоторых картин, художники применяют не только красивые сочетания цветов, приятные для глаза, но и дисгармоничные, вызывающие иногда печаль или оказывающее гнетущее впечатление. Эти дисгармоничные сочетания цветов, будучи обязательно в гармонической связи с содержанием художественного произведения, становятся художественно выразительными.

Познав закономерности сочетания цветов, нельзя сказать, что уже полностью разгаданы тайны цветовых гармоний. Мир цвета очень сложен и богат. Отбор цветов для гармоничного сочетания, как уже говорилось, зависит от конкретного случая их применения. Здесь не может быть неукоснительных правил, общих решений, но возможен общий подход. И знание принципов этого подхода очень важно для творческих людей, так как в нём лежит ключ к пониманию цветовой композиции в целом. Ключ к пониманию Красоты в окружающей нас природе и созданию её собственными руками в нашей предметно-пространственной среде обитания, то есть в нашей жизни.

Цвет и форма

Цвет всегда воспринимается в определённых очертаниях, то есть имеет определённую форму. И качество цвета или цветосочетания будет зависеть от этой формы.

Формы могут быть плоскостными (квадрат, круг, треугольник), объёмными (куб, шар, пирамида) и объёмно-пространственными. Цвет может активно влиять на восприятие формы, выражать её основные свойства: геометрический вид, величину, положение в пространстве. Но может и наоборот - иллюзорно, целенаправленно видоизменять восприятие формы. Связь цвета и формы рассматривалась такими известными колористами, как В. Кандинский, И. Иттен, М. Матюшин, А. Ефимов, Н. Степанов. Они выявили взаимосвязь между указанными композиционными средствами. Рассмотрим эти закономерности взаимодействия цвета и других свойств формы.

Подчеркивание геометрического вида. В.Кандинский писал: «Некоторые краски подслуживают в своём воздействии некоторым формам и другими притупляются. Во всяком случае, острые краски звучат по своему свойству сильнее в острых формах (например, жёлтые в треугольнике), склонные к глубокому воздействию увеличиваются в своём воздействии круглыми формами (например, синее в круге)».

И. Иттен представлял ассоциативные связи между шестью плоскостными формами и соответствующими им цветами так:

Квадрату соответствует красный цвет, подчёркивающий материальную тяжесть этой формы;

Для острых углов треугольника характерен боевой излучающий себя во все стороны жёлтый цвет;

Кругу, как символу вечного движения, соответствует синий цвет.

Таким образом представляли взаимосвязь цвета и формы в Баухаузе (первой международной Школе дизайна, Германия), где Иттен и Кандинский преподавали юным дизайнерам. Несмотря на известную субъективность этих представлений, их вполне можно использовать в практической работе.

Равномерное распределение цвета, однородность окраски подчёркивают единство и цельность плоскости. Так, для прямоугольной плоскости, которая лишена пластической разработки, характерно монохромное (одноцветное) решение. Также и для шара - монохромное решение будет подчёркивать непрерывность его поверхности. Ломаная же плоскость даёт возможность для введения двух и более цветов. Многогранный параллелепипед можно решать по числу граней.

Подчеркивание величины. Оптико-физическими свойствами цвета объясняется, что его изменение ведёт к зрительному изменению и величины формы. Так, тёмные и холодные цвета уменьшают величину формы, а светлые и тёплые цвета - увеличивают. Также увеличивают форму снижение интенсивности цвета и усложнение цветовой композиции.

Монохромная окраска или крупный масштаб цветовых пятен оптически уменьшают величину формы, а многоцветность, наоборот, - зрительно увеличивает.

Положение в пространстве. Существует зависимость между положением формы в пространстве и активностью её цветового решения. Если одну и ту же форму расположить на различных расстояниях от наблюдателя, то при увеличении дистанции наблюдения, активность цветов понижается, цвета приобретают холодный оттенок. При уменьшении дистанции активность цветов будет возрастать, а цвета приобретать тёплый оттенок.

Композиционные приёмы цветового решения формы.

Все приёмы цветового решения формы можно разделить на две группы, которые соответствуют двум основным формообразующим принципам полихромии (многоцветия) объёмно-пространственной формы: принцип аналогии (единства цвета и формы) и принцип противопоставления (самостоятельности цвета).

Первый принцип подчёркивает основные свойства формы, а второй, наоборот, - иллюзорно, целенаправленно видоизменяет восприятие формы.

Иллюзорное (оптическое) видоизменение формы цветом приводит к ощущению принципиально новой формы. Рассмотрим композиционные приёмы цветового решения плоскостной формы.

Как видно из примеров, цвет активно взаимодействует с другими средствами композиции: ритмом, контрастом и нюансом, симметрией и асимметрией, динамикой и статикой и др.

Цвет и материал

Большое влияние на восприятие цветных поверхностей формы оказывает материал этих форм: их фактура и структура. Структура определяется характером анатомического строения материала. Фактура - величиной и характером неровностей его поверхностей. В зависимости от создаваемого художественного образа выбирают необходимый материал-цветоноситель. В живописи, например, материалом-цветоносителем являются основа (бумага, картон, холст) и краски. Масло и пастель, акварель и гуашь имеют свои фактуры, и художники стараются придерживаться специфических правил работы с каждым материалом. Более подробно взаимосвязь цвета и красок, цвета и живописных различных техник, будет рассматриваться в главе IV, посвященной изобразительному искусству. В отличие от живописи, в архитектуре и дизайне цветоносителем может выступать не только окрашенная красками форма, но и естественный цвет природных материалов. Необходимо отметить, что одни и те же сочетания цветов могут быть удачными в композициях из природных материалов и неудачными при окраске. Так, например, очень благородно выглядит сочетание зелёного малахита с позолоченным металлом в шкатулке. И яичница с луком на сковороде - чрезвычайно аппетитное зрелище. Но на бумаге это же сочетание ярко-жёлтого и ярко-зелёного будет негармоничным, не очень-то приятным для глаза.

Цветовые тона природных материалов гармоничны, богаты по оттенкам, красивы по рисунку строения, многообразны по фактуре и структуре. Теплота древесины, причудливый рисунок мрамора, мерцание смальты, шелковистость тканей, плотность и блеск металла, сверкающая белизна стекла - всё это неисчерпаемые источники цветовых ощущений, которые прекрасно используются в дизайне и архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и скульптуре. Фактура природных материалов выявляет их природный цвет и влияет на его восприятие. Но и степень фактурности зависит от цвета. Так, например, тёплые, мало- и средне насыщенные, поверхностные, выступающие цвета активно выявляют фактуру. А вот цвета холодные, насыщенные, отступающие, наоборот, маскируют природную фактуру материалов. Грубые фактуры повышают цветовую насыщенность поверхности, но понижают светлоту, тонкие - наоборот. Кроме того, грубые фактуры при солнечном освещении способны менять цветотональные отношения.

Однако цветовые тона, получаемые с помощью красящих составов, также имеют свои преимущества. Они предполагают огромнейшее количество оттенков и способов их разнообразия. Помимо этого, они удобны и экономичны.

Цвет и функция

Цветовая композиция и художественный образ. Композиция цветовых пятен, построенная с учётом закономерностей цветовых гармоний, будет ограничена в эстетической значимости и эмоциональной содержательности, если она не будет служить раскрытию образного содержания. Абстрактная картина или орнамент привлекают своей декоративностью. Сочетание цветов в иконе или реалистической живописи, их символическое и ассоциативное воздействие - намного богаче. В интерьере же на восприятие цветовой гармонии будут влиять также форма и фактура предметов, освещение, пространство и т. д.

Композиционная функция цвета заключена в его способности акцентировать внимание на наиболее важных для понимания образного содержания в композиции местах (в живописной картине), участвовать в организации пространства (в интерьере), определять последовательность восприятия. В отличие от цветовой гармонии цветовая композиция - это организация цвета соответственно смыслу образного содержания.

Так, например, если рассмотреть различные решения цветовой композиции на рис. 29, то, с точки зрения качества цветовой гармонии, они похожи. Но первая цветовая композиция использует формообразующие свойства цвета, узнаваемость предметов, последовательность восприятия - и, в конечном итоге, обладает более образно-содержательной ценностью.

Создание художественного образа картины, объёмного предмета или пространства интерьера - это главный фундаментальный принцип композиции, вызывающий заранее рассчитанную эмоциональную реакцию. Если художник в живописной картине изобразит трагический момент из жизни определённого человека, используя при этом яркие радостные краски, то зритель не поверит в трагедию, так как ассоциативно-эмоциональное воздействие цветов этой картины не будет соответствовать содержанию. Цвет стен школьных классов не стоит делать холодным и мрачным, иначе ученики младших классов поверят рассказам «бывалых» старшеклассников, что хождение в школу - это настоящая трагедия.

Колористический художественный образ формируется вследствие отбора необходимых в каждом конкретном случае собственных выразительных средств: цветового тона, светлоты, насыщенности, а также гаммы вызываемых ими чувств и ассоциаций - возбуждения или успокоения, тяжести или лёгкости, тепла или холода и т.д.

Психофизиологические особенности воздействия цветовых сочетаний. Степень психофизиологического воздействия сочетаний цветов зависит от степени активности или пассивности каждого из них, от соотношения цветов по всем их характеристикам и от многих других факторов. Соотношение цветов - основной фактор, определяющий характер и воздействие композиции. Оно подчинено закономерностям цветосочетаний, среди которых одним из основных является цветовой контраст . Как отмечалось в главе I, в цветоведении и искусстве слово «контраст» употребляется для обозначения разных понятий. Контрасты «цветоведческие» - это физиологические законы работы человеческого глаза. Контраст же, применяемый, например, в живописи как противопоставление цветов в картине - есть основной приём художественной выразительности. Именно он создают основу для выразительной цветовой гармонии.

В искусстве применяют множество видов цветовых контрастов:

· по цветовому тону (цвет и его дополнительный или последовательно - контрастный);

По светлоте (светлый - тёмный);

По насыщенности (насыщенный - малонасыщенный);

По фактурности (матовый - блестящий);

По ассоциациям:

а) пространственный (отступающий - выступающий);

б) температурный (холодный - тёплый);

в) весовой (лёгкий - тяжёлый);

г) по психофизиологическому воздействию (активный - пассивный, угнетающий - успокаивающий)

и многие другие.

Контрасты по цветовому тону не исключают контрасты по другим характеристикам. Контрасты полярных цветов вызывают ощущение большой энергии, чёткости и определённости. Они взаимно усиливают характеристики сочетаемых цветов. Но, взятые в равных количествах, они нейтрализуют друг друга (как бы спорят друг с другом). Поэтому, как описывалось в разделе «Типы цветовых гармоний», необходимо менять их насыщенность и светлоту. Сочетания двух неполярных цветов имеют также свои психофизиологические особенности воздействия. Возбуждающее действие тёплых сочетаний значительнее, чем холодных. Тёплый рядом с холодным кажется ещё теплее. При таких сочетаниях желательно также придерживаться принципов построения цветовых гармоний, рассмотренных ранее (главный принцип – один цвет должен доминировать).

Важно также воздействие цвета в сочетании, зависящее от его местоположения (сверху, снизу, ближе, дальше).

Например, светлые цвета кажутся лёгкими, как бы парящими, а тёмные - как бы покоятся на основании. Поэтому если в композиции светлые цвета расположены наверху, а тёмные - внизу, то такое решение вызывает ощущение уравновешенности, прочности, стабильности. Для ощущения уравновешенности композиции можно также для более светлого цвета отвести большую поверхность, то есть увеличить его площадь.

Решившись на начало ремонта, многие из нас сталкиваются с трудностями выбора: изобилие качественных широко известных материалов соседствует с незнакомыми новыми – носителями свежей эстетики. И в каждой из этих групп материалов – множество видов, отмеченных как стилеобразующими характеристиками, так и цветовыми, демонстрирующими порой цельную палитру всевозможных оттенков.

Что же делать, чтоб не закружилась голова от такого колористического разнообразия? И как при этом сделать достойный выбор, после которого не будет мучительно больно за бесцельно потраченное время и деньги, минутную слабость и невнимательность при покупке?Придя в магазин и увидев, к примеру, обои, от которых просто невозможно отвести глаз, уже в следующую минуту вы понимаете, что это то, о чем мечтали всю жизнь. И что же - поддаться импульсному влечению? Конечно, да. Только при том условии, что все остальное – шторы, обивочная ткань дивана, фактура дерева и цвет мебели и дверей, напольного покрытия или паркета, люстра и фурнитура – попадает в зависимость от первой покупки, т. е. подбирается тщательно, не пренебрегая нюансами и «мелочами». В противном случае может возникнуть такая ситуация, при которой купленный, к примеру, диван будет диссонировать на фоне ваших замечательных обоев из-за несоответствия цветовой тональности или фактуры этих материалов, обивочной ткани и обоев. А все из-за настроения. Да-да, именно из-за настроения, которое у этих материалов разное. Чтобы избежать покупок материалов «с разным настроением», обратимся за помощью к самой Природе.

Следуйте самой Природе

Помочь в щепетильном подборе однохарактерных материалов поможет теория цвета «по временам года», согласно которой интерьер каждого помещения выдерживается в колористической гамме, соответствующей какому-то одному времени года – ведь все пшеничные краски одного сезона гармоничны друг другу, о чем позаботилась сама Природа.

Следуя данной методике, мы можем вводить огромное множество цветовых оттенков в общую колористику интерьера – главное, следовать тональности красок выбранного сезона.

А для этого надо научиться пристально вглядываться в цветовые комбинации времен года и, главное, улавливать их настроения. Ведь не всегда под рукой могут находиться все четыре спектральные таблицы времен года, которые вы видите перед собой.

Какое настроение выбираем?

Палитра каждого сезон отмечена одним главенствующим цветом, определяющим общее настроение времени года, которое достаточно точно передается правильно созданному интерьеру в таком же духе. Поэтому «плясать» можно не от первого понравившегося материала и подгонять под него все остальное, а от осознанного выбора настроения, которое мы хотим сообщить интерьеру. Прислушайтесь к себе и решите, какого эффекта вы хотите добиться, создавая декор разных по назначению помещений.

Желтый, синий, голубой …

Определяющий цвет весеннего настроения – желтый – цвет солнечных потоков и ярких первоцветов. Получаемое же настроение можно характеризовать как оживление, радость – весенний хоровод красок сверкает и искрится.

В противовес весенним краскам летние кажутся выцветшими на солнце и «уставшими» от полуденного зноя. Основной цвет «летнего» декора – холодный светло-голубой – цвет морской воды и дымки, которая как будто окутывает весь ландшафт дрожащим знойным маревом. Общее настроение интерьера в прохладных летних тонах – пляжно-расслабленное.

Самая теплая и насыщенная богатыми, сочными красками – палитра «осеннего» интерьера. Определяющим цветом этого дивного времени года будет оранжево-рыжий. Настроение сложное, но очень приятное, оно связано с тем чувством, когда мы присаживаемся отдохнуть после длительных и праведных трудов, и не имеет ничего общего с расслабленным летним.

Зимний интерьер узнаваем по контрастным сочетаниям, которые могутбыть весьма редкими. Основные цвета – льдисто-голубой и синий. Цветовой лаконизм и контраст создают бодрящее настроение, если синий цвет не доминирует в интерьере.

Анализируем и выбираем

Выбирая нужное настроение для того или иного помещения, необходимо учитывать его специфику, назначение и ориентацию по сторонам света. Естественно, помещения, выходящие окнами на север, логичнее декорировать в теплой гамме – весенней или осенней, имеющих, как было отмечено выше, совершенно разные настроения; южные же комнаты ждут украшательства в холодных тонах – летних или зимних, имеющих вообще противоположное настроение, которое лучше выбрать не спеша. Важно для себя понять и другую вещь: хотим ли мы в том или ином помещении ежедневно наблюдать цветовые контрасты, которыми отмечена весна и зима, или стремимся к нюансам из летней и осенней гаммы? При этом необходимо учитывать, что летние нюансы – самые тонкие – вносят в интерьер некоторую отстраненность и элегантность, а осенние часто бывают на грани мягких, очень уютных, контрастов.

Стоит обратить внимание на то, что краски из весенней палитры родственны осенним, а тона летнего спектра перекликаются с красками из зимней таблицы. Поэтому в некоторых случаях можно позаимствовать нужный цвет из родственного спектра. Как правило, этим приемом пользуются профессиональные декораторы, новичкам же лучше не рисковать.

Выбор «собственно настроения» для комнаты – дело сугубо индивидуальное. Например, одни видят свою ванну с характерным пляжно-расслабленным настроением, другим необходимо с утра быстро «войти в тонус» и выбор падает на экстравагантный декор в зимних контрастах. Или спальня: чтобы быстро расслабиться, кому-то требуется преобладание холодного синего цвета, в то же время другим эта комната видится в теплых персиковых тонах (осень) или бежево-розовых (весна), качество которых покровительствует тонким супружеским отношениям. И так же относительно любого помещения. Поэтому лучше самому анализировать и рассуждать согласно данной теории, учитывая степень контрастности, «градус холодности» и ожидаемое настроение. Перефразируя известное: у природы нет плохой погоды, можно сказать, что у интерьеров любого времени года тоже не бывает плохой погоды – правда, случается не к месту созданное настроение.

Не только цвет

Но цвет – не единственное, чему стоит уделить внимание при подборе материалов для декорирования. Ткани, дерево, камень, плитка, металл напольное покрытие – все это, кроме цветового качества, обладает еще и фактурой, текстурой и структурой, качество которых должно соответствовать настроению выбранного сезона. Чтобы быстрее понять принцип «фактурного» подбора, начнем с самых понятных – «зимних» материалов. Так, вспомнив о сверкающей глади льда, мы без труда выберем для зимнего интерьера гладкие, полированные поверхности, которые могут быть блестящими или лакированными. Весьма уместен в «зимнем» декоре крупный экспрессивный узор или рисунок.

Весна – звонкая, веселая, прозрачная – тоже предполагает гладкие поверхности, но не такие сверкающие, как в «зимнем» интерьере. Больше подойдут тонкоструктурные материалы с еле заметным глянцем или слабыми отблесками.

Прохладно-элегантное настроение летнего декора подразумевает слабоструктурированные фактуры, а рисунок – мелкий и с бордюром.

Материалы в уютном осеннем убранстве должна иметь грубую, рыхлую или крупнозернистую фактуру, а узоры – яркими и крупными.

Подробнее о подборе материалов для каждого сезонного интерьера мы расскажем в следующих номерах журнала.

Грамотно подойти к выбору стиля и правильно подобрать цветовой баланс в одежде – дело не из легких. Умея удачно и модно сопоставлять цвета, можно избавиться от не нужной массы проблем. Например, частые проблемы: какой шарф будет лучше смотреться под вашу куртку, сочетается ли обувь с тем или иным нарядом и т.д. Такие вопросы ждут от нас правильного решения для того, чтобы выигрышно смотреться в выбранной одежде. Если Вы знаете, к какому цветотипу относиться ваша кожа, то уже пол дела сделано. Эти знания помогут Вам намного быстрее выбрать более подходящий вариант.

Профессионалы своего дела различают 4 основных цветотипа. Этим цветотипам присваивают названия – «времена года».

Первый цветотип «Весна»

У таких людей кожа прозрачно-бледная с золотистым или желтоватым тоном, волосы достаточно светлые и обычно выгорают на солнышке, глазки, чаще всего, голубые, золотисто-карие, зеленые.

Людям такого цветотипа нужно носить яркие, насыщенные цвета: кремово-белые, абрикосовые, искристо-персиковые, оттенки спелого зеленого яблочка, кораллово-красные, липы, тепло желтые. Как правило, в серой гамме такой цветотип теряется. Из темных тонов предпочтение следует отдать оттенкам шоколадной гаммы, королевско-синему тону и т.д.

Второй цветотип «Лето»

Самый распространённый тип среди славянского населения, характерен он бледноватым или молочным тоном кожи лица, но в сравнение с весенним выглядит более розовым. Глаза серые, все оттенки голубых, золотисто — ореховые, сине-зеленые.

Такому типу следует отказаться от ярких оттенков, наилучший вариант в цветовом решении это предпочтение мягких и легких пастельных тонов. В темных оттенках лучшим вариантом будут: черно-серый, насыщенно синий, нежно-коричневый с розовым подтоном.

Третий цветотип «Осень»

Такую внешность характеризуют как очень теплую, поистине осеннею. Кожа, обычно, золотистая с ярко выраженным теплым приятным оттенком. В большинстве случаев люди цветотипа «осень» имеют слегка прозрачную кожу. Волосы можно встретить средне- или темно- русые, глаза серые, насыщенного голубого, оливкого цвета, синие, редко можно встретить темно-карие.

Последний четвертый цветотип «Зима»

Напоминает нам Белоснежку — милую юную даму с белоснежно-белой кожей, ярко- красными губками и ярко-черными волосами. Вот она будет самым ярким примером зимнего цветотипа. Обычно зимние девушки ярко выделяются контрастом. Это волосы цвета черной смолы, самые разнообразные, но очень яркие оттенки глаз: ледяной синий, ярко-зеленые, темно-темно карие.

Идеальные цвета для такого типа: красный, насыщенно зеленый, лиловый, холодный шоколад, очень яркий розовый, цвет спелой сливы, пурпурный и другие самые глубокие оттенки. Лучше вообще исключить пастельные оттенки, оранжевые, золотистые. Это единственный из 4-х цветотипов, которому идут чистые белый и черный оттенки.

Часто человек предпочитает в одежде господствующие цвета сезона, независимо от текущей моды. Возможно, он подсознательно стремится гармонично вписаться в пейзаж при помощи сочетающихся с ним цветов.

Хотя человеку, в отличие от большинства животных, нет никакой нужды маскироваться под окружающую среду в целях безопасности. В случае с человеком здесь ключевое слово не «безопасность», а «гармония». Все мы подсознательно стремимся к гармонии, даже те, кто часто разрушает ее, нечаянно или намеренно, демонстрируя свои деструктивные наклонности и тягу ко всему безобразному. И что остается делать, тому, у кого совсем не получается обрести гармонию в своей душе и в своей жизни? Только бунтовать против нее и делать вид, что она ему не нужна.

Обретению гармонии может помочь такая мелочь, как использование в одежде счастливых цветов сезонов и месяцев года. Для людей, рожденных в эти месяцы, данные цвета являются счастливыми в любое время года.

Счастливые цвета января
Январю соответствует в основном темные оттенки цветов, а также сочетание черного и белого. В гармонии с месяцем серый и серебристый, голубой, синий, фиолетовый, бирюзовый и зеленый цвет оттенка хвои. Подходит для января и желтый цвет, но неяркий. Из ярких цветов допустим красный и пурпурный, но скорее в качестве дополнения, чем основного цвета.

Счастливые цвета февраля
С февралем гармонируют все холодные цвета, как темные, так и светлые. Белый, бирюзовый, синий, фиолетовый и зеленый бледных и темных оттенков, пурпурный и сиреневый, голубой и серо-голубой, серо-зеленый, серебристый и серовато-лиловый. И все неопределенные тона, переходы одних оттенков в другие.

Счастливые цвета марта
В первый месяц весны основном приносят удачу различные оттенки синего и фиолетового. Лиловый, сиреневый, лавандовый, аметистовый, индиго, голубой. Вполне подходят для марта розовый, малиновый, красно-фиолетовый. Хорошо сочетается с этим месяцем белый цвет и все блестящие, переливающиеся материалы.

Счастливые цвета апреля
С апрелем гармонируют все жизнерадостные оттенки, напоминающие о безоблачном весеннем небе и первых весенних цветах. Это яркий синий и голубой, оранжевый и розовый, розовато-лиловый, сиреневый, сочетание красного с белым или лимонным, желтый цвет веселых оттенков и чисто белый.

Счастливые цвета мая
Маю соответствуют чистые нежные оттенки всех цветов радуги. Это цвет молодых листьев и свежей травы, чистого весеннего неба и первых грозовых туч. Все оттенки, которые можно увидеть в майском саду. Это желто-зеленый, фисташковый, салатовый и лимонный цвета. А также белый, голубой, синий, оранжевый, светло-красный, сиреневый, светло-розовый и желтый всех оттенков.

Счастливые цвета июня
Июнь – время многоцветья, цветущих лугов и клумб, порхающих над ними пестрых бабочек. Месяцу соответствуют светлые оттенки цветов. Голубой, светло-желтый, оранжевый, красный, красновато-коричневый, сиреневый, розовый, зеленый, фиолетовый. Удачу приносят переливающиеся разными цветами материалы и сочетания цветов радуги со светло-серым, перламутровым, серебристым и белым.

Счастливые цвета июля
В июле счастливыми считаются насыщенные оттенки разных цветов и их сочетание с черным и белым, серебристым и золотистым. Особенно благоприятными в этом месяце являются зеленый и алый, оранжевый, пурпурный, вишневый, желтый и каштановый и все оттенки летних цветов и ягод.

Счастливые цвета августа
Самый жаркий месяц требует насыщенных теплых цветов, допускается их сочетание с черным и белым. Особенно благоприятны вишневый, темно-зеленый, горчичный, золотисто-желтый, рыжий, желто-коричневый и оранжевый цвета.

Счастливые цвета сентября
В сентябре порадуют спокойные, приглушенные оттенки разных цветов и их сочетания с белым, черным или серым. Бежевый, бурый, бордовый, рыжевато-коричневый, золотистый, желтый. Светлый и темный оттенок зеленого и синего, голубой, сине-зеленый и лавандовый.

Счастливые цвета октября
В октябре благоприятны темные, насыщенные и светлые, пастельные оттенки цветов, а также их сочетание с темно-серым или глубоким черным цветом. Благоприятен зелёный всех спокойных оттенков, коричневый светлый и темный, розово-красный, оранжево-красный, темно-красный, сине-фиолетовый, пурпурный. Синий и темно-голубой, бежевый и желтый.

Счастливые цвета ноября
Несмотря на то, что в ноябрь довольно мрачный месяц и природа не радует нас красками, в этом месяце благоприятны яркие, насыщенные, глубокие цвета, в основном теплых оттенков. Это алый, малиновый, золотой, желтый, красно-коричневый. А также пурпурный, фиолетовый, синий, голубой и зеленый насыщенных оттенков, оливковый и цвет морской волны.

Счастливые цвета декабря
В предновогодний месяц благоприятно сочетание темных приглушенных, скромных цветов с яркими и радостными. Приветствуется сочетание черного и белого, а также дополнение этой пары чем-нибудь ярким или блестящим. Удачу принесет красный, вишневый, пурпурный, бирюзовый, зеленый, лиловый, синий и желтый цвет.