Уютный дом Рукоделие Выпечка

Опросник детско-родительских отношений. А

Шкалы: принятие/отвержение ребенка, кооперация, симбиоз, контроль, отношение к неудачам ребенка

Назначение теста

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение - это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

Отвечая на вопросы методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

Тест

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
6. Я уважаю своего ребенка.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто мне неприятен.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
39. Основная причина капризов моего ребенка - это эгоизм, лень и упрямство.
40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
41. Самое главное - чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
46. Мой ребенок часто меня раздражает.
47. Воспитание ребенка - это сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

. Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.
. Кооперация : 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
. Симбиоз : 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.
. Контроль : 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
. Отношение к неудачам ребенка : 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» - 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-”, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” - 0 баллов.

Описание шкал

Принятие / отвержение ребенка . Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

Кооперация . Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это - своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

Контроль . Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Отношение к неудачам ребенка . Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Интерпретация результатов теста

Шкала "Принятие / Отвержение"

Высокие баллы по шкале (от 24 до 33) - говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по шкале (от 0 до 8) - говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Шкала "Кооперация"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) - являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) - говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Шкала "Симбиоз"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) - достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) - являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Шкала "Контроль"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) - говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) - напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Шкала "Отношение к неудачам ребенка"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) - являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Источники

Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) / Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин – М., 2001, Т.2., С.144-152.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

Отвечая на вопросы методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да » или «Нет ».

Тестовый материал
  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
  3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
  6. Я уважаю своего ребенка.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто мне неприятен.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
  11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
  15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
  16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
  18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
  19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
  22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
  24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
  33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
  36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
  39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.
  40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
  41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
  44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
  45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
  46. Мой ребенок часто меня раздражает.
  47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.
  50. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

    Ключ к тесту
  • Принятие / отвержение ребенка : -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.
  • Кооперация : 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
  • Симбиоз : 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.
  • Контроль : 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
  • Отношение к неудачам ребенка : 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-“, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” – 0 баллов.

Описание шкал

Принятие / отвержение ребенка . Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

Кооперация . Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Симбиоз . Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

Контроль . Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Отношение к неудачам ребенка . Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Интерпретация результатов теста

Шкала "Принятие / Отвержение "

Высокие баллы по шкале (от 24 до 33 ) – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по шкале (от 0 до 8 ) – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Шкала "Кооперация "

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов ) – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла ) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Шкала "Симбиоз "

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов ) – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла ) – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Шкала "Контроль "

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов ) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла ) – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Шкала "Отношение к неудачам ребенка "

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов ) – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла ), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Источники
  • Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) / Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин – М., 2001, Т.2., С.144-152.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:

1. Принятие – отвержение ребенка . Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

2. Кооперация . Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

3. Симбиоз . Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

4. Контроль . Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

5. Отношение к неудачам ребенка . Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Текст опросника .

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что друга? дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.

24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения моего ребенка.

44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

46. Мой ребенок часто меня раздражает.

47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.

54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и оценка результатов

Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений, связанные с данным видом.

Принятие – отвержение ребенка : 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

Кооперация : 6, 9,21, 25, 31, 34, 35, 36.

Симбиоз : 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

Контроль : 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

«Маленький неудачник» : 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» – 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.

Высокие баллы по шкале «принятие – отвержение» – от 24 до 33 – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по этой же шкале – от 0 до 8 – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале «кооперация» – 7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы поданной шкале – 1-2 балла – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Высокие баллы по шкале «симбиоз» – 6-7 баллов – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале «контроль» – 6-7 баллов – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

2.2.1. Результаты исследования по тесту-опроснику родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

В экспериментальном исследовании принимали участие 15 семей, дети которых посещают подготовительную группу дошкольного учреждения.

На первом этапе исследования участникам было предложено ответить на вопросы теста-опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), с целью выявить стиль семейного воспитания.

Как отмечалось ранее, особая роль в воспитании ребенка отводится матери, исходя из этого, мы в своем исследовании привлекли именно матерей, так как большую часть времени ребенок проводит именно с ней.

В результате исследования по данной методике были получены следующие результаты:

· Принятие – 3 человека;

· Кооперация – 5 человек;

· Симбиоз – 4 человека;

· Контроль – 3;

· Маленький неудачник – не выявлено.

2.1.1. Результаты исследования уровня психологической готовности к обучению в школе

Результаты, полученные в ходе исследования детей по экспресс диагностике готовности к школе, выглядят следующим образом, из 15 обследуемых детей 5 человек имеют высокий уровень психологической готовности к школьному обучению, 6 человек – средний и 4 человека – низкий.

Таблица показателей по субтестам

Название методики

Экспериментальная
группа

1. «Нелепицы» 2. «Простр.-ариф. диктант» 3. «Последов-ные картинки 4. «Геом-е фигуры» 5. «Аналогии» 6. «Логопед-ский» 7. «Запр. слова» 8. «Ключи» 9. «Чтение» 10. «Рисунок чел.-ка» 11. «Сост-е слова» Всего
1. Аня 2 2 2 2 2 1 2 1 2 2 1 19
2. Антон 0 1 0 0 0 0 0 0 0 1 0 2
3. Витя 1 1 1 1 1 1 1
4. Дима 1 1 0 0
5. Ира К. 1 1 0 0
6. Ира Б. 2 1 2 2 2 2 2 2 2 1 1 20
7. Коля 2 1 2 1
8. Катя 0 1 0 0
9. Настя 1 1 1 2
10. Оля 2 1 2 2
11. Олег 2 1 2 2
12. Семен 1 2 1 1
13. Таня 1 1 1 1
14. Федя 1 1 2 1
15. Юра 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2 22

Для проведения анализа по показателям двух методик отобразим полученные данные в таблице.

Сводная таблица по двум методикам

Типы родительского отношения Уровни психологической готовности к обучению в школе
Высокий Средний Низкий
Принятие 1 ребенок 2 ребенка -
Кооперация 3 ребенка 1 ребенок 1 ребенок
Симбиоз 1 ребенок 2 ребенка 1 ребенок
Контроль - 1 ребенок 2 ребенка
Маленький неудачник - - -

Полученные результаты, представленные в таблице 1 указывают, на то, что у родителей с таким типом родительского отношения, как кооперация, дети имеют высокий уровень психологической готовности к обучению в школе. Тогда как по показателям родительского отношения отвержение и симбиоз психологическая готовность к школьному обучению детей находится на среднем уровне. По шкале контроль родительского отношения мы видим достаточно низкие показатели психологической готовности к школьному обучению.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

· что у родителей проявляющих искренний интерес к интересам ребенка, высоко оценивающих способности ребенка, поощряющие самостоятельность и инициативу ребенка, стараются быть с ними на равных (кооперация), дети таких родителей имеют высокий уровень психологической готовности к обучению в школе;

· родители имеющие выраженное положительное отношение к ребенку, принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом (принятие), у таких родителей психологическая готовность к школьному обучению детей находится на среднем уровне;

· родители не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, ограждают от неприятностей (симбиоз), дети таких родителей имеют средний уровень психологической готовности к школьному обучению;

· родители ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки, навязывают ребенку почти во всем свою волю, у таких родителей психологическая готовность к школьному обучению детей находится на низком уровне.

Заключение

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Родительская позиция характеризуется определенным стилем поведения, реализуемым во взаимодействии с ребенком. Параметрами ее являются динамичность, ригидность, прогностичность. Динамичность определяет способность родителя не использовать различные дисциплинарные методы, системы запретов. В случае ригидности возможности адаптации воспитательной системы к конкретным условиям и ситуациям оказываются ограничены. Прогностичность характеризует умение родителя предвосхищать в методах воспитания, будущие возрастные изменения ребенка, способность к экстраполяции и прогнозированию развития ребенка.

Успешность обучения в начальных классах школы во многом зависит от того, насколько верно дети понимают профессиональную роль и позицию, занимаемую учителем, уровень развития общения со сверстниками, самооценка, что является немаловажным фактором готовности к школе.

Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и словесных основ словесно – логического мышления.

Также важную роль в развитии ребенка и тем более в психологической готовности к школьному обучению играют родители, умеющие принимать своего ребенка, уважать его индивидуальность, одобрять его интересы, проводить с ним достаточно много времени, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, удовлетворяют его разумные потребности. В противном случае ребенку достаточно тяжело адаптироваться к условиям жизни, полноценно развиваться, так как родители по отношению к ребенку испытывают только отрицательные чувства, считают ребенка неудачником, устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботятся о нем.

Экспериментальное исследование влияние типа родительских отношений на психологическую готовность к школьному обучению у детей 6–7 лет показало, что у родителей с таким типом отношения к ребенку, как кооперация, выявлен высокий уровень психологической готовности к школьному обучению. Тогда как у родителей с высокими показателями по шкалам принятие и симбиоз дети имеют средний уровень психологической готовности к школьному обучению. Низкий уровень психологической готовности к школьному обучению проявляется у родителей с контролирующим стилем отношения к ребенку.

Это дает основание утверждать, что тип родительских отношений имеет тенденцию к влиянию на психологическую готовность к школьному обучению детей 6–7 лет.


Список использованных источников

1. Абдурасулова Т.Д. Социально-психологический норматив как критерий психологической диагностики развития дошкольников // Психолог в детском саду – 1999 – №2

2. Антошина М.А., Большакова Н.Г., Горячева Т.Г., Султанова А.С. Работа психолога в подготовительной группе детского сада // Психолог в детском саду – 1999 – №2

3. Белобрыкина О.А. Скоро в школу мы пойдем // Психолог в детском саду – 2005 – №2

4. Белова Е.С. Влияние внутрисемейных отношений на развитие одаренности в дошкольном возрасте // Психолог в детском саду – 2008 – №1

5. Белогай К.Н. Особенности воспитания детей в семье родителями разного пола // Семейная психология и семейная терапия – 2007 – №2

6. Бирюкевич Е.А. Методика «Лесенка»: знакомая незнакомка // Психолог в детском саду – 2006 – №1

7. Богиович Л.И. Избранные психологические труды/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1995.

8. Воронина О.Р. Психологическая коррекция депривированного материнства // Автореф. дис. …канд. психол. наук. – М., 1998.

9. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М. Проблемы психологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному обучению // Психолог в детском саду – 2005 – №2

10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4.

11. Габидулина М. Отцы глазами детей // Школьный психолог – 2003 – №1

12. Готовность к школе/ Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991.

13. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1987.

14. Довгая Н.А. Влияние факторов семейной ситуации на эмоциональное развитие дошкольника // Психолог в детском саду – 2006 – №4

15. Елагина М.Г. Кризис семи лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии – 1989 – №1

16. Зайцева Т.В. Факторы и условия супружеской удовлетворенности браком: дилемма двойной идентичности // Семейная психология и семейная терапия – 2007 – №1

17. Иванова Г.М., Колтукова Ю.О. Психологические особенности семейного воспитания // Семейная психология и семейная терапия – 2006 – №3

18. Каталог-справочник: Дошкольное образование в России: программы, пособия для педагогов и детей, дидактические игровые материалы, аудио-, видеокассеты. – М., 1999.

19. Клочко В.Е. Человек как психологическая система // Сибирский психологический журнал. Вып. 2 – Томск, 1996

20. Кон И. Современное отцовство: мифы и проблемы // Семья и школа -2003 – №4

21. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.

22. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии – 1996 – №6

23. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

24. Кузьменко В.У. Психологические особенности развития индивидуальности дошкольника в семье // Психолог в детском саду – 2006 – №3

25. Малявина С.С., Пивцайкина О.А. Особенности детско-родительских отношений в семьях: гендерный аспект // Психолог в детском саду – 2006 – №3

26. Матейчек З. Родители и дети. – М., 1992.

27. Минеева О.А. Третья планета. Семейные структуры и идеология // Семейная психология и семейная терапия – 2006 – №2

28. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.

29. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции школьника» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология – 1988 – №1

30. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001.

31. Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста/ Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.

32. Петухова И.А. Роль семьи в развитии одаренных детей // Журнал практического психолога – 2005 – №6

33. Поливанова К.Н. Типология индивидуальных вариантов психического развития при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Новые исследования в психологии – 1988 – №2

34. Поддъяков Н.Н. Ребенок – дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития // Дошкольное воспитание – 2003 – №4

35. Радионова М.С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка // Автореф. дис. …канд. психол. наук. – М., 1997.

36. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6 – 7 летнего возраста // Вопросы психологии – 1986 – №4

37. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии – 2000 – №3

38. Степанова Г. Социальное развитие дошкольников и его педагогическая оценка в условиях детского сада // Дошкольное воспитание – 1999 – №10

39. Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М., 1986.

40. Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии – 1983 – №4

41. Уотсон Дж. Психологический уход за ребенком. – М., 1930.

42. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Яр., 1998.

Стилей воспитания, вбирая в себя то лучшее, что описано в предыдущих стилях воспитания. Глава3. Экспериментальное исследование изучения характерологических черт личности родителя и их влияние на стиль отношения к ребенку 3.1. Обоснование замысла исследования. Цель, задачи, гипотеза. Анализ литературы выявил, что проблеме изучения родительско-детских отношений уделялось много внимания, в том...




В таблицу (Приложение 12). В следующем параграфе мы описываем результаты диагностик и сравниваем их между двумя исследуемыми группами. 2.2. Сравнительный анализ социально – психологической готовности к школе детей, посещающих и не посещающих детский сад 1. Анализ диагностики особенностей отношений детей дошкольного возраста к взрослому. Рассмотрим анализ анкетирования родителей « ...


Критики он будет склонен ощущать свою неполноценность. Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребенка и в формировании отрицательных черт личности. Рассматривая основные типы родительских отношений, необходимо иметь в виду влияние каждого из них на формирование поведения и определенных черт личности ребенка. Позиция отвержения способствует...

В ходе проведения данной методики мы получили следующие результаты, которые мы отразили на рисунках 3-7.

Рис.3. Распределение выборов родителей по шкале «принятие – отвержение»

Как видно из рисунка 7 родителей (16%) получили высокие баллы по данной шкале (от 24 до 33 баллов). Это означает, что данная группа родителей положитель­но относится к своим детям. Взрослый принимает ребенка та­ким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. 10 родителей (25%) получили низкие баллы по этой шкале (от 0 до 8), что говорит о том, что взрослый ис­пытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрос­лый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка.

12 родителей (29%) показали баллы от 16 до 23, то есть у них в определенной степени выражено «принятие», чем «отвержение».

13 родителей (30%) набрали от 9 до 15 баллов, у них наоборот в большей степени выражено «отвержение», чем принятие.

Рис.4. Распределение выборов родителей по шкале «кооперация»

По этой шкале высокие баллы (7-8 баллов) набрали лишь 5 родителей (12%), это признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале (1-2 балла) набрали 17 родителей (40%), что говорят о том, что взрослый занимает по отноше­нию к ребенку противоположную позицию. Достаточно большое количество родителей не верят в способности своего ребенка, не стремятся поощрять его самостоятельность и инициативу, быть с ним на равных. Остальные родители заняли промежуточную позицию: у 9 родителей (21%) присутствуют элементы кооперации; у 11 (27%) – они уменьшаются.

Рис.5. Распределение выборов родителей по шкале «симбиоз»

В данном случае позиции родителей разделились примерно одинаково: 13 человек (30%) набрали низкие баллы (1-2 балла), это признак того, что взрослый устанавливает значительную психологическую дистан­цию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Высокие баллы по шкале симбиоз (6-7 баллов)- получили 15 родителей (36%). Это позво­ляют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает пси­хологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разум­ные потребности. Остальные 14 родителей (33%) заняли промежуточную позицию.

Рис.6. Распределение выборов родителей по шкале «контроль»

Как видно на рисунке 6, что достаточно большое количество родителей (23 человека – 54 %) предпочитают вести себя слишком авторитарно по от­ношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послуша­ния и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. У 9 родителей (21%) контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шка­ле являются средние оценки: от 3 до 5 баллов. Такие баллы набрали 10 родителей (23%), они могут гармонизировать свои отношения с детьми, умело регулируя систему контроля: дети получают возможность принимать самостоятельные решения на уровне своих возрастных возможностей, что создает благоприятные условия для эмоционального благополучия.

Рис.7. Распределение выборов родителей по шкале «отношение к неудачам ребенка»

Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка (7-8 баллов) признак того, что взрослый считает ребенка ма­леньким неудачником и относится к нему как к несмышлено­му существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Такие баллы по этой шкале набрали 13 родителей (30%). Низкие баллы по этой же шкале (1-2 балла),напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. В нашем исследовании, эту точку зрения разделяют 7 родителей (16%). Остальные родители по сумме баллов по этой шкале находятся между выше указанными результатами. Но большая часть этих родителей имеют тенденцию в сторону отношения к ребенку как к «маленькому неудачнику» - 15 родителей (36%).

В таблице 3 (Приложение 5) мы сравниваем результаты двух методик, характеризующие, с одной стороны, психоэмоциональное состояние детей, с другой стороны, родительское отношение к детям.

Как видим, в группе № 5оказались дети с минимальным количеством страхов и нижним индексом тревожности. Эти дети отличаются коммуникабельностью, легко вступают в контакт, активны, жизнерадостны, охотно включаются в новую деятельность. У них, обычно, высокая самооценка (даже завышенная). При этом родители этих детей показали самые оптимальные результаты по всем шкалам методики ОРО. Это означает, что взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом, проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком, выбирает такую психологическую дистанцию, которая позволяет ребенку чувствовать комфортно, контроль родитель выбирает умеренный, позволяющий ребенку одновременно чувствовать себя самостоятельным, но и находится в безопасности. Это создает благоприятную среду для психического развития ребенка: появляющиеся у него страхи успешно им преодолеваются, так как рядом, находятся понимающие и поддерживающие его родители.

В группе №1 находятся дети с максимальным количеством страхов и с высоким уровнем тревожности. Сопоставление этих результатов с данными родителей по методике ОРО показывает, что старшие дошкольники этой группы находятся совершенно в другой семейной атмосфере: взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Взрослый не умеет устанавливать оптимальную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. В этой группе оказались родители, которые, наоборот, практически не контролируют своих детей, так как это позволяет им уделять больше внимания решению своих проблем. Ребенок предоставлен самому себе, окружающим взрослым безразличны интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка. Вокруг него образуется психотравмирующая ситуация, ведущая к повышенной тревожности, способствует появлению, развитию и усилению страхов.

Если анализировать данные детей, располагающихся между этими группами, то можно заметить, что происходит увеличение количества страхов и возрастание индекса тревожности, в том случае, если происходит увеличение отрицательных чувств, проецируемых на ребенка родителями. Одновременно с этим на появление и развитие страхов у детей влияют ослабление или усиление родительского контроля, увеличение психологической дистанции, степени заинтересованности внутренним миром ребенка, снижение веры в потенциал своего ребенка. Не однозначны данные по шкале «симбиоз»: не всегда отсутствие психологической дистанции между родителем и ребенком положительно влияет на его психоэмоциональное состояние. В том случае, если этот процесс сопровождается удовлетворением всех капризов ребенка или строгим контролем, происходит тенденция на увеличение количества страхов и способствует появлению невротических состояний.