Уютный дом Рукоделие Выпечка

Диагностика коммуникативных способностей. Методика М.И

Для фиксации и анализа формируемых у детей умений и навыков был использован комплекс психолого - педагогических методик, в который вошли:

методика определения самооценки детей “ЛЕСЕНКА”;

методика определения коммуникативной готовности детей «анализ процесса и продукта деятельности».

Выбор этих методик обусловлен следующими причинами:

Показательность,

Простота исполнения,

Наличие игрового мотива (обследование непродолжительно по времени, в результате сохраняется устойчивое внимание и интерес на протяжении всего теста),

Доступность организации позволяет увидеть каждого ребенка в работе (подгрупповой и индивидуальной).

Согласно определению, данному в психологическом словаре, самооценка толкуется как "оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей". И далее: "От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам". Низкая самооценка - это психологический комплекс неудачника. Первая фраза по поводу любой ошибки или неудачи у людей с низкой самооценкой - "Ну что я мог поделать?" С внешней стороны таких людей обычно выдает беспричинная суетливость, стремление спрятаться за спину других, неуверенность в себе и растерянность, а то и паника при любых неожиданностях.

Добавим, что и в завышенной самооценке нет ничего хорошего. Поэтому психотерапевтическая задача заключается в приведении самооценки к нормальному уровню, соответствующему реальным возможностям личности (идеальный вариант - верхняя планка этих возможностей), то есть в одних случаях повысить, в других - понизить.

Простейшие способы выяснения уровня самооценки ребенка вполне доступны. Для того, чтобы определить насколько свободно ребенок общается с окружающими его людьми можно использовать тест «ЛЕСЕНКА», который помогает выявить уровень самооценки у ребенка. Это важно, так как чем выше самооценка у детей, тем более непринужденно и раскрепощено дети общаются между собой и с взрослыми. Ведь положение детей в игре неодинаково - одни выступают в роли ведущих, другие в роли ведомых. В связи с этим предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру. А на это способны лишь уверенные в себе дети. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников, что повышает активность детей в общении, непризнание, напротив, понижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться. Данный тест используют с 3-х лет.

Опросные листы представляют собой лесенку, которая нарисована на листе бумаги и состоит из десяти ступенек. Данный материал был роздан детям на одном из занятий. Дети выполняли задание с интересом.

Цель исследования: узнать уровень коммуникативности детей, путем определения самооценки.

Гипотеза: предполагается, что из-за того, что работа детского сада организованна на достаточном уровне, у детей хорошо развиты коммуникативные навыки и достаточная самооценка.

Инструкция к проведению теста «ЛЕСЕНКА»:

Нарисуйте на чистом листе бумаги лесенку из 10 ступенек (для старших подростков это может быть просто вертикальная шкала от 0 до 10).

Ребенку дается следующая инструкция:

Представь себе, что на верхней ступеньке этой лесенки находятся самые лучшие дети на свете - самые умные, красивые и т.д., у них все получается, их любят родители, ими не нахвалятся учителя. А на самой нижней ступеньке те, кто прогуливает школу, плохо учится, не может ни в чем добиться успеха, не слушает родителей. Все остальные дети расположились на других ступеньках между этими крайностями. Одни выше, другие ниже. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. Далее спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы. Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка. Анисимович О. Самооценка ребенка(Беседы с психологом)// Солнышко. - 2003.-6 ноября.

Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).

А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

В исследовании приняло участие - 23 ребенка (100%)

После проведения теста «ЛЕСЕНКА», выявлено:

завышенный уровень самооценки показали - 14 (61%) человек, эти дети активно общаются с другими детьми, однако иногда они вступают в конфликтные ситуации с некоторыми своими сверстниками, например из - за игрушек.

заниженный уровень самооценки - 3 (13%) ребенка, они чаще пассивны, играют в одиночестве, не охотно идут на контакт с другими ребятами, однако воспитатели стараются принимать меры для того чтобы эти дети вливались в коллектив.

средний уровень самооценки - 6 (26%) человек, за этими детьми наблюдается активное участие в общении с другими, они стараются не конфликтовать, ведут себя умеренно спокойно, но не пассивно.(см. ПРИЛОЖЕНИЕ).

Отсюда следует вывод, что так как у большинства детей выявлен хороший уровень самооценки, соответственно они свободны в общении, что видно из наблюдения за ребятами в процессе работы.

Также оценить уровень коммуникации можно с помощью метода «психологического анализа процесса и продукта деятельности», который позволяет проследить за течением, последовательностью выполнения той или иной деятельности (игровой, учебной, трудовой), раскрыть психологические закономерности определенных этапов процесса деятельности. Кузин В.С. Психология. Учебник.-4-е изд., перераб. И доп. - М.:АГАР,1999.

Примером такого исследования может быть изучение процесса и продукта изображения в рисовании, который был разработан психологом Е.И. Игнатьевым.

Анализ продуктов деятельности человека позволяет проследить особенности многих процессов, свойств, характерных для психики конкретной личности. Так анализ, сравнение рисунков детей дошкольников дает возможность выявить особенности взаимоотношений между детьми, определить уровень овладения графическими навыками, уровень развития творческого воображения, развитие коммуникативных навыков, и многое другое.

Данный метод подразумевает анализ любого процесса и продукта деятельности. В данном случае мы используем детские рисунки, которые являются творческим продуктом и показывают проекцию личности ребенка и символическое отношение его к окружающему миру.

Методика проведения: На одном из занятий детей попросили выполнить рисунки на свободную тему. Дети охотно выполняли задания.(см. ПРИЛОЖЕНИЕ).Всего в исследовании приняло участие 20 человек.

Оценка проведения методики: Для тех детей, у которых коммуникативные способности были активизированы, на рисунках характерным было наличие большого количества персонажей и в целом доброе настроение.Такие результаты показали большинство детей, их рисунки были интересны, красочны, имели смысл. Для детей, у которых коммуникативные умения были не активизированы, персонажи рисунков были немногочисленны и иногда агрессивны, цветовая гамма была скудной, чаще всего такие рисунки не несли смысловой нагрузки, таких детей пять. Следовательно многие дети из группы, а именно 15 человек, общительны, легко воспринимают окружающий их мир.

Развитие навыков общения является неотъемлемой частью воспитания. Научиться излагать свои мысли, внимательно слушать и понимать других - все это играет важную роль для развития взаимного понимания, духа сотрудничества, умения ценить многообразие человеческой среды. Для развития навыков коммуникации важную роль также играет ценностный контекст. Атмосфера терпимости требует подлинного обмена мнениями, который способствует умению слушать, правильно интерпретировать, четко излагать свои идеи и мнения.

В этом процессе важно наличие двух взаимосвязанных навыков: умения говорить и с пониманием слушать. Лишь при наличии этих двух элементов можно утверждать, что беседа имеет подлинный характер.

Обучение детей умению слушать друг друга, уменьшение тем самым объема монологов, сведение к минимуму чьей-либо ведущей роли в дискуссии - все это уже само по себе служит шагом на пути к достижению взаимного понимания и успешной коммуникации.

В ходе совершенствования игровых навыков детей дошкольного возраста следует прежде всего учитывать, что вы этом процессе принимают участие не только педагоги, но и родители, поэтому целесообразно с каждой стороны предпринимать определенные действия. Так, родители могли бы совершенствовать способы общения с ребенком - дошкольником в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ним. Активизируя личные контакты с ребенком, проявлять особое внимание к игровой деятельности детей, поскольку именно игра считается основной формой организации жизни детей.

В свою очередь педагоги, воспитатели для повышения качества дошкольного образования должны постоянно соблюдать принцип комплексности в воспитании и обучении детей дошкольного возраста; соблюдать баланс между занятиями нерегламентированными видами деятельности и свободным временем ребенка. Больше внимания уделять социально-эмоциональному развитию ребенка, становлению его мотивационной и потребностной сферы, своевременно проводить коррекционную работу с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном, личностном и физическом развитии; продуманно сочетать фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы с детьми, учитывать интересы, способности и склонности каждого ребенка- дошкольника. Создавать студии, кружки, секции с учетом уровня развития детей. Обязательно сотрудничать с родителями в вопросах обучения и воспитания дошкольников.

Проверяем, на сколько успешно для ребенка прошла подготовка к школе

Коммуникативные способности ребенка закладываются в дошкольном учреждении, когда воспитатель продумывает и четко выстраивает образовательные ситуации, в которых дети обучаются навыкам учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками. В результате дети начинают понимать специфическую позицию педагога и его профессиональную роль. В учебной ситуации взрослый выступает не просто как человек, который рассказывает что-то интересное и предлагает пообщаться по этому поводу. Педагог ставит учебную задачу, которую необходимо решить ребенку. Правильное восприятие ситуации занятия, истинного смысла вопросов взрослого позволяет ребенку строить свое поведение в соответствии с целями образовательного процесса.
Не менее важным является общение и взаимодействие детей друг с другом. В обществе сверстников ребенок чувствует себя «среди равных». Благодаря этому у него развиваются самостоятельность суждений, умение спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, инициировать получение новых знаний. Соответствующий уровень развития общения ребенка со сверстниками, заложенный в дошкольном возрасте, позволяет ему адекватно действовать в школе. Начальная форма учебной деятельности всегда коллективная; она организуется учителем и осуществляется в ходе совместной работы с детьми. Усвоение общих способов действий (а именно на это, в первую очередь, направлена учебная деятельность) происходит в коллективных и совместно-распределенных видах образовательной работы. Это требует от ребенка умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, внутренней смены позиции, объективного отношения к действиям других участников совместной работы.

Методика 1
Цели: определение уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия).
Текст задания: Сейчас мы будем рассматривать картинки, на которых нарисованы дети и взрослые. Тебе нужно очень внимательно выслушать то, что я буду говорить, выбрать картинку, на которой изображен правильный ответ и поставить крестик в кружочке рядом с ней. Ты должен работать самостоятельно. Вслух ничего говорить не нужно.

Задание 1. На какой картинке изображено, что все дети хотят заниматься? Поставь в кружочке рядом с ней крестик.

Задание 2. На какой картинке изображено, что всем детям нравится играть вместе?

Задание 3. На какой картинке изображено, что все дети хотят слушать сказку?

Оценка:
3 балла – ребенок правильно выбрал все 3 картинки.
2 балла – ребенок правильно выбрал 2 картинки.

Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые четко распознают различные ситуации взаимодействия, вычленяют задачи и требования, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях, и выстраивают свое поведение в соответствии с ними.
Оценку 2 балла получают дети, которые распознают не все ситуации взаимодействия и, соответственно, вычленяют не все задачи, предъявляемые взрослыми. Поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации.
Оценку 1 балл получают дети, которые почти не распознают ситуации взаимодействия и не вычленяют задачи, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях. Такие дети, как правило, испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими людьми.

Методика 2
Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком состояния сверстника).
Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит; вслух ничего не говори. Теперь посмотрите на выражение лиц детей (картинки справа).

Задание 1.

Задание 2.

Задание 3. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

Задание 4. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

Задание 5. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

Задание 6. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

Оценка:
3 балла – ребенок правильно выбрал 4 и более картинки.
2 балла – ребенок правильно выбрал 2 – 3 картинки.
1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, различающие эмоциональное состояние сверстников и ориентирующиеся на него в процессе общения.
Оценку 2 балла получают дети, не всегда различающие эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении.
Оценку 1 балл получают дети, затрудняющиеся в различении эмоционального состояния сверстников. Такие дети, как правило, имеют существенные трудности в общении.

Методика 3
Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление о способах выражения своего отношения ко взрослому).
Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит?

Задание 1. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что бабушка его поблагодарит.

Задание 2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что бабушка ее поблагодарит.

Задание 3. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что мама его поблагодарит.

Задание 4. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что мама ее поблагодарит.

Оценка:
3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает взрослому.
2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж не помогает ему сам, а обращается к другому взрослому.
1 балл – ребенок выбрал ситуацию, в которой герой не стремится помочь взрослому.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые имеют представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.

Методика 4
Цель: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику).
Текст задания: Посмотри, что происходит на верхней картинке. Теперь рассмотри нижние картинки.
Задание 1. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что девочка его поблагодарит.

Задание 2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что малыш ее поблагодарит.

Задание 3. Отметь картинку на которой мальчик ведет себя так, что это понравится девочке.

Задание 4. Отметь картинку, на которой мальчики ведут себя так, что воспитатель их похвалит.

Оценка:
3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает сверстнику (помогает подняться упавшей девочке, защищает слабого, помогает девочке построить башню, находит выход из конфликтной ситуации (совместная игра детей)).
2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж видит затруднения другого, но не помогает ему сам, а обращается ко взрослому (предлагает взрослому помочь упавшей девочке, защитить малыша и т.д.).
1 балл – ребенок выбирает ситуацию, в которой персонаж не стремится помочь другому ребенку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, имеющие устойчивые представления об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстником, знающие, как оказать помощь, поддержку.
Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации с другими детьми.
Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации.

Литература
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

Скачать версию для печати.

Наталья Золотова
Диагностика коммуникативных умений дошкольников

Диагностика коммуникативных умений дошкольников

Коммуникативные умения :

Умения слушать и слышать другого;

Умение участвовать в свободной беседе;

Умение быть внимательным к самому себе и окружающим;

Умение понимать чувства и настроения другого;

Умение осмысливать свои поступки и поступки другого.

Методы диагностики :

Наблюдение за характером общения дошкольников со сверстниками в группе детского сада в процессе самостоятельной деятельности.

Беседы с детьми

Тест «Эмоциональные состояния» /с использованием пиктограмм/

Методика изучения уровня речевой коммуникации дошкольников

/разработана болгарским исследователем Ф. Г. Даскаловой.

Даскалова Ф. М. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста . – М., 1989./

Изучение коммуникативных умений детей проводится путем свободного наблюдения за свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог , поддерживать и вести его последовательно, слушать собеседника, понимать его, ясно выражать мысли.

Критерии оценки коммуникативных умений :

Высокий уровень :

Ребенок активен в общении, умеет слушать, понимает речь; строит общение с учетом ситуации; легко входит в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражает свои мысли; умеет пользоваться формами речевого этикета.

Средний уровень :

Ребенок умеет слушать и понимает речь; участвует в общении чаще по инициативе других; умеет пользоваться формами речевого этикета неустойчиво.

Низкий уровень :

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание.

(создается таблица с перечнем умений )

Имя ребенка

Характер общения со сверстниками

Коммуникативные умения

Уровень коммуникативных умений ребенка

Вступать в диалог

Поддер-живать диалог

Слушать собесед-ника

Пони-мать собесе дника

Ясно выражать свои мысли

Пользоваться формами речевого этикета

Понимать настроения и чувства другого

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию коммуникативных умений «Веселое путешествие» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию коммуникативных умений Составила воспитатель МБДОУ «Детский сад №34».

Конспект НОД по формированию простейших коммуникативных умений в средней группе для детей с ОНР Тема занятия: «В гости к Солнышку» Программное содержание: Создать атмосферу доброжелательного, открытого взаимодействия педагогов и детей.

Методики диагностики уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Для определения уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР мною подобраны и апробированы следующие.

Психологическое занятие по развитию коммуникативных умений (в технологии ситуативно-деятельностного подхода) Задачи: формировать у детей представление о невербальных средствах общения развитие вербальных и невербальных средств общения; развитие.

Развитие коммуникативных умений старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых В настоящее время приоритетным направлением деятельности педагогов становится формирование коммуникативных умений у дошкольников. Проблема.

Развитие коммуникативных умений у дошкольников с Тяжёлыми нарушениями речи. Развитие коммуникативных умений у дошкольников с ТНР. Учитель-логопед высшей квалификационной категории Е. К. Попович Коррекционное воздействие.

Развитие коммуникативных умений у дошкольников в группах смешанного состава. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в группах смешанного состава. Изучение процесса формирования коммуникативных умений у дошкольников.

Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников 1. «Царевна Несмеяна» Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Справка взаимопроверки «Развитие коммуникативных навыков и умений в продуктивной деятельности детей» Справка взаимопроверки в средней группе №1 у воспитателей Смоляровой Светланы Викторовны и Малаховой Екатерины Викторовны

Ольга Петлюк
Методики диагностики уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Для определения уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР мною подобраны и апробированы следующие методики :

Методика №1 Метод наблюдения (Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова,ВЛАДОС, 2003г. (Приложение 1)

Цель : первичная ориентировка в реальности детских отношений, выявление конкретной картины взаимодействия детей .

Данный метод является незаменим при первичной ориентировке в реальности детских взаимоотношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей , даёт много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребёнка в естественных для него условиях. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей :

1. Инициативность- отражает желание ребёнка привлечь к себе внимание сверстника, побудить его к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение.

2. Чувствительность к воздействиям сверстника- отражает желание и готовность ребёнка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращение сверстника действиях ребёнка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласовании собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него.

3. Преобладающий эмоциональный фон –проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребёнка со сверстниками : позитивной, нейтрально-деловой, негативной.

На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведённой ниже схеме отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности.

Критерии оценки параметров Выраженность в баллах

Инициативность

-отсутствует : ребёнок не проявляет никакой активности,

играет в одиночестве или пассивно следует за другими;

-слабая : ребёнок крайне редко проявляет активность

и предпочитает следовать за другими детьми;

-средняя : ребёнок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым;

Ребёнок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодей-

Чувствительность к воздействиям сверстника

-отсутствует : ребёнок вообще не отвечает на предложения

сверстников;

-слабая : ребёнок лишь в редких случаях реагирует на ини- циативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру;

-средняя : ребёнок не всегда отвечает на предложения сверстников;

-высокая : ребёнок с удовольствием откликается на ини- циативу сверстников, активно подхватывает их идеи и

действия.

Преобладающий эмоциональный фон

Негативный;

Нейтрально-деловой;

Позитивный.

На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведённой ниже схеме отмечается наличие данных показателей.

Оценка результатов : ответы «да» «нет» оцениваются в 0 баллов. Определяется общая сумма баллов.

Методика №2 Изучение коммуникативных умений детей (Приложение 1)

Цель : исследование развития коммуникативных способностей детей в процессе общения со сверстниками.

Подготовка исследования : приготовить силуэтные изображения рукавичек, два набора из 6 цветных карандашей.

Проведение исследования :

1 серия. Двум детям дают по одинаковому набору карандашей и по одному изображению рукавички и просят его украсить, но так чтобы рукавички составили пару, были одинаковыми. Поясняют, что сначала надо выбрать узор, а потом приступать к рисованию.

2 серия. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами придётся делится.

Во всех сериях дети выполняют задание самостоятельно.

Обработка данных. Анализируется, как происходило взаимодействие детей в каждой серии .

Оценка результатов : ответы типа «да» оцениваются в 1 балл. Ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. По количеству набранных баллов делают выводы о сформированности коммуникативных умений детей .

Методика №3 «Маски» (М. В. Корепанова, Е. В. Харламова, Москва 2005г.) (Приложение 1)

Цель : изучение уровня развития общения , эмоциональное состояние детей .

Подготовка исследования : приготовить изображения четырёх масок, символизирующих : хорошее и плохое настроение, стремление к доминированию или подчинению.

Проведение исследования. Четыре маски выкладывают перед ребёнком со словами : «Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы? А на кого из них ты смотришь обычно вот так (показывают каждую из масок по очереди? А кто из ребят на тебя смотрит чаще всего вот так (опять показывают по очереди каждую из масок?После того как ребёнок выбрал одну из четырёх масок для ответа на первый вопрос, каждую из масок ему дают по очереди, спрашивая, на кого он так смотрит или кто на него так смотрит.

Полученные данные заносятся в протокол.

Оценка результатов : проводится качественный анализ полученных результатов; исходя их критериев «популярный» или «непопулярный» , за каждый утвердительный ответ 1 балл, за ответ «нет» 0 баллов, принимается даже отказ.

Публикации по теме:

Консультация «Игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста» «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л. С. Способность осознавать и контролировать.

«Поиск эффективных игровых технологий для развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34» - комбинированного вида городского округа город Стерлитамак.

«Система заданий как средство развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Слайд 2-3. Ребенок с развитыми конструктивными умениями может планировать свою деятельность, анализировать предметы.

Аналитическая справка по итогам диагностики уровня развития речи детей Анализ диагностики детей в группе на февраль 2015 года определил 3 уровня развития речи. По итогам диагностики детей ДОУ в логопедическую.

Исследование словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием Исследование словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием Задание 1 – «Большой и маленький».

Организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием методики Н. А. Зайцева Методика Н. Зайцева «Обучение счету, чтению, письму» в нашем детском саду используют более 15 лет. Данная технология в полной мере реализует.

коммуникативный способность дошкольный общение

Опытно-экспериментальной базой исследования является МДОУ Центр развития ребенка № 1 «Хатыцчаана» с.Хатыц-Арыы Намского улуса. В эксперименте участвовали 10 детей средней группы.

Чтобы определить уровень коммуникативных способностей мы решили провести диагностику коммуникативной компетентности ребенка и оценивания коммуникативных качеств личности.

1. Диагностика коммуникативной сферы

Цель исследования: Выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками с помощью методики «Картинки» (авторы Е.О. Смирнова и Е.А.Калягина).

Описание методики «Картинки».

Исходная ситуация. Взрослый показывает детям картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых фигурирует обиженный персонаж (Приложение). Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка.

Инструкция. «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке»? Ответ фиксируется в протоколе. Если ребенок понял, что на рисунке изображена конфликтная ситуация, следует вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого обиженного мальчика (или обиженной девочки)?»

В исследовании приняли участие 15 детей подготовительной группы детского сада. Проведению методики предшествовала беседа об отношениях с друзьями, которая помогла диагностировать умение ситуативно-личностно общаться. Были заданы следующие вопросы: Кто из сверстников больше нравится? Почему? С кем чаще всего ссоришься? С кем хочешь дружить?

Анализ результатов: По ответам детей мы оценили их коммуникативную компетентность:

Высокая - дети могли конструктивно и самостоятельно находить решения в предложенных проблемных ситуациях.

Средняя - ответы говорили о явно недостаточной социальной компетентности, или носили агрессивный характер.

Низкая - проявляли полную беспомощность.

2 Оценивание коммуникативных качеств личности у детей.

Методика - анкета для родителей. Данная анкета представляет собой вопросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности у детей, а также их взаимоотношений с окружающими людьми.

Текст анкеты

  • 1. Фамилия, имя ребенка. Дата рождения.
  • 2. Общителен ли ваш ребенок со взрослыми?
  • а) очень
  • б) не очень
  • в) совершенно замкнутый
  • 3. Общителен ли ваш ребенок с детьми?
  • а) очень общительный, в большинстве случаев предпочитает играть не один, а с другими детьми,
  • б) не очень общительный, чаще предпочитает играть один,
  • в) иногда предпочитает играть один, иногда с другими детьми.
  • 4. Если ваш ребенок общительный, то предпочитает ли он играть:
    • а) с детьми старше себя по возрасту,
    • б) с ровесниками,
    • в) с младшими детьми.
  • 5. Как ведет себя ваш ребенок в игре?
  • а) умеет организовать детей для совместной игры и для других занятий, берет на себя в игре только ведущие роли,
  • б) одинаково хорошо выполняет в игре как ведущие, лидерские, так и подчиненные, второстепенные роли,
  • в) чаще всего в игре берет на себя второстепенные роли, подчиняясь другим.
  • 6. Каковы взаимоотношения вашего ребенка с другими детьми?
  • а) умеет дружить и без конфликтов играть с другими детьми,
  • б) часто конфликтует.
  • 7. Делится ли ваш ребенок игрушками с другими детьми?
  • а) охотно делится,
  • б) иногда делится, иногда нет,
  • в) не делится.
  • 8. Сочувствует ли ваш ребенок другим людям?
  • а) всегда сочувствует другому, когда тот чем - то огорчен, пытается его утешить, пожалеть, помочь,
  • б) иногда сочувствует, иногда нет,
  • в) почти никогда не сочувствует.
  • 9. Обижает ли ваш ребенок других детей?
  • а) часто обижает,
  • б) иногда обижает,
  • в) никогда не обижает.
  • 10. Часто ли ваш ребенок жалуется взрослым?
  • а) часто,
  • б) иногда,
  • в) никогда.
  • 11. Обидчив ли ваш ребенок?
  • а) очень обидчив,
  • б) иногда обидчив,
  • в) не обидчив.
  • 12. Справедлив ли ваш ребенок?
  • а) всегда справедлив,
  • б) иногда справедлив, иногда нет,
  • в) чаще всего не справедлив.
  • 13. Всегда ли ваш ребенок говорит правду?
  • а) всегда,
  • б) иногда говорит, иногда нет,
  • в) чаще обманывает и говорит неправду.
  • 14. Всегда ли ваш ребенок ведет себя вежливо?
  • а) всегда,
  • б) иногда,
  • в) почти никогда не ведет себя вежливо.
  • 15. Всегда ли ваш ребенок послушен?
  • а) всегда,
  • б) иногда послушен, иногда нет,
  • в) почти никогда не бывает послушным.
  • 16. Самостоятелен ли ваш ребенок?
  • а) вполне самостоятелен, любит и делает все сам,
  • б) иногда самостоятелен, иногда нет,
  • в) чаще всего несамостоятелен, предпочитает, чтобы за него все делали другие.
  • 17. Настойчив ли ваш ребенок?
  • а) всегда настойчив и старается дело доводить до конца,
  • б) иногда настойчив, иногда нет,
  • в) нет и обычно не доводит до конца дело, за которое взялся.
  • 18. Трудолюбив ли ваш ребенок?
  • а) очень трудолюбив, всегда охотно и старательно выполняет порученную ему работу,
  • б) иногда любит трудиться, иногда ленится,
  • в) чаще всего проявляет лень, не любит работать.
  • 19. Уверен ли ваш ребенок в себе?
  • а) вполне уверен,
  • б) иногда уверен, иногда нет,
  • в) не уверен.

В качестве экспертов, оценивающих ребенка по этой анкете, должны выступать разные люди, не только родители ребенка. По опросу родителей получают, как правило, предварительные сведения о личности и межличностных отношениях ребенка, которые в дальнейшем должны перепроверяться, так как в большинстве случаев мнение родителей является субъективным.

Оценка результатов.

Степень развитости каждого коммуникативного качества личности ребенка по анкете определяется при помощи следующей шкалы, которая ставит во взаимно однозначное соответствие обозначенные выше строчными буквами пункты шкалы и оценки в десятибалльной системе:

  • 10 баллов - выбор для ответа пункта «а».
  • 5 баллов - выбор для ответа пункта «б».
  • 1 балл - выбор для ответа пункта «в».

Путем суммирования оценок по всем пунктам и деления полученной суммы на 18 получается средняя оценка степени развитости у данного ребенка всех его коммуникативных качеств личности и межличностных отношений.

По первому (анкетные данные) и по четвертому пунктам (предпочтительный выбор людей для общения) количественные оценки ребенок не получает. Ответы на четвертый пункт позволяют делать выводы качественного характера, которые дополняют количественные оценки.

Каждый пункт анкеты соответствует определенным качествам личности, таким как общительность, вежливость, уверенность в себе и др. Результаты анкеты показывают наличие у детей всех этих качеств в той или иной степени. Но также нашей задачей было определить степень развитости у ребенка всех данных качеств личности путем суммирования.

По итогам диагностирования коммуникативной сферы и оценивания коммуникативных качеств личности у детей мы получили следующие результаты.

Таблица 1.

Диагностика уровня коммуникативных способностей.

Констатирующий этап.

Коммуникативные качества

Коммуник.

компетентность

Таким образом, у 7 детей развита общительность, у 3 есть, а у 7 отсутствуют организаторские способности. Взаимоотношения с другими детьми умеют налаживать 7 детей, у стольких же детей наблюдаем альтруизм, эмпатию у 5 детей, 6 детей могут проявлять агрессивность. 6 детей беспомощны, 7 детей обидчивы, правдивы, справедливы, вежливы. Послушание наблюдаем у 8 детей. Самостоятельность и настойчивость есть только у 3 детей. 7 детей трудолюбивы. Только 5 детей полностью уверены в себе.

Получены очень тревожные результаты по коммуникативной компетентности в общении со сверстниками. 4-5 лет - возраст, который характеризуется наиболее интенсивным общением: закладываются основы межличностных отношений и сотрудничества, дети приобретают основные коммуникативные способности. Именно они позволяют налаживать отношения со сверстниками и самостоятельно решать возникающие проблемы. Однако достаточно высокую социальную компетентность мы обнаружили лишь у 20 % обследуемых дошкольников, т. е. только эти дети могли конструктивно и самостоятельно находить решения в предложенных проблемных ситуациях. 50 % проявляли полную беспомощность. Одни ответы («Не знаю», «Заплачу», «Позову маму») говорили о явно недостаточной социальной компетентности, другие («Побью», «Стукну») носили агрессивный характер.

Проанализировав итоги диагностирования детей 4-5 лет, мы пришли к выводу, что нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.