Уютный дом Рукоделие Выпечка

Нетрадиционная техника рисования в доу конспект. Занятие по нетрадиционной технике рисования

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе

Тема: «Бабочки»

Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Бабочки". Данный материал будет интересен воспитателям старших групп.

Цель : Познакомить детей с новым способом передачи изображения «монотипия»
Задачи: Учить рисовать на мокром листе бумаги. Развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Продолжать развивать фантазию, воображение, эстетический вкус и чувство цвета. Воспитывать самостоятельность при выполнении работы, заботливое отношение к насекомым.

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций с изображением бабочек. Чтение художественных произведений о насекомых. Наблюдение за бабочками в природе.

Оборудование : Аудиозапись музыкальных произведений, гуашь, кисточка, подставочка под кисточку, ёмкость с водой, тряпочка, палитра, бабочки белые, согнутые пополам.
Словарная работа : монотипия

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята. К нам прилетели гости. Я вам загадаю загадку, а вы скажите, кто у нас в гостях.
Загадка: Спал цветок и вдруг проснулся – Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел.
Дети: Бабочка.
Воспитатель: Бабочки! Одни из самых красивых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, крылья их сказочные! Самая благодатная пора для бабочек – лето. Питаются они сладким соком цветов – нектаром в теплые летние дни, перепархивая с цветка на цветок. Крылья у бабочки покрыты мельчайшими чешуйками, которые и придают ей яркую окраску. Если насекомое поймать, эти чешуйки, похожие на пудру, останутся на руках. Без этого покрытия бабочка может погибнуть. Перелетая с цветка на цветок, она переносит на своих лапках пыльцу, тем самым помогая цветам цвести. Бабочки всегда красивы как будто собрались на королевский бал. Я приготовила вам видеоклип «Великолепные бабочки»(Просмотр)
Воспитатель: Давайте мы с вами превратимся в маленьких бабочек.
Закройте глазки и представьте, что мы с вами бабочки.
Мы очень красивые и нарядные, различных цветов и оттенков.
Давайте расправим наши изящные крылышки.
Спал цветок (дети сидят, сложа руки)
И вдруг проснулся (встали)

Встрепенулся (наклоны влево – вправо; руки свободно опущены)
Потянулся (поднимают руки, тянутся вверх, встав на носочки)
Взвился вверх (движения кистями рук вперёд – назад)
И полетел (руки в стороны, повороты туловища влево – вправо)
Солнце утром лишь проснётся (повороты вокруг себя на месте)
Бабочка кружит и вьётся (имитация взмахов крыльев бабочки).
(Движения выполняются под музыку.)
Ну, вот мы и прилетели на поляну. Посмотрите,как много красивых цветов. Присаживайтесь на поляне. Кто из вас знает стихотворения о бабочках?
Дети:
1 Дотронуться хотела я руками До самого красивого цветка. А он, взмахнув своими лепестками, Вспорхнул и улетел под облака! (Т. Нестерова)

2 Бабочка-красавица, В ярком, цветном платьице, Покружилась, полетала, Села на цветок, устала. Не для отдыха я села, Я нектар цветочный ела. (С. Богдан)

3 На лесной полянке чудо - на цветочках бантики, это бабочки расселись как цветные фантики. (Г. Ряскина)
Воспитатель: А я знаю сказку,послушайте её.
Жила-была гусеница. Все над нею смеялись, такая она была некрасивая. Однажды гусеница решила спрятаться в кокон, чтобы ее никто не видел. Сидела она в нем, сидела, и заснула. Пока она спала, прошла зима и наступила долгожданная весна. Проснулась гусеница, высунула наружу усики, чтобы посмотреть, нет ли там никого, кто бы мог над нею посмеяться. Никого не оказалось. Тогда она вылезала целиком из своего кокона. Гусеница чувствовала, что на спинке ей что-то мешает. Она встряхнулась и вдруг … полетела. Пролетая над прудом, она посмотрелась в него, как в зеркало и увидела прекрасную … (бабочку). Да, бабочку с огромными яркими крыльями. «Кто эта красавица?» – подумала она, – «Ой, так ведь это же я! Я – бабочка!» Она летела над лугом и все, кто видел ее, восхищались: «Какая красивая бабочка!» Бабочка захотела подружиться с другими бабочками, но увидела только бабочек белого цвета. А белые бабочки подлетали к ней и любовались красотой. «Какая красивая. Почему мы не такие?» И они очень огорчились. Вам жалко бабочек?
Дети : Очень жалко бабочек.
Воспитатель : Давайте мы им поможем-раскрасим бабочек в яркие цвета. Сегодня я предлагаю вам научиться рисовать красивых бабочек при помощи одного интересного необычного приёма. Вы никогда так не рисовали. Хотите попробовать и научиться? Этот способ называется «монотипия». Монотипия – это отпечаток. Рисунок наносится сначала на одну сторону листа. Затем второй половинкой листа мы накрываем рисунок и проглаживаем рукой от центра - линии сгиба – к краям листа. Так дорисовывать бабочку можно много раз, добавляя новые штрихи к ее образу. И сколько бы отпечатков мы ни делали, каждый раз это новый, неповторимый отпечаток. Теперь раскрываем крылышки. Посмотрите, как красиво получилось! Прежде, чем вы приступите к работе, мы с вами сделаем гимнастику для пальчиков:
Пальчиковая гимнастика: «БАБОЧКА»
Бабочка-капустница
Над цветком летала,
Весело порхала
Пыльцу собирала.
(Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу пальцы прямые. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.)
Воспитатель: Посмотрите, какая чудесная летняя полянка у нас получилась! Бабочек у нас много, но среди них нет, ни одной одинаковой!
Ребёнок : Вот в платьях красивых, как сестры
Бабочки сели в траву отдыхать.
То закрываются книжечкой пестрой,
То, раскрываясь, несутся опять.
Ребенок: Бабочка, давай дружить,
В дружбе веселее жить.
В группе есть у нас цветы,
Полетай над ними, ты!
Литература
Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2». - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском/Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. СПб.: КАРО, 2008.
Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». - М.: ТЦ Сфера, 2009.

Рисование - один из ведущих видов деятельности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Оно способствует познанию окружающего мира и является наиболее эффективным средством формирования творческой личности. Чтобы стимулировать интерес к изобразительной деятельности, педагогу желательно использовать в работе нетрадиционные методы рисования. Работа с непривычными материалами и новыми техниками подарит дошкольникам средней группы исключительно позитивные эмоции, раскроет новые возможности использования знакомых предметов.

Значение нетрадиционных техник рисования для детского развития в саду

Нетрадиционное рисование интересно тем, что изображения у детей всегда получаются разными. Как правило, это простые и доступные техники, тем не менее, играющие очень важную роль в психическом развитии дошкольника. Их использование предполагает атмосферу непринужденности, дает возможность малышу проявить инициативу, выразить в рисунке чувства и эмоции. Главным в такой деятельности является не конечный продукт, а формирование уверенной в себе личности.

Использование нетрадиционных техник развивает исследовательские способности малышей 4–5 лет. Ведь, они предоставляют возможность поэкспериментировать (например, смешать гуашь с мыльной пеной, нанести краску на природные материалы).

Нетрадиционное рисование совершенствует мелкую моторику рук дошкольников средней группы, что в свою очередь, способствует становлению правильной речи.

Развиваются такие психические процессы, как мышление, внимание, зрительная память, воображение. Повышается тактильная чувствительность - кончики пальцев непосредственно контактируют с краской, ощущают ее густоту, вязкость.

Работа с необычными материалами заставляет ребят удивляться, совершенствует их социально-коммуникативные навыки: дети задают больше вопросов педагогу, друг другу, обогащается и активизируется словарный запас.

Разнообразие методов и техник (ладошки, тычок, печатание, ниткография и др.). Используемые материалы

В средней группе уже возможно успешное применение самых разнообразных техник нетрадиционного рисования. Рассмотрим основные направления.

Детям очень нравится печатание различными предметами. Это могут быть пенопластовые формы: педагог наносит на них углубленный рисунок острым предметом. Ребенок окунает такую «печатку» в краску, а затем прикладывает к листу бумаги - получается красивое изображение. Аналогично можно печатать овощами и фруктами: для этой цели особо подходят картофель, яблоки, морковь. Для этого им придается нужная форма и подбирается подходящая по цвету краска.

Печатать также можно с помощью поролона, смятого комка бумаги, ватного диска. Интересное изображение получается из отпечатков листьев (таким способом можно рисовать деревья или бабочку). Сторона с прожилками покрывается краской и прикладывается к основе окрашенной стороной. Черешки у листика можно аккуратно дорисовать кисточкой. Интересный градиентный эффект получается, если на поверхности листа смешать несколько красок.

С помощью половинки картошки можно нарисовать самые разные предметы

Более сложное занятие для дошкольников средней группы - рисование тычком жесткой кистью. По предварительно нарисованному контуру ребенок ударяет кистью с гуашевой краской. Причем, кисточка не смачивается водой. Получается имитация пушистой либо колючей поверхности, что идеально подходит для изображения животных, например, ежика, медведя или зайца. В процессе работы кисть нужно держать вертикально - тогда тычки будут ровным.

Методом тычка хорошо изображать различных животных

Рисование тычком

Малыши обожают рисовать ладошками. Вся кисть ребенка погружается в гуашь либо окрашивается кисточкой, а затем он оставляет отпечаток на основе. Рисовать можно одновременно двумя ручками, окрашенными в разные цвета. Таким способом часто рисуют солнышко, травку, дерево, птичку. После работы ладошки вытираются салфеткой, затем гуашь без труда смывается водой.

Рисование ладошками

Плакат в подарок мама выполнен с помощью рисования ладошками

При рисовании пальчиками малыш опускает в гуашь не всю ладонь, а только кончик пальца. На бумагу наносятся точки или пятнышки. На каждый пальчик можно набрать краску разного цвета. Аналогичное изображение получается при использовании ватных палочек.

Рисование ватными палочками

Рисование пальчиками

Причудливые узоры на листе бумаги можно создавать с помощью манки (для этой цели также можно использовать соль и песок). Такая техника хороша для создания пейзажей - манная крупа придает композиции красивую текстуру. Фон посыпается крупой, пока еще не высохла краска. Через небольшой промежуток времени манка просто стряхивается, а на ее месте остаются светлые пятнышки. Другой вариант - предмет прорисовывается и закрашивается клеем-карандашом (обязательно на цыетном фоне), а затем посыпается манной крупой.

Рисование манкой

Ниткография - это техника рисования обычной ниткой. Малыш складывает лист бумаги пополам, погружает нитку в краску. На одной стороне основы выкладывается изображение из нитки, при этом один ее конец остается свободным. Рисунок закрывается сверху второй половинкой бумаги и прижимается. После этого нитка вытягивается за кончик. Получается изображение, которое дорисовывается кистью до желаемого образа.

Ниткография

Дети в средней группе любят рисовать поролоном. Это удобное средство для создания фона рисунка, кроме того, поролон имеет большие возможности воплощать фантазии ребенка. Например, это идеальный способ изобразить снежные сугробы в зимнем пейзаже.

Рисование поролоном с помощью трафарета

Необычное изображение получается при применении техники кляксографии. Малыш зачерпывает гуашевую краску ложечкой, а затем выливает ее на основу. Получаются пятна самой разной формы. Основа накрывается другим листом - на нем появляется изображение, которое дорисовывается до нужного образа. На пятно можно также подуть из трубочки, чтобы оно стало больше.

Рисование в технике кляксографии

Необычный инструмент для рисования - зубная щетка. Густые жестковатые щетинки позволяют наносить детали рисунка с различной плотностью. За счет этого возникает эффект объема, можно сочетать разные оттенки. Например, таким способом можно очень реалистично изобразить елочку.

Рисование зубной щетки придает ветвям объем

Рисование зубной щеткой

Подобным способом можно рисовать и пластиковой вилкой , погружая ее кончик в краску. Так можно изобразить колючего ежика или солнышко.

Рисование вилкой

Рисование идеально передает колючки животного

Для рисования в средней группе воспитатель может предложить ребятам свечи или восковые мелки. С помощью этих материалов малыш создает изображение на бумаге, а потом закрашивает его акварельными красками. Рисунок свечой или мелками остаётся белого цвета, поскольку жирная основа не вступает во взаимодействие с акварелью.

Рисование свечой, мыльными пузырями, ватными палочками, восковыми мелками

Нетрадиционное рисование отдельных предметов и объектов (примеры работ с комментариями)

Некоторые темы особенно располагают к нетрадиционным способам рисования. Например, дерево можно оригинально изобразить с помощью отпечатка листьями, дорисовывая недостающие части (композиция «Осенние деревья»). Другой интересный способ - оттиск капустным листом («Зимнее дерево»). С помощью ладошки можно изобразить заснеженную кроны («Заснеженное дерево»). Листья и плоды дерева часто изображаются пальчиками либо ватными палочками («Яблоня»).

Отпечатки листьями и рисование Рисование ладошками и пальчиками Оттиск капустным листом Рисование ватными палочками

Такой любимый малышами предмет, как воздушные шары, можно изобразить поролоном либо с помощью самих резиновых шариков (из надувают и кончик погружают в краску - получается очень реалистичное изображение).

Рисование воздушным шариком

Рисование воздушным шариком

Падающие осенние листья аналогично можно изобразить с помощью настоящих листьев. Для этого лучше подобрать экземпляры небольшого размера («Разноцветные листья»). Другой способ - рисование ватными палочками, пальчиками, тычком. Листочки можно также напечатать картофелем, предварительно нарисовав на овоще соответствующий силуэт.

Печатание листьями

Рисование тычком

Строение ветки рябины располагает к тому, чтобы нарисовать ее с помощью ватных палочек, пальчиками или тычком (фото).

Рисование тычком

Птиц в средней группе также часто изображают нетрадиционными способами. Например, с помощью ладошек можно нарисовать грациозного летящего или плывущего лебедя.

Рисование ладошками

Рисование ладошками

С помощью нетрадиционных методов рисования хорошо изображать овощи и фрукты.

Рисование пипеткой

Печатание половинкой яблока и рисование ватными палочками

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Дружина Е. «Зима»

(рисование нетрадиционными способами - оттиск капустным листом, изображение ватными палочками)

Образовательные задачи : учить рисовать пейзаж с помощью нетрадиционных техник (оттиск капустным листом, изображение ватными палочками).
Развивающие задачи : расширять представления о зимнем времени года.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес к природе, чувство прекрасного.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: репродукции зимних пейзажей.
Раздаточный материал: тонированные листы белой бумаги по количеству детей, кисти, белая гуашь, листы пекинской капусты, стаканчики-непроливайки, подставки под кисти.
Ход занятия:
Загадка про зиму. Воспитатель спрашивает детей, какими словами можно рассказать о зиме (снежная, морозная, блестящая, пушистая и т.д.), во что можно играть зимой.
Под музыку П.И. Чайковского ребята рассматривают репродукции картин русских художников и зиме. Одновременно педагог закрепляет знания о том, что такое пейзаж.
Сюрпризный момент - в группу приходит посылка, но она не открывается. Чтобы открыть ее, кто-то из ребят должен прочитать стихотворение о зиме.
Раздается стук в дверь - появляется игрушечный заяц, который рассказывает, что это он доставил посылку и жалуется детям, что не может найти дорогу домой. Ребята обещают ему помочь. Заяц открывает свою посылку - там оказывается капустный лист.
Воспитатель предлагает дошкольникам превратиться в художников-пейзажистов и нарисовать зимнюю картину особенным способом - капустными листами.
Демонстрация приемов изображения. На лист нужно нанести кистью толстый слой краски, затем приложить его к основе и аккуратно снять двумя руками. Получившийся отпечаток очень похож на заснеженное дерево.
Самостоятельная работа дошкольников под композицию О. Газманова «Белый снег». Педагог по мере необходимости направляет детей.
По окончанию первого этапа работы проводится физкультминутка «Снеговик». Воспитатель замечает, что в рисунках чего-то не хватает. Дети, догадываются, что не достает снега. Педагог предлагает изобразить его с помощью ватных палочек - нужно окунуть их в баночку с белой гуашью и нанести точки (метод тычкования).
Традиционным способом с помощью кисти рисуются сугробы под деревьями.
Подведение итогов занятия - возвращение из сказочного леса.

Колесникова И.
(в средней группе нетрадиционным методом тычком)

Ход занятия:
Занятие начинается с загадки про медведя. Затем воспитатель читает сказку «Маша и медведь». Беседа по содержанию: как поступил Мишка с Машей. Рассмотрение строения медведя, определить форму его головы и туловища.
Воспитатель демонстрирует раскрашивание фигуры медведя методом тычка (глазки и носик приклеиваются).
Самостоятельная деятельность детей. Анализ готовых работ.

Карпова И.Н. «Рыбки»
(рисование ладошкой и пальчиками)

В начале занятия воспитатель организует игру «Аквариум» (дети выполняют действия согласно тексту):

  • Улитки ползут, / Свои домики везут, / Рогами шевелят, / На рыбок глядят.
  • Рыбки плывут, / Плавничками гребут./
  • Вправо, влево поворот, / А теперь наоборот.

Загадка про рыбу. Рассматриваются картинки с изображением рыбок. Беседа о том, где они обитают, чем питаются, что помогает им плавать.
Чтение стихотворения И. Токмаковой «Рыбка».
Педагог предлагает дошкольникам изобразить рыбку нетрадиционным способом - с помощью ладошки. Чтобы это сделать, нужно опустить ладонь в тарелочку с гуашью, а затем сделать на листе бумаги отпечаток (большой палец при этом согнут, остальные растопырены). Действия необходимо выполнять быстро, в противном случае краска может успеть высохнуть. Возле рыбки желательно изобразить фон - камушки (рисование пальчиками) и водоросли (кистью).
После самостоятельной деятельности детей проводится физкульминутка «Рыбка».
Проводится выставка работ: ребята объясняют, куда плывет каждая рыбка, выбирают самых красивых из них.

Зоткина О.К. «Алые паруса»
(рисование песком и красками)

Детский сад находится в курортном городе Евпатория, поэтому рисование песком в данном случае очень актуально.
В начале занятие воспитатель читает детям стихотворение В. Орлова «Я рисую море».
Проводится беседа о родном городе, который туристы еще называют городом Солнца, городом Детства. Это связано с тем, что в Евпатории очень много солнечных дней в году, необычайно ласковое море, а еще здесь находится огромное число детских здравниц и лагерей.
Педагог напоминает детям, что они сегодня были на море и спрашивает, что им больше всего запомнилось (теплый песок и приятная водичка, яркое солнышко, красивые ракушки, корабли, лодки).
Воспитатель предлагает дошкольникам нарисовать корабль с алыми парусами, яркое солнышко и их любимое море. А поможет это сделать песок, принесенный с пляжа.
Проводится физкульминутка на морскую тематику «Море».

  • Море очень широко,
    (Дети широко разводят руки в сторону.)
    Море очень глубоко.
    (Приседают, коснувшись руками пола.)
    Рыбки там живут, друзья,
    (Выполняют движение «Рыбка».)
    А вот воду пить - нельзя.
    (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
    Над волнами чайки кружат,
    (взмахи руками)
    Полетим за ними дружно.
    (кружатся на месте)
    Брызги пены, шум прибоя,
    А над морем - мы с тобою!
    (Дети машут руками, словно крыльями.)

Рассматривание образца и объяснение приемов изображения. Песок нужно просеять от ракушек и прочих примесей. Простым карандашом рисуются контуры корабля, солнца и моря, на которые после обильно наносится клей. Песок набирается в щепотку и посыпается на контуры изображения. Излишки ссыпаются в тарелочку. Далее паруса покрываются алой краской так, чтобы не затрагивать песок. Также раскрашивается солнышко, небо и море.
Под релаксационную музыку (звуки моря и шум прибоя) ребята начинают работать.

Перспективное планирование по нетрадиционному рисованию (средняя группа)

В средней группе нетрадиционное рисование изредка может включаться в занятия по изобразительной деятельности, может проводиться в рамках проекта. Чаще же всего такие техники изучаются с детьми в рамках кружковой работы.

В качестве примера приведем фрагмент перспективного планирования занятий кружка для средней группы «Радуга» (воспитатель Чернышева О.В., МБДОУ д/с «Ёлочка г. Абакан).

Месяц Тема Задачи
Сентябрь Осенние листья
Акварельные краски+восковые мелки
Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений об осени. Совершенствовать умения и навыки в рисовании восковыми мелками и акварелью
Плюшевый мишка
Тычок жесткой полусухой кистью
Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью»
Яблочко
Монотипия
Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере яблока). Развивать пространственное мышление.
По замыслу
Октябрь Боровичок
Рисование пальчиками
Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания. Развивать чувство композиции, цветовосприятие.
Варенье
Кляксография
Познакомить с техникой кляксография. Развивать чувство композиции.
Блюдечко
Пластилинография
Совершенствовать умения и навыки в рисовании пластилином.
Кресло
Набрызг
Познакомить с техникой набрызг. Развивать чувство композиции.
Ноябрь Пылесос
Граттаж
Познакомить с техникой граттаж. Учить обводить шаблоны простой формы.
Самокат
Рисование ватными палочками
Закрепить умение рисовать ватными палочками. Развивать чувство композиции
По замыслу
Различные
Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему
Пароход
Пластилинопластика
Закрепить умение рисовать пластилином. Развивать чувство композиции.

Отметим, что регулярно (примерно 1 раз в месяц) в кружке проводится рисование по замыслу, на котором дети самостоятельно выбирают технику и тематику. Это развивает творческую фантазию и самостоятельность дошкольников.

Все занятия построены по схожему принципу: начинаются с игрового момента, включают в себя пальчиковую гимнастику, массаж, самостоятельная деятельность детей, как правило, проходит под музыкальное сопровождение. В конце же занятия обязательно устраивается мини-выставка детских работ.

Дети всегда стремятся к новым впечатлениям, испытывают интерес к творческой деятельности. Задача же педагога - пробудить в каждом ребенке веру в свою индивидуальность, способность творить красоту. В этом плане большие возможности представляют нетрадиционные техники изображения: рисуя без кисти и карандаша, малыш ощущает себя более раскованным, лучше чувствует краски и начинает фантазировать.

Мария Сехина
Конспект занятия с использованием нетрадиционного способа рисования «Солнышко»

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Конспект занятия нетрадиционным

способом рисования

«Солнышко »

Форма работы : групповое занятии

Целевая аудитория : несовершеннолетние

Формы и методы работы : групповое занятие

Цель : воспитывать интерес к работе к нетрадиционным техникам .

Задачи :

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Учить печатать кулачком приемом примакивания под словесное сопровождение.

3. Закреплять знание цветов.

Материал к занятию : альбомный лист любого цвета; набор гуашевых красок, широкая мисочка; стаканчик с водой; влажная салфетка; фартук; корзинка с красками; магнитофон; макет (фасад) избушки; мягкая игрушка «солнышко »

Предварительная работа : чтение потешки «Солнышко , солнышко » , рассматривание иллюстраций с изображением солнышка .

Ожидаемые результаты : научились печатать кулачком приемом примакивания, закрепили все цвета и их оттенки,развивали мелкую моторику рук.

План :

1. Ритуал начала : приветствие

2. Вводная часть : чтение потешки «Солнышко »

3. Основная часть : рисование ,пальчиковая гимнастика, физкультминутка, игра «Солнышко и дождик »

4. Заключительная часть : рефлексия

Ход занятия:

Ритуал начала :

Ребята давайте встанем в круг, возьмемся за руки, друг другу улыбнемся и своей улыбкой передадим свое тепло и хорошее настроение.

Вводная часть :

Воспитатель читает потешку и обращает внимание, на ставни расписные, они закрыты.

Солнышко , солнышко ,

Выгляни в окошко.

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Воспитатель : - Ребята, а давайте вы позовёте солнышко ?

Дети : - «Солнышко , нарядись, красное, покажись» .

Открываются ставенки, в окне видно изображение солнца .

Воспитатель : - Нашему солнышку грустно одному , давайте мы нарисуем ему маленьких друзей.

Дети : - Давайте.

Воспитатель :

Солнышко , колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди :

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать.

Воспитатель : (показывает детям волшебную корзинку) и говорит :

Просыпайтесь, краски,

Будем мы трудиться.

Просыпайтесь, краски,

Будем веселиться.

Основная часть :

Дети садятся за столы и приступают к рисованию .

Способ получения изображения : ребёнок опускает в гуашь кулачок (вся кисть в это время сжата) . Рисуют и правой рукой, окрашенной разными цветами.

Два отпечатка кулачка жёлтой краской, наложить один на другой, - это основа для солнышка . Дорисуем ещё лучиков отпечатков всего пальчика – пусть наше солнышко будет лучистым и ярким. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Ребята, посмотрите на свои ладошки, что они вам напоминают?

Воспитатель : - А, давайте поиграем с пальчиками?

Пальчиковая игра :

Пять и пять

Пять и пять пошли гулять,

Вместе весело игра

Повернулись,

Улыбнулись,

В кулачёк вот так свернулись

Вот такие молодцы!

(Руки перед собой, ладошки широко раскрыты. Затем пальцы обеих ладоней сгибаются и разгибаются.

Вращение кистей рук.

Сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук «растягиваются в улыбке» , показывая её.

Пальцы рук сжаты несильно в кулачки.

Стучат кулачок о кулачок.)

Воспитатель : - Ваши ручки отдохнули, а теперь пора играть.

Физкультминутка

Ночь в окошко заглянула, наклоняют головку, подкладывают под

Наше солнышко уснуло . щёчку ладошки.

Деткам улыбается. Руки поднимаем вверх, улыбаемся.

Игра : «Солнышко и дождик » .

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, сколько друзей маленьких солнышек появилось у нашего солнышка . И теперь никогда ему не будет скучно.

Звучит песня : «Выглянуло солнышко » – дети танцуют.

Заключительная часть :

Рефлексия :

Смотрит солнышко в окошко ,

Смотрит в нашу комнату.

Мы захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку .

Публикации по теме:

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать детей,.

.

Конспект интегрированного занятия по нетрадиционным техникам рисования «Наши друзья - игрушки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детски сад №1 комбинированного вида» с. Визинга Конспект интегрированного занятия.

НОД в подготовительной группе. Цель: Развитие познавательно-творческой активности детей. Выполнение работы "Сирень в вазе" в новой технике.

Задачи: -учить воспринимать поэтические произведения о природе; -знакомить с нетрадиционной техникой "прижми и отпечатай"(рисование скомканной.

Сценарий НОД в средней группе,

образовательная область «Художественное творчество»

(с использованием ИКТ)

тема:

«Украсим платочек».

Цель: расширить представления детей о различных способах изображения цветовых пятен: познакомить со способом изображения узора с помощью картофельных штампов на материале.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать осваивать умение видеть геометрическую форму как основу и строить на ней нарядный узор при помощи чередования форм (цветовых пятен)

Познакомиться с правилами пользования штампами для отображения цветового пятна.

Осуществлять последовательность операций по стихотворному алгоритму

Получить первоначальные представления о свойстве материи впитывать краску

Развивающие:

Развивать мелкую моторику пальцев ведущей руки путем выделения объектов на интерактивной доске двойным нажатием, пальчиковой гимнастики.

Развивать цветовосприятие

Развивать умение видеть целое (представлять свою будущую работу)

Развивать образное мышление: ассоциативность (замещение отображения предмета его моделью – цветовым пятном)

Развитие метрических отношений: выстукивание двухударного ритма подушечкой пальца

Развитие координации руки и глаза

Развитие потребности вступать в речевые контакты с взрослыми, отвечать на вопросы

Воспитательные:

Воспитывать желание делать приятные сюрпризы (подарки), получать от этого радость и удовлетворение

Воспитывать потребность доводить начатое дело до конца, получая продуктивный результат

Воспитывать привычку работать аккуратно, неторопливо, пользоваться влажной салфеткой для рук

Побуждать всегда иметь чистый носовой платок

Предварительная работа: работа в уголке творчества с тычками, трафаретами. Игра с геометрическими фигурами «Выложи узор на квадрате».

Средства: ноутбук, проектор, интерактивная доска, (можно использовать ноутбук), матерчатые белые квадраты, картофельные штампы, гуашь основных цветов (синяя, красная, зеленая, желтая) – по два цвета на рабочем месте, влажные салфетки для рук.

Ход.

Дети входят в группу, становятся в круг.

Воспитатель: Собрались все дети в круг .

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель замечает игрушку Чебурашка.

Воспитатель: Чебурашка, чем ты так расстроен? Кто тебя обидел? Расскажи нам, поделились своей бедой».

Чебурашка (мягкая игрушка, оживляемая воспитателем): Здравствуйте, я рад Вас видеть (дети здороваются с Чебурашкой). «Знаете ребята, я сегодня собираюсь к крокодилу Гене в гости, а в гости надо идти с подарком, а я не знаю, что ему подарить, подскажите мне пожалуйста».

Дети рассказывают, что можно подарить: куклу, конфеты, цветы, машины и т.д.

Чебурашка: «А я слышал, что самый лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками, но я ничего не умею делать (плачет)».

Воспитатель: «Ты прав Чебурашка, подарок, сделанный своими руками, всегда приятно дарить, и ценится он больше, чем купленный в магазине (воспитатель с детьми подходят к интерактивной доске, на которой появляется слайд – коврик, салфетка и платочек)».

Чебурашка: «Ой, что это такое красивое и нарядное?»

Воспитатель: «А это Чебурашка, платочки, коврики и салфетки, которые можно сделать своими руками».

Чебурашка: «А у меня тоже есть платочек» (показывает белый кусочек материи). Отличная вещь, не правда ли? Без чистого платка я никогда не выхожу из дома. А у вас есть платок? (дети показывают свои платочки). Какие у вас красивые платочки. А у меня – просто кусочек материи. Такой платок неудобно дарить. Может мне его украсить? Чем же мне его украсить?»

Воспитатель: «Сложно так сразу придумать. Да ведь у нас есть волшебный экран. А на волшебном экране можно увидеть волшебную коллекцию картинок».

Чебурашка: «Ты, страничка, открывайся, и копилка, появляйся (нажимает на доску, появляется страничка с картинками). Кто поможет мне выбрать подходящий рисунок?»

Воспитатель: «Дети все хотят быть твоими помощниками. Тогда за дело. А волшебный экран нам поможет. Только давайте вспомним, что нам для волшебных появлений нужно? Нам нужен наш умелый пальчик! (воспитатель показывает указательный пальчик, нажимая на подушечку). Покажите ваш самый умелый пальчик (дети показывают, нажимая на подушечку пальца) . Этим пальчиком надо постучать по картинке два раза – вот так: стучим по коленкам: «Тук-тук, кто там, я тут» – учимся выстукивать двухударный ритм. Постучим по ладошке».

А теперь, Тамила, к доске беги, на картинку пальчиком два раза ты нажми.

Дети по очереди выбегают к доске, нажимают на понравившуюся картинку: появляется платочек, картинки разбегаются то по углам, то по сторонам, то в центре квадрата (педагог кратко поясняет особенности узора). Если используется ноутбук, то дети просто выбирают картинку, а воспитатель открывает.

Чебурашка: «Какие интересные узоры получаются. Какой бы мне выбрать для моего рисунка? Да я и сам, наверное, не хуже придумаю. Сейчас я попробую изобразить свой узор. Чем же мне его нарисовать? (воспитатель подает Чебурашке красивую коробку и предлагает посмотреть, что в ней лежит. Чебурашка открывает коробку и показывает детям краски, пробковые штампы, салфетки для рук, называя каждую вещь). Как же я этими пробковыми обрезками рисовать буду? Может кто-то мне объяснит? (Дети говорят, а воспитатель выполняет за ними действие)».

Воспитатель спрашивает детей, что необычного они заметили? Что происходит с краской на материале? (впитывается, а раньше на бумаге она долго сохла, могла растечься).

Воспитатель предлагает Чебурашке помощь, показывая алгоритм действий, от имени Чебурашки приговаривает стишок:

Штамп я в краску окуну,

А потом к платку прижму:

В уголок – оп!

В уголок – оп!

Снова в краску обмакну,

Снова я к платку прижму

В уголок – оп!

Новый штампик я возьму,

В другую краску обмакну,

К серединке я прижму – оп!

Красота! Какие у меня на платочке ягодки выросли! Вот какой я узор придумал!

Ой, измазал лапки я чуть-чуть – не беда! Тряпочку возьму и быстро их протру! Вот так!

Чебурашка: «А вы, ребятки, хотите пойти со мной в гости к крокодилу Гене, моему другу? (Да! ) Тогда вам тоже нужно приготовить подарок! А давайте ему много красивых платочков подарим! Тогда он у нас будет самым аккуратным и воспитанным на свете». Тогда пора размяться:

А ну-ка поднимайтесь

Плясать принимайтесь!

Физминутка:

Раз – подняли руки вверх

Два – их отпустили

Три – поставили на пояс.

Дружно покружились.

Раз, два, три, четыре, пять

Хватит нам уже плясать

Мы сейчас работать будем

И платочки украшать!

Начинает звучать медленная мелодия.

А теперь глазки закрываем

Свой платочек представляем!

Какого цвета будет у вас узор? Где вы разместите узоры? Представили?

Глазки открываем! А теперь за дело беремся смело!

Каждый из вас может выбрать себе рабочее место. Какая краска вам больше нравиться, туда и подходите! Вспоминайте, как вы хотели расположить узор на платочке. Кто не придумал узор, или забыл, тот может взглянуть на волшебный экран! Волшебный экран – ваш помощник, он вам подскажет идею!

Воспитатель: «Ребятки, давайте вспомним нашу присказку и за дело: штампик я возьму, в краску окуну, к уголку платочка ровненько прижму – оп!»

Дети украшают платочки, в это время на экране - слайд-шоу из вариантов оформления платочка, звучит релаксационная музыка.

По мере выполнения работы дети приносят платочки к Чебурашке.

Чебурашка: «Вот здорово, какие нарядные платочки! Ни одного похожего нет. Все замечательные. Такие платочки не стыдно дарить! А я тоже время не терял, я еще три платочка украсил».

Чебурашка благодарит малышей за помощь и прощается:

А теперь пришла пора

Нам прощаться детвора.

Я подарочки возьму

В гости к Гене я пойду.

Воспитатель отмечает, какие красивые платочки сделали дети, и предлагает подарить их мамам.

«Рисование нетрадиционными способами или как приобщить ребенка к рисованию в детском саду»

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению трех задач:

Пробудить у детей эмоциональный отзыв к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

Сформировать у них навыки и умения рисования;

Развивать творческий потенциал.

В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности.

В дошкольном возрасте рисование является средством познания окружающего мира, а не самоцелью. Когда ребенок рисует, у него развиваются определенные способности: зрительная оценка формы, ориентировка в пространстве, чувство цвета, а также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что является очень важным в дальнейшем развитии.

Занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Детское творчество в рисовании носит субъективный характер, ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытие для себя.

Детский рисунок обладает своими закономерностями, которые следует учитывать при обучении детей.

Развитие положительных качеств личности происходит всегда в определенных условиях общественной жизни. Своеобразие творческой, в частности художественной, практики сказывается особенно наглядно в процессе формирования творческого потенциала человека. Для того, чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому начинать рисовать необходимо с младшего возраста и внедрять в работу нетрадиционную технику, учитывая, что развитие творческого потенциала ребенка делается через поиск нестандартных подходов.

Наиболее эффективным является подход – сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования.

На подготовительном этапе, при планировании работы учитываются интересы детей. Есть дети – пассивны, часто отвлекающиеся – в их рисунках сюжеты примитивные, неяркие. А есть дети, старательны, любознательны и свои работы выполняют самостоятельно. Поэтому хороших и одинаковых результатов от всех детей добиваться невозможно.

У детей возникают трудности в изображении предметов тонкими линиями. Рисунки у детей часто получаются неузнаваемыми, далекими от реальности и как следствие, у детей гаснет интерес к изобразительному искусству, к желанию рисовать.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста необходимо использовать нетрадиционные способы изображения. Изобразить можно разными материалами.Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребенка.

Использование нетрадиционных способов рисования доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями детей.

Все это организовано на личностно-ориентированной модели, используются наглядные, словесные, игровые приемы работы.

Вся работа строится в два этапа. На первом этапе решаются следующие задачи:

    Формировать интерес к изобразительной деятельности.

    Овладеть простейшими техническими приемами работы с разными материалами.

    Развивать воображение и видеть необычное в обычных предметах.

На втором этапе, когда дети уже овладели некоторыми приемами работы в нетрадиционной технике при изображении рисунков, решались следующие задачи: 1. Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности.

2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными способами.

3. Формировать относительную устойчивость замысла.

4. Научить детей предварительно продумывать содержания образа, способов, последовательности его воплощения.

5. Развивать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.

6. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.

7. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.

8. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.

Существует множество различных техник, которые привлекают новизной, доступностью, хорошими итоговыми результатами. Работы в этих техниках получаются яркими и интересными.

В работе с детьми 4-5 лет можно использовать следующие нетрадиционные техники.

«Пальчики-палитры» (рисование пальцами)

Средства выразительности: пятно, точки, круги, короткие линии, цвет.

Материалы: розетки с гуашью, бумага любого цвета, салфетки.

ребенок опускает в гуашь палец и наносит точки, круги, пятнышки на бумагу. На каждый палец набирается краска разного цвета. После работы пальцы вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Техника рисования пальцами использовалась в темах: «Дорожка для дымковской барышни», «Веселые цыплята».

«Печать от руки» (рисование ладонью)

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы : широкие блюдца с гуашью, кисть, бумага любого цвета, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает ладонь в гуашь (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге.

Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой. Этот метод применялся в рисовании утки, петуха и т.д.

«Рисование методом тычка по заранее нарисованному контуру»

Средства выразительности: фактура, цвет, объем

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета с карандашным контуром.

Способ получения изображения: ребенок опускает кисть в гуашь и сначала рисует тычками по контуру, а потом внутри него. Рисование этой техникой использовалось в темах: «Котенок», «Елка».

«Печатка» («Оттиск печатками из пробки»)

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце, в котором вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с гуашью и наносит на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется блюдце и пробка. Проводились занятия по темам: «Бабочки», «Веселая полянка».

«Оттиск печатками из ластика»

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце, в котором вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их воспитатель изготавливает сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или лезвия).

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с гуашью и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета можно взять другое блюдце и печатку.

«Тампонирование»

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце, в котором вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, бумага любого цвета, тампон из поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролоновый тампон к штемпельной подушке с гуашью и наносит оттиск на бумагу. Чтобы изменить цвет, берут другие тампоны. Темы занятий были такие «Снеговик», «Веселые зайчата», «Снег идет».

«Кляксография обычная»

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, гуашь, разведенная в блюдце, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

«Набрызг»

Средства выразительности : точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Темы занятий были такие: «Снегопад».

"Рисование по сырой бумаге»

Средства выразительности : линии, фактура, цвет.

Материалы: влажная салфетка, емкость с водой, бумага, кисть.

Способ получения изображения: ребенок мочит бумагу и размещает на влажной салфетки (чтобы бумага не высохла). Затем берет кисть и начинает творить.

Темы: «И поплыли по небу облака», «Аквариумные рыбки». Недостающие детали дорисовываются.

«Рисование по мятой бумаге»

Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги гуашь делается более интенсивной, темной – это называют эффектом мозайки.

Средства выразительности : фактура, цвет, пятно.

Материалы: мятая бумага, кисть, гуашь

Способ получения изображения: ребенок рисует кистью на мятой бумаге вес что угодно. Использовалась такая тема как «Красивые цветы».

«Рисование восковыми мелками или свечой»

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, бумага, кисть, акварель

Способ получения изображения : ребенок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге изображение. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остается незакрашенным. Проводились такие занятия как «Веселые зайчата», «Рыбки в аквариуме», «Снеговик».

Всю работу в этом направлении начинать целесобразней с таких техник, как рисование пальцами, ладонями, тычками и т.п.

Занятия с элементами нетрадиционных техник, основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получались разными. Они развивают у ребенка, фантазию, воображение, умения изобразить что-то свое.

Занятия с использованием нетрадиционных методик в младшем дошкольном возрасте используются как самостоятельные, где дети приобретают навыки изображения реальных объектов разными способами, Такая последовательность применения нетрадиционных техник позволяет сформировать у детей способность разного видения реальных объектов, развивать творческий подход к изобразительной деятельности.