Уютный дом Рукоделие Выпечка

Большой ли грех встречаться с женатым мужчиной. Встречаюсь с женатым мужчиной

Здравствуйте Хелена.

Вот смотрите, вам кое в чем надо разобраться, надо понять как можно получить счастье, вам надо понять, что счастье то дает только БОГ имя которому ЛЮБОВЬ ИИСУС ХРИСТОС, вот они ваши слова === неужели Бог, который и есть Любовь, будет против нашего такого грешного счастья? === да конечно же БОГ он не против вашего счастья, но видите получается, что в этом процессе создания вашей семьи, БОГ имя которому ЛЮБОВЬ ИИСУС ХРИСТОС он ведь не участвует. Как бы вы его БОГА ЛЮБОВЬ отсекли, и хотите счастье то получить с врагом, а враг он счастье дать не может. СЛАВА БОГУ вы есть верующая, значит знаете заповеди БОЖИИ, вот одна заповедь вас напрямую касается, НЕ ЖЕЛАЙ ДОМА БЛИЖНЕГО СВОЕГО, НЕ ЖЕЛАЙ ЖЕНЫ БЛИЖНЕГО СВОЕГО, и т.д. Вы вот почитайте эту заповедь. Видите то БОГ так говорит, и если кто возжелал жену ближнего своего мужа ближнего своего, то видите уже идет нарушение заповеди БОЖИЕЙ, видите вы себя не остановили в этом возжелании, видите вот он ваш выбор, ослушались БОГА, значит вы выбрали сопровождающим врага, потому на такое дело, на нарушение заповеди, БОГ имя которому ЛЮБОВЬ ИИСУС ХРИСТОС он вас не вел, получается, что БОГУ ЛЮБВИ пришлось отступить от вас, и уже было разрешено врагу к вам приблизится, видите, вот она ваша свободная воля, и БОГА ЛЮБВИ у вас в сердце уменьшилось, а враг он поселился в сердце, потому это вы уже с врагом крали чужого мужа. Видите, а враг он хитер, видите как он дело развернул, раз вы не отступились от своего намерения увести чужого мужа, то видите врагу как то надо что бы у вас совесть не заработала, враг стал искать смягчающие обстоятельства, и нашел, видите враг он вам показал его жену, такой, не очень то ЛЮБЯЩЕЙ, это враг только способен показать недостатки, видите и вы уже как бы получается в роли спасительницы пошли на нарушение заповеди, но повел то вас враг. Видите как только своей свободной волей вы пошли на нарушение заповеди, то видите уже враг поселился у вас в сердце на определенной территории и уже враг вас повел на этот брак. Видите вас ни чего не мучает, на все есть оправдание, так враг устроил, что уже нарушение заповеди оно есть уже вроде бы как и не нарушение заповеди, а есть спасение утопающего. А дальше уже больше вы что пишите === если я вдова, то в его случае все как-то безнадежно.=== видите опять вам враг ложит на сердце, что вот раз вы есть вдова, значит вы вроде как правильно поступили, вроде как имеете право, и БОГУ угодно такое ваше поведение, видите опять враг в вас такие мысли сеет, что, будто вы все правильно делает. Видите а ведь через это, через такие мысли, опять же враг в вашем сердце то прибавляет. И вот вы уже решили проконсультироваться у христиан, наверное все таки тяжесть какая то есть на сердце, и вот она ваша консультация, враг он всегда хочет посеять семена, что вроде бы ни чего страшного то нет, что вы вот так поступили. И видно что ищет враг в христианских консультациях, что бы как то вас успокоить, ведь кое что вас внутри вас грызет, вы же понимаете что вы согрешили, но враг старается вам внушить, что вы не есть грешница, да и консультант говорит что все проститься, видите покаяния нет, а есть некии мысли, и все это для того враг мастерит, что бы самому остаться в вашем сердце. Уже враг он уже хочет вас и от церкви отвести, видите раз так себя ведет католическая церковь, то видите уже как бы получается тупик, зачем идти в эту церковь. Видите вот они планы врага на вас, на вашу семью, враг не хочет покидать ваше сердце, и сердце вашего друга. О каком счастье может быть речь, планы то с врагом сторятся, вы вот почитайте об Иове Многострадальном, как только БОГ ЛЮБОВЬ ОТЕЦ дал возможность для испытания подступиться к Иову врагу, то вы же знаете, Иов он в начале потерял все что было в его руках, а потом и здоровья его враг лишил. Видите до куда допустил БОГ врага, то враг он всю свою силу и задействовал. Были одни потери, не зря же Иов он стал МНОГОСТРАДАЛЬНЫМ, наверное много пришлось пострадать, то уже вот оно сегодня, видите вас БОГ он не испытывает, уже мы сами своей свободной волей решаем, дать место в своем сердце врагу или не дать, решаем подступиться врагу к нам или нет. Видите уже БОГ он так решил, сам человек решает, быть ему МНОГОСТРАДАЛЬНЫМ, и дать возможность врагу себя вести, или все таки быть счастливым с БОГОМ имя которому ЛЮБОВЬ ИИСУСОМ ХРИСТОМ. Вот оно есть нарушение заповеди, значит все таки дали место врагу, а ведь мы находимся под защитой БОЖИЕЙ, тогда когда не изменяем БОГУ ЛЮБВИ ИИСУСУ ХРИСТУ ни делом ни словом ни помышлением. Как враг сказал БОГУ ОТЦУ, ЭТО ТЫ СВОЕГО ПРАВЕДНИКА ИОВА КРУГОМ ОКРУЖИЛ И НЕ ДАЕШЬ К НЕМУ ПОДСТУПИТЬСЯ. Видите в чем дело, вы хотите получить счастье, но видите вы же в свое сердце запустили врага, а у врага свои планы на вас. У врага наши расстройства это есть его урожай, чем больше врага в сердце, чем больше у нас потерь, тем больше расстройств, мук и страданий тем больше урожай собирает враг. Потому видите о каком вы мечтаете счастье с врагом, не понятно. Ведь вот она есть ваша семья и вы ее вот так создали, и вот он враг который вам помог быть вместе, видите ваша защита, защита вашей семьи, она резко упала, когда враг попадает в сердце, то он себя без работы то не оставит, вы стали более не защищена, потому кроме семьи то у вас есть еще и финансовое благополучие, есть еще здоровье, вы хотите много детей иметь, и много есть чего где враг может поработать, порасстраивать. А враг он всегда выбирает самое уязвимое место, что больше расстраивает, чего больше всего боишься, там враг и заставит на себя работать. Видите, какое тут счастье ждать, ведь в сердце то крадущего поселили, пока что еще враг он трудится, что бы как то вы через обряды христианские не выгнали его из сердца, а когда вас еще больше оккупирует враг, оторвет от церкви, то уже другие планы врага начнут работать. Вы вот пишите, что вам стало легче, видите значит уже есть тяжесть какая то на сердце, видите уже враг он начинает вас в мыслях расстраивать. Пока что видно со стороны, что вашего раскаяния то нет, как бы вы ищите какие то оправдания, враг хочет что бы христиане вам кое что подсказали, и вы этим вооружились, Пока что еще Игорь он не распознал что враг для вас ищет, потому и трудится в поте лица, такую характеристику негативную дал церкви католической, видно же что враг боится этой церкви, и планы врага, что бы вы не ходили в церковь, получается, что в свою церковь не пойдете, а в другую не захотите, а вам нужен только один совет, и одно лекарство на сегодня, ИДИТЕ В ЦЕРКОВЬ В КАКУЮ ХОДИТЕ, ПОТОМУ ЭТО ВАША ЦЕРКОВЬ ВАС НАУЧИЛА РАСПОЗНАВАТЬ В СЕБЕ ГРЕХ, ВЫ УЖЕ ЕСТЬ ОПЫТНАЯ ХРИСТИАНКА, ЗНАЧИТ В ЦЕРКВИ ЕСТЬ ЛЕЧЕНИЕ СЕРДЦА, ПОТОМУ И НАЧНИТЕ РАБОТАТЬ СО СВОИМ СЕРДЦЕМ, ПРОХОДИТЕ ИСПОВЕДЬ ПОКАЯНИЕ И ПРИЧАЩЕНИЕ, ИЩИТЕ ПРОЩЕНИЕ БОЖИЕ. Потому БОГ ЛЮБОВЬ он в домашних условиях может вас не оправдать, уже молитвами не поменять состояние своего сердца, видно же со стороны что вас ведет враг, и вы находитесь в его подчинении, потому видите как враг в вас вцепился, мужа то можно иметь, а вот мир в сердце и радость и с милым рай в шалаше, то враг все украдет, ведь вы его приблизили и враг он на ваше желание поработал, это враг вам дал мужа, видите уже надо отрабатывать, и уже враг просто так легко из вашего сердца не уйдет, НУЖНО СИЛОЙ БОЖИЕЙ ОЧИЩАТЬ СВОЕ СЕРДЦЕ, МЕНЯТЬ СОСТОЯНИЕ СВОЕГО СЕРДЦА, видите вы в долг попали врагу, потому нужно уже сильное лекарство, что бы отсечь врага, что бы очистить сердце, что бы поменять состояние сердца, а сильное лекарство оно в церкви БОГОМ ПОЛОЖЕНО. То что вы описали, то видно что враг боится католической церкви, такое ваше настроение делает, что бы вы отказались от ВЕРЫ перестали ходить в церковь, значит работают в этой церкви обряды. Вы же не можете сказать уже БОГУ, вот я вдова, защити ГОСПОДИ, БОГ он быстро реагирует и посылает СВЯТАГО ДУХА, БЛАГОДАТЬ БОЖИЮ, но видите сердце то ваше занято врагом, потому видите ведь врага же держите в своем сердце, не хотите признать, что согрешили, хотите счастье с врагом получить, вот таким настроем. Человек он немощен против врага, потому враг он бывший архангел, с ним справиться может только БОГ имя которому ЛЮБОВЬ ИИСУС ХРИСТОС, христиане это знают. Потому сильное лекарство для лечения сердца можно получить через обряды, а у вас такое отношение к церкви, и враг хочет, что бы вам сами христиане это подтвердили, что церковь в какую ходите она не пригодна, если вас ХРИСТОС простит, если получите в сердце мир, радость, то это прощение вы в церкви получите то. Уже надо положить другие мысли, вы же счастья хотите, то уже пусть БОГ ЛЮБОВЬ ИИСУС ХРИСТОС вам и подарит счастье, БОГ ЛЮБОВЬ ИИСУС ХРИСТОС ОН ЧТО СКАЗАЛ, КТО ПЬЕТ МОЮ КРОВЬ И ЕСТ МОЮ ПЛОТЬ В ТОМ Я ПРЕБЫВАЮ, а это у христиан есть причащение, вы же это знаете, но перед причащением надо пройти исповедь и покаяние, уже вам надо понять, что вы согрешили и дали врагу место в своем сердце, вы это понимаете, потому тогда уже ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ, и надо отказаться служить врагу, получаете прощение, сердце оно на исповеди и покаянии очищается, и уже через причащение в чистое сердце входит сам БОГ имя которому ЛЮБОВЬ ИИСУС ХРИСТОС, если БОГ он будет в вашем сердце, то уже у вас будет такое состояние сердца, что вы будете способны ЛЮБИТЬ И БЫТЬ ЛЮБИМОЙ И БЫТЬ СЧАСТЛИВОЙ. Пока что ваша ЛЮБОВЬ она не есть БОЖИЯ ЛЮБОВЬ потому не БОГ вам подарил мужа, с врагом мужа себе отвоевывали. Уже с другом пред БОГОМ и встаньте на колени. А вот как только по христиански поменяете состояние своего сердца, то уже вы узнаете что хочет БОГ имя которому ЛЮБОВЬ ИИСУС ХРИСТОС. Уже надо подчиняться не тому, что сам хочешь, а уже надо искать БОЖИЮ ВОЛЮ. Вы вот даже кино посмотрите про царя Давида, ведь царь как раз эту же заповедь нарушил, тоже вот так взял и возжелал чужую жену, и не понял что согрешил, пока БОГ не послал своего пророка, и тот ему объяснил все. Да Давид сразу же раскаялся, БОГ его простил, но наказание они получили за этот грех. То уже сегодня вот оно есть нарушение заповеди БОЖИЕЙ, сами открыли ворота для врага, вот он входит в сердце, видите в сердце вошла та сила которая наказывает. Потому тут не надо много говорить, советоваться, вы же христианка, вы ведь понимаете что согрешили, вам ведь это не надо много разжевывать, просто надо идти в церковь и надо менять состояние своего сердца. Надо через христианские труды наказывающую силу изгнать из своего сердца. Вы вот говорите что вы ЛЮБИТЕ друг друга, а что такое ЛЮБОВЬ, сказано же БОГ ЭТО ЕСТЬ ЛЮБОВЬ И КТО НАХОДИТСЯ В ЛЮБВИ ТОТ НАХОДИТСЯ В БОГЕ И БОГ В НЕМ. Видите в ЛЮБВИ находится сам БОГ. Вот он ваш грех, вы ослушались БОГА видите уже БОГА нет в сердце, в том участке сердца, который вас связывает с другом, значит и ЛЮБВИ БОЖИЕЙ нет, есть грех и есть некая страсть, и в страсти враг. А если поменяете состояние своего сердца, то уже все сердце оно будет занято БОГОМ ЛЮБОВЬЮ уже БОГ имя которому ЛЮБОВЬ и будет как то помогать вам налаживать ваши дела.

Простите.

БОГ ВАМ В ПОМОЩЬ.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Здравствуйте Хелена.Вот смотрите, вам кое в чем надо разобраться, надо понять как можно получить сча..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

Я полюбила женатого мужчину. Мне с ним хорошо, и ему сомной тоже. Он женат. Я понимаю, что это грех. Но не понимаю одного, неужели любить - это значит грешить? Мои мысли чисты перед ним, я его люблю так, как никогда никого не любила. В отношениях со мной он не притворяется в своей любви. Неужели это грех перед Богом, просто любить и быть с этим человеком? Я думаю, что регистрация никакой роли не играет в отношениях. Адам и Ева без регистрации любили друг друга, а регистрацию придумали люди, чтобы уберечь материальные блага. Да, он женат, так ведь никто в этой жизни не скажет, где твое, а где нет. Мы живем, сами познавая этот мир. У каждого из нас с годами складываются совсем иные понятия любви и верности. Я считаю, что неверен муж, если он "изменяет мыслями": живя с одной, все время думает о другой, с которой ему хорошо, а не физическая измена. Это всего лишь плоть. Рассудите меня. Алена.

Отвечает священник Алексий Колосов:

Алёна! Что Вы ждёте от нас? Хотите услышать, что «всё можно»? Напрасно – «всё можно» если Бога нет, однако ж Он есть. Это значит, что можно не всё, а лишь то, что дозволяют Заповеди и совесть. Заповедь же ясно говорит «Не прелюбодействуй!», и строгость этой заповеди велика – по ветхозаветному закону прелюбодеев полагается побить камнями до смерти. В свою очередь Евангелие, хоть и не требует столь жёстких мер, тем не менее тоже не поощряет нарушения супружеской верности. Впрочем, об этом же Вам подсказывает и совесть, иначе не могу объяснить факта Вашего вопроса – свидетельство совести Вы пытаетесь «перекрыть» игрой разума. Это – «сизифов труд», поверьте: огромный камень самооправдания легко будет низвержен пёрышком объективного ощущения, что такие отношения неправильны, ощущения, что это грех. Насколько Вас хватит? Понятно, что Бог дал нам не только заповеди, но и свободу – однако Он ждёт, чтобы мы использовали эту свободу во благо, а не как повод к беззаконию.
Кроме того, продолжая Вашу логику и в убийстве нет греха, ведь тело – всего лишь плоть, а кому-то через убийство ближнего хорошо станет. Опять же самопознание – «тварь я дрожащая или право имею?»…

С уважением, священник Алексий Колосов.

Сегодня все чаще от пар, живущих без регистрации своих отношений и тем более без венчания, можно услышать: «Мы в гражданском браке». И если такую пару упрекнуть в блуде, она очень удивится и оскорбится: «Ведь у нас же брак!!!» На такие «браки» закрывают глаза и родители, считая, что эта «проба семейной жизни» многому научит их чад, которые потом, имея опыт, вступят в брак настоящий. Так брак это или блуд? Ведь блудом мы привыкли считать беспорядочную смену сексуальных партнеров, а тут он и она живут годами вместе. И можно ли считать эти браки гражданскими? Что такое вообще гражданский брак и как Церковь к нему относится? И почему однозначно осуждает как блуд такие вот сожительства, в чем видит тут грех и опасность?

Блуд не брак, но противоположен браку

Противная богооткровенному нравственному учению позиция – это выгораживание своего «права на распутство»

– «Блуд – не подготовка к браку, а состояние, ему противоположное», – определил святитель Иоанн Златоуст. Что хорошо, что плохо на этом свете, не человек выясняет, а Бог установил и нам открывает. Область тяжких грехов может казаться привлекательной только для того, кто еще не признал наличие в мире сотворенных свободно-разумных существ нравственного закона, установленного Создателем. Из него ясно следует, что для стремящегося наследовать Жизнь Вечную есть два плотских состояния: невинность-чистота-вдовство или венчанное супружество. Дискуссии с современниками здесь неизбежны, но каждая противная богооткровенному нравственному учению позиция будет попыткой выгораживания своего «права на распутство».

– Отношения между мужчиной и женщиной мы называем грехом блуда, если в такие отношения почему-то вступают верующие люди, игнорируя их церковное оформление. Но! Если на момент вступления в такие отношения оба были неверующие, но потом один из них уверовал, а другой нет, и отношения сохраняются, то тут имеет место несколько иное. Читаем: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1 Кор. 7: 12–13). Совершенно очевидно, что так как один из данного союза неверующий, то о церковном бракосочетании не могло быть и речи. Однако о мужчине и женщине в этом отрывке из послания апостола Павла говорится как о «муже» и «жене»!

В случае, если и второй супруг уверует, они смогут оформить свои отношения по церковным правилам. Читаем: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову (то есть не веруют в Евангелие. – прот. О.С. ), житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3: 1–2). Оказывается, такое положение не является вызовом чистому и богобоязненному житию верующей половины.

Нарушение законов, установленных Богом, ведет к тяжелым последствиям

– Добрачные плотские отношения (сожительство) Церковь определяет как грех блуда. Почему? Но прежде, чем дать ответ на этот вопрос, давайте определим, что такое грех. Грех – это нарушение закона, данного Богом. Господь – Творец Вселенной, Творец физических законов, законов химии, но и Творец духовных законов. Мы знаем, что физические законы нарушать нельзя. Ты можешь в них верить, можешь не верить, можешь изучить эти законы и знать их, а можешь не знать их, но при этом они всё равно на тебя будут действовать. Например, закон Архимеда. Если ты наберешь полную, до краев ванну воды, то, когда сядешь, вытесненная твоим телом вода выплеснется на пол, и тебе придется собирать ее тряпкой, чтобы она не просочилась к соседям. Верь или не верь в закон Архимеда, но он объективно действует. Или, например, закон гравитации. Если ты его нарушишь, если не учтешь тяготение, ты, выйдя из окна 3-го этажа, полетишь вниз, переломаешь себе кости – это в лучшем случае, а в худшем – разобьешься насмерть. Тут последствия твоего незнания и неверия будут трагическими.

Законы духовного мира «работают» так же. Они изложены в Священном Писании. Какие есть заповеди о семье? Не изменяй своей семье, не прелюбодействуй. А также – чти отца своего и мать свою. И если ты нарушаешь эти законы, тебе непременно – со 100-процентной гарантией – придется за это поплатиться.

В Священном Писании неоднократно осуждается грех блуда. Апостол Павел говорит: блудники Царства Божия не наследуют. Понятно, если не покаются и не изменят свою жизнь. Говорится также, что блудящий человек становится одним телом с блудницей, то есть, участвуя в этом грехе, оскверняет свое тело. Почему этот грех так серьезен, что называется одним из смертных грехов? Дело в том, что все отношения между мужчиной и женщиной разрешены и благословляются Богом только в одном случае: когда они совершаются в законном – подчеркиваю! – браке. Для чего существуют эти отношения? Для рождения детей – в первую очередь. Во-вторых, как выражение любви – для того, чтобы муж и жена стали единым целым, в том числе и телесно. И это взаимное плотское притяжение помогает супругам справиться с возникающими в семейной жизни проблемами. Но все это совершается только в законном супружеском союзе. Все прочие «союзы» – для греховных наслаждений.

Добрачные сожительства не ведут к деторождению, потому что от деторождения при таких отношениях бегают как от чумы. Результатом становится бесплодие женщины, потому что она делала несколько абортов, пила сильнейшие контрацептивы в течении нескольких лет. Беременности женщины избегают в таких союзах еще и потому, что прекрасно понимают: ребенок будет незаконнорожденный, и в случае каких-то драматических поворотов или если «отец» от него откажется, попробуй докажи отцовство.

Тяжело хранить верность тому, у кого был предыдущий опыт неверности

Хотел бы привести только один пример (а их множество), иллюстрирующий то, как грех блуда не позволяет человеку потом создать семью, разрушает его жизнь. Один мой знакомый очень гордился тем, что не употребляет наркотики, не курит, не пьет, но у него была очень серьезная страсть: он был очень любовно зависим, и то с одной девушкой у него «любовь», то с другой, то с третьей. И вот одно из сожительств он решил завершить законным браком: его возлюбленная забеременела. Но через какое-то время эта женщина его бросила – ей не нужны были «крепкие узы». И сейчас тот человек очень страдает, потому что его бывшая к ребенку его не подпускает, да и семью нормальную он не может создать. Почему? Потому что человек в браке чудесным образом не меняется. И если он привык блудить, ни в чем себе не отказывать, он жене своей будет изменять. Все эти предыдущие связи очень серьезным образом сказываются. Почему апостол Павел говорит, что, кто соблудит, тот становится одним телом с блудницей? Потому что эта греховная связь всегда будет с ним, ему тяжело будет хранить верность, если был предыдущий негативный опыт – опыт неверности. Церковь не зря говорит о грехе блуда!

Период добрачный дается человеку как период целомудрия. Потому невеста и называется «невестой», то есть неизведанной мужем. Люди должны найти свое счастье в законной семье.

Почему еще добрачное сожительство является большим грехом? Потому что, во-первых, такие отношения крайне безответственны. Вступая в них, люди не думают отвечать за последствия этих отношений. Это подобно тому, как человек, не имея прав, не имея документов на машину, берет автомобиль и ездит на нем, нарушая правила, при этом он знает, что поймать его невозможно, и если он совершит, например, ДТП, то машину просто бросит и убежит. Так и в добрачном сожительстве. Хотя, мне кажется, тут последствия намного тяжелее. Да, здесь безответственное бегство не наказуется, но, по моим представлениям, это не меньшее преступление, чем совершить ДТП, даже если в результате его было нанесено увечье другому человеку. Бросить доверившуюся тебе женщину с родившимся от тебя ребенком, отказаться от своего ребенка – большее преступление. Кто-то скажет, что и, прожив в браке, мужчина уходит от жены и детей. Но все-таки в браке такое случается намного реже, и человек сто раз подумает, прежде чем сознательно разрушить свою семью. Да и в браке закон на стороне женщины с ребенком, и по суду нерадивого отца можно привлечь к очень большой ответственности. Сожительство же, повторюсь, очень безответственно. Но последствия его, в том числе и духовные, весьма разрушительны.

Интимные отношения без заключения брака – это всегда недоверие друг другу

– Блуд – это не только беспорядочные связи с кем попало, но и допущение интимных отношений до законного брака. Это то же самое, что прийти на чей-то обед и тут же начать есть, не дожидаясь других, руководствуясь только тем, что ты голоден. Это преждевременное вкушение того, что уместно лишь в свое время и в своем месте. Впрочем, объяснить это достаточно трудно, если люди привыкли так жить.

Обычно в миру подобные отношения называются гражданским браком. И молодые люди в каком-то смысле успокаивают себя тем, что поживут «пока так», а в случае чего они «ничем не связаны». Вот это «ничем не связаны» уже показывает, что ничего серьезного в этих отношениях нет: это не брак и не семья. Да они и сами знают, что если что не понравится, они разбегутся в разные стороны.

Интимные отношения без заключения брака – это всегда недоверие друг другу. Партнеры заранее готовят себе путь к отступлению, но при этом уже спешат насладиться телесной близостью. Еще это проявление сомнения. Сомнение – ясный признак неведения, и его справедливым выражением является фраза: «А вдруг не получится? Вдруг он (она) меня бросит?» Такое неведение означает, что «их» души еще не стали едины, хотя «им» уже хочется слиться в единое тело. Сомнение – выражение внутренних смутных чувств, неуверенности. Вы будто находитесь в густом тумане, когда на расстоянии протянутой руки уже ничего не видно, и потому вы не видите, точно ли рядом с вами ваша будущая жена. Все это говорит об одном – у юноши и девушки еще не наступило внутреннее единение, сердце подсказывает о самообмане, и потому «они» на всякий случай не расписываются.

Подлинный брак предполагает взаимную ответственность и обязательства. В интимных внебрачных отношениях взаимная ответственность сводится к минимуму, а познание друг друга вершится почти по единственной мерке – мерке собственной постели. В конечном итоге всё это означает, что парень и девушка не обрели подлинного единения душ, почему не уверены друг в друге и боятся вступить в законный брак, но при этом им уже хочется насладиться взаимными телесными достоинствами, а дальше «авось как получится». А получится сожитие на основе внешней симпатии при полном отсутствии внутреннего родства.

При этом есть статистика, согласно которой мужчины, живущие в подобных отношениях, в большинстве своем считают себя холостыми, а женщины, напротив, считают себя замужними. То есть мужчины трезво видят ситуацию, но считают, что им и так сойдет, а женщины наивно гонятся за мечтой о хорошей семье, но видят семью там, где ее нет.

Жалко бывает видеть, как у людей проходит много лет в подобных отношениях, а в итоге они остаются ни с чем. Они и сами со временем понимают, что поступили ошибочно, но зачастую этот вывод слишком поздно приходит.

Блуд – это восстание против Бога

Растлить свое или чужое тело – этот «малый храм Божий» – грех против Божиего установления о нас

– Многие вообще не понимают, в чем «смертность», тяжесть греха блуда. Говорят: «А что тут такого? Мы никого не обижаем, всё делаем по взаимному согласию, мирно…» Так вот, чтобы осознать тяжесть этого греха, нужно вспомнить слова апостола Павла о том, что каждый из нас есть «храм Духа Святаго», то есть мы призваны жить так, чтобы Бог обитал в нас, как в храме. А кто храм Божий растлит, – продолжает апостол, – жизнь того человека Господь разрушит. Почему? А вот задумаемся: осквернить храм – дело маленькое или нет? Конечно, это великий грех. Вот так и растлить свое или чужое тело – этот «малый храм» – это грех против Божиего установления о нас, восстание против Бога. А что не будет восстанием, что будет согласно с Его волей? А это в первую очередь исполнение заповеди о законном браке, и начало законного брака, как ни странно, полагается в законе человеческом, но согласном с законом Божиим, то есть брак – это законное сочетание мужчины и женщины, связанное с ответственностью перед обществом и друг другом. А ответственность предполагает приоритет долга над преходящими чувствами, хотениями и настроениями. Вот это очень важно понять. Ответственность!

Говорят иногда: «Да зачем нужна эта печать в паспорте? Какая разница – есть она или нет?» Я всегда переспрашиваю: «Нет никакой разницы?» «Ну конечно, нет», – отвечают. «Точно нет?» – переспрашиваю еще раз. – «Точно». – «Ну тогда пойдите и поставьте эту печать!» И вот тут же, просто в мгновение ока, оказывается, что разница всё-таки есть, потому что начинается какая-то заминка, а потом самооправдание и объяснения… А почему? Да потому, что та самая «печать» означает большую степень ответственности, и вот именно ответственность, закрепленная законодательно, отличает брак от блудного сожительства.

Но за соблюдение закона должно нести ответственность в том числе и государство, и это очень важная тема, потому что еще каких-нибудь 150 лет назад, если мужчина без вины прелюбодеяния оставлял свою жену с детьми, ему сначала выписывали батогов немало, а если не одумается – ссылали в Сибирь. Или, по крайней мере, он должен был выплатить такую «компенсацию» за свой грех, что сто раз подумает, уходить ли ему «на сторону» или нет. Да и общественное мнение относилось очень строго к такому поведению, так что разрушивший свою семью потом оказывался во многом в роли изгоя.

Если же говорить о церковном подходе, то у святителя Васили Великого и вовсе есть правило, согласно которому человек, послуживший причиной разрушения собственной семьи, больше не должен вступать в брак как поправший и не сохранивший то, что ему было вверено Богом. И святитель Василий говорит замечательные слова о том, что блудное сожительство есть «не брак и даже не начало брака» именно потому, что оно беззаконно. Так что как бы ни хотелось кому трактовать, брак – это именно законное сожительство мужчины и женщины, согласное с правилами церковного устроения жизни.

И следующая необходимая степень «воцерковления» супружеских отношений – это благословение их в Таинстве венчания. Как жизнь человека – душевная и телесная – нуждается в восполнении духовном, так и супружеская жизнь нуждается в духовном восполнении, когда целью супружества становится достижение Царствия Небесного и самими супругами, и детьми, если Господь дарует детей. Это крест, который надо нести, следуя за Христом, и «отвержение» которого означает поистине катастрофу. Горько только, что немногие это понимают.

Сожительство до брака – это бегство от спасительных скорбей

– Слово «блуд» по значению сходно со словом «блуждание». А блуждание – это потеря дороги, трата времени не на то, чтобы идти к цели, а на дорогу не туда. Блуждание – это всегда потерянные время и силы. А блуд – это духовное блуждание.

И единственная «польза» от блуда, если можно так выразиться, – это понимание того, что так делать нельзя, знание о том, что сожительство вне брака не приносит счастья, любви, но опустошает душу.

Всемилостивый Господь сотворил нас для любви, счастья и спасения в вечную жизнь. И показывает нам кратчайшую дорогу к ним. Дороги могут быть у каждого человека разными, но цель пути у всех одна. И указывают нам направление заповеди Господни, они же рассказывают нам и то, как облегчить нам дорогу, и что – а точнее Кто – и как нам помогает. И как получить этой помощи больше.

Семья – это одна из дорог ко спасению. И на этой дороге есть указательные знаки: с какой идти скоростью, где делать остановку, куда поворачивать, а где тупик. Вот тупиком является сожительство вне брака. По многим причинам. К любви идут через скорби. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22). А сожительство вне брака – это как раз попытка найти для себя дорогу с наименьшими скорбями, удобную для себя. «Попробовать». Не жениться пока, а если будет трудно, быстро разбежаться и побежать «пробовать» с другим партнером: может, там будет легче. Сожительство блудное все построено на бегстве от скорбей. Выгодно, комфортно – сожительствуем. Не комфортно – разбежались.

Сожительство – это попытка избегнуть борьбы с блудной страстью. Но, удовлетворяя страсти, мы их не уничтожаем, а взращиваем

И заодно, конечно, это попытка избегнуть борьбы с блудной страстью, удовлетворяя ее в блудном сожительстве. Но, удовлетворяя страсти, мы их не уничтожаем, а взращиваем. Чем больше удовлетворяем страсть и потакаем греху, тем сильнее они порабощают нас. И в результате удовлетворения блудной страсти вне брака люди становятся не любящими супругами, а блудниками, которые всегда ищут острых ощущений и переживаний, понуждаемые своею страстью, принимая ее за любовь. И, конечно, не находят того, что нужно душе, находят только страдания и разочарование. Блуждают вне своего пути, в греховной темноте.

В трех соснах блуждают, не входя в Царствие Небесное, которое уже здесь, на земле, начинается. Не находя ни любви, ни счастья.

А те, кто в браке находится, знают, что им разбегаться нельзя: они – муж и жена. И еще знают, что после трудностей, искушений, скорбей, обид приходит благодать Божия и утешение, если прощаешь и не разбегаешься. И что чем больше прощено человеку, тем больше он любит, как сказано Господом в Евангелие от Луки, в 7-й главе, на вечери в доме Симона фарисея. А в браке много и много раз и ты прощаешь, и тебя прощают.

Поэтому не надо вступать в блудное сожительство до брака. Иначе не видать будет настоящей любви и счастья и Царствия Небесного. А будет блуждание в собственных грехах и страстях и бессмысленная трата своей драгоценной, единственной земной жизни на бегство от этой самой Жизни в собственные страхи, малодушие и пустоту.

Не надо путать гражданский брак и сожительство

– Об отношениях без регистрации у нас почему-то говорят как о гражданском браке. Но тут путаница понятий. Что такое гражданский брак? Гражданский брак – это брак, зарегистрированный в государственном органе – ЗАГСе. Но люди обманываются и при сожительстве без регистрации именуют себя мужем и женой. Однако они не муж и жена не только с духовной точки зрения. Есть у этой проблемы и юридический аспект. С точки зрения закона они сожители, и никакие юридические нормы и законы, регулирующие отношения внутри семьи, например касающиеся детей и совместного имущества, на них не распространяются. И в уголовном праве мы четко читаем: если преступление совершается, не именуется мужем тот, отношения с которым в ЗАГСе не зарегистрированы, но именуется сожителем.

Если ты человека любишь, если хочешь с ним быть, если тебя всё устраивает в этом человеке, почему не зарегистрировать свои отношения – хотя бы в ЗАГСе? Но до ЗАГСа не доходят сегодня во множестве. А ведь и дети в таком сожительстве рождаются… И как решать возникающие при этом правовые вопросы, как защищать этих детей? Кто потом алиментные обязательства будет выполнять, если пара «разбежится»?

Итак, гражданский брак – это брак, зарегистрированный государственными органами. И если этот брак не венчан, Церковь не считает такие отношения блудом. Это особо подчеркивается. Так надо ли венчаться? Обязательно надо!

Что такое венчание? Венчание – это Таинство, с которым преподается благословение Божие. Как и в любом Таинстве. А если живут невенчанными, то выходит, что пара, вступая в брак, совершая такой ответственный шаг, забывает о самом главном – попросить у Бога благословение. Забывает о Божией благодати. Что же удивляться, что у нас столько разводов, что возникают конфликты. Как без благословения устраивать семейную жизнь?

А грех сожительства и в том, что человек не хочет нести ответственность за другого. Брак – это свидетельство перед обществом об ответственности друг за друга. Если человек желает нести ответственность за другого из любви, то он перед всем обществом объявляет: «Вот моя жена, вот мой муж – и в горе, и радости. На всю жизнь. И вы все – близкие, знакомые, государство – знайте: мы готовы на этот шаг».

Сожительство опасно, прежде всего, для женщины, ведь пострадавшей, когда пара расстается, всегда оказывается именно женщина: как только она забеременела, ее так называемый муж опечалился этим фактом и, если она аборт не хочет делать, ушел. А женщина, считавшая его мужем, остается одна с ребенком. Поэтому Церковь всегда настаивает, чтобы человек, встретивший другого человека как свою половинку, мужчина, полюбивший женщину, женщина, полюбившая мужчину, сказали обществу, Церкви о своей ответственности друг за друга, зарегистрировав брак в органах ЗАГСа и освятив его в храме Божием Таинством венчания.

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №1091

Насколько тяжел грех сожительства с женатым мужчиной?

Ольга , Тюмень, Россия
02/12/2003

Здравствуйте отец Олег!
Я бы хотела узнать насколько тяжел мой грех?
Я живу в гражданском браке с женатым мужчиной по имени Евгений..
Мы очень любим друг друга. Мы хотим пожениться и обвенчаться. Первый раз он не венчался, да и вообще был не крещенный, поскольку в семье его жены все атеисты, да к тому же есть бабушки, которые увлекаются черной магией.
Когда мы стали жить вместе, то через некоторое время мы почувствовали, что с нами что-то стало происходить неладное. Мы стали часто ссориться, плохо спать, и возникало такое ощущение, что кто-то навязывает плохие мысли. Мы долго мучились, пока не узнали о том, что на нас навели порчу (его жена). Мы сразу же пошли в церковь. Я очень часто молилась Богу, чтоб он простил её и простил нас, и позволил нам быть вместе. Я предложила Жене покреститься. Он сказал, что давно об этом думает и что это очень ответственный шаг. Я много с ним разговаривала о Боге, о вере, о церкви и однажды он сказал мне, что он готов к этому и хочет покреститься. Он покрестился. Сейчас у нас всё хорошо .
После его развода мы хотим обвенчаться. Это предложение поступило от него, он очень этого хочет, я - тоже, поскольку являюсь верующим человеком .
Вы можете спросить: а почему, если я верующий человек, допустила вообще такую ситуацию, когда муж уходит от своей жены? Я отвечу, что если бы я всё знала на тот момент, когда уезжала из своего города и от своих близких, чтобы быть с любимым человеком, то никогда бы не сделала этого . Женя знал, что я честный человек и поэтому не сказал мне всей правды, чтобы я не оставила его. Я знала только то, что он женат , но давно уже не живёт с женой и что у неё своя налаженная жизнь. Когда я узнала правду, было уже поздно , вернуться обратно я уже не могла, моя любовь уже была настолько сильной, что я простила его, и одновременно взяла на себя грех . Позже, Женя понял, что согрешил , сказав мне неправду, но он объяснил это тем, что боялся меня потерять. Сейчас мы ходим в церковь и замаливаем грехи , и просим Бога позволить нам быть вместе. Несмотря на все обстоятельства, мне кажется что Бог милостив к нам . Ведь начать новую жизнь в новом городе без денег и без крыши над головой - очень тяжело. Но постепенно все стало налаживаться . Мы успешно нашли работу, сняли квартиру, сейчас всё складывается хорошо. Его родственники очень хорошо ко мне относятся, они понимают Женю . Даже его дочь меня полюбила, она с удовольствием ездит к нам в гости и мы хорошо проводим время все вместе. Она уже сейчас мечтает о том, что когда закончит школу, приедет жить к нам, чтоб учиться в институте. Женя очень счастлив, что познакомился со мной, говорит, что со мной ему хочется быть лучше, чище, и хочется поближе быть к церкви.
Отец Олег, скажите, пожалуйста, если мы обвенчаемся в церкви, будет ли грешен наш союз ?
Спаси Бог! Ольга.

Ответ отца Олега Моленко:

Письмо твое противоречивое. Это я выделил курсивом и жирным шрифтом некоторые места в твоем письме. Достаточно посмотреть на эти места, чтобы увидеть ответ. Ты сама ставишь вопрос - насколько тяжел твой грех. О том, что грех есть, вопрос у тебе не стоит, ибо ты это чувствуешь и признаешь. Собственно, именно это чувство тяжести греха и заставляет тебя искать выхода и помощи со стороны. При этом, от страстной привязанности к согрешнику ты всячески пытаешься оправдать себя и убедить себя и меня, что все-таки, несмотря на грех, Господь Бог на вашей стороне и являет милость к вашему "союзу". Осталось, мол, внешнее оформление для Бога - креститься некрещеному (что уже сделано), замалить грех и повенчаться.

Но если у вас все так хорошо, то для чего спрашивать меня (или кого-то другого)? Откуда же осознание греха и чувство вины? Ведь ты сама решила согрешить и заявила, что берешь грех на себя. Вот теперь ты несешь его и последствия его (внутренние мучения), при внешнем благополучии. А может, это "благополучие" есть лишь свидетельство, что Бог вас оставил за нарушение Его заповеди.

Не нам судить жену Евгения. Но непреложный факт, что у него есть брак и плод брака - дочь. Можно, конечно, на бумаге развестись, но дочь от этого не исчезнет, как не бывшая никогда. Можно подружиться с дочерью, но грех этим не покроешь и заповедь Божью, что женившийся (или вышедшая замуж) на разведенной (за разведенного) прелюбодействует - не упразднишь. И если нельзя соединяться с разведенной или разведенным (а вы еще только в стремлении к этому), то что сказать об открытом союзе с женатым? Такое даже древним в голову не могло придти! Это все равно, что человека живым закопать в землю!

Итак, вы не только согрешили обоюдно, но и живете в непрестанном грехе, попирая заповедь Спасителя. Тот брак разрушен изменами, но новый от этого не утвердится, так как основан на грехе, нарушении заповеди Господа и лжи. Как видно, жена Евгения вовсе не рада, что он ушел и стал жить с сожительницей. Она неверующая и не знает законов Христа. Но ее посылы, а может быть, и обращение за помощью к искусным в магии, чтобы навести на ваш "союз" порчу, говорят о ее крайнем недовольстве и мести за воровство мужа. А ведь воровать нельзя не только у хороших и верующих людей, а у всех без исключения! Иначе какие вы верующие.

Как же ты могла пойти на соединение с женатым мужчиной, если знала, что он женат? Пусть он обманул тебя насчет жены, что она, мол, устроила свою жизнь и довольна, но ты ведь знала главное - он женат. Тем не менее взяла грех на душу. О какой же любви со смертным грехом пополам может идти речь? Разве она от Бога? Нет, нет и нет! Такая любовь не от Бога, да и не любовь это, а бесовская страсть, приведшая к потере страха Божьего.

Можно ли этот грех замолить и получить прощение от Бога? Можно, но только с исправлением соделанного и истинно покаявшись. Исправление состоит в том, что вам надо разойтись раз и навсегда и оплакивать свои тяжкие грехи и безумные поступки. На лжи и грехе построить богоугодный брак невозможно. Церковь же истинная не может вас обвенчать, т.е. надеть венец на прелюбодеяние! Хотя сегодня можно найти в отступнической церковной структуре "попа", который за деньги "повенчает" вас, усугубив тем самым ваш и свой грех.

Надо было не спешить с этим союзом. Надо было наперед развестись Евгению с женой на законных для Церкви основаниях (а развестись с упорной неверующей, а тем более союзнице темных сил, - это вполне допустимо по церковным нормам). Надо было не лгать Богу и друг другу, даже из ложного страха потерять. Вот теперь вы в реальности потеряли друг друга навсегда. Вы можете проигнорировать мой ответ, как не желанный для вас и продолжить жить совместно в "благополучии" и "любви" и "счастье". Только к Богу и Церкви вы ближе никогда не станете. Бог не слушает ваших молитв и просьб, ибо Его вам не обмануть и не преубедить отменить для вас заповедь. По смерти вас ждет вечное мучение, ибо прелюбодеи Царства Божьего не наследуют. Да и в этой жизни посеянный вами грех еще обязательно даст знать о себе.

Я советую вам покаяться, исправиться и устремиться к вечности.


Мы говорим, что главное в христианстве — это любовь; в самом деле, Бог есть любовь, как пишет Апостол. Любовь важнее обрядов, любовь важнее богословских тонкостей, любовь важнее всего. С этим наши нецерковные собеседники охотно соглашаются; но я бы обратил внимание на то, что здесь имеет место культурное недоразумение — Апостол и обычный современный человек, говоря «любовь», имеют в виду несколько разные вещи.

Высказывания «любовь важнее всего» или, как сказал блаженный Августин, «люби Бога и делай что хочешь», истинны в их библейском и церковном контексте. Однако людей, находящихся вне этого контекста, они могут сбить с толку.

У этого непонимания есть несколько симптомов. Один из них — разговоры о том, что требованиями, налагаемыми церковной верой, и в области поведения, и в области исповедания можно пренебречь — главное любить Бога и людей. Неважно, насколько вы следуете библейским предписаниям, скажем, в области семейной жизни; еще менее важно, исповедуете ли вы Иисуса Христа истинным Богом, просто хорошим человеком, аватарой, «великим посвященным», трагически непонятым рабби или кем-то еще. Важно, чтобы вы любили Бога и людей.

Непонимание, связанное со словом «любовь», можно проиллюстрировать следующим житейским примером. Женатый мужчина полюбил сотрудницу на работе; нет, это не мимолетный приступ похоти, это именно amore grande, союз двух сердец, Любовь (с большой буквы) на всю жизнь.

Вы почти наверняка что-нибудь такое видели. В этом случае слова «поступать по любви» будут означать для церковного христианина и для человека нецерковного вещи прямо противоположные; для одних «поступить по любви» будет означать оставить жену и предаться новому чувству, для других — остаться с женой, а чувство задавить недрожащей рукой. Те нецерковные люди, которые будут настаивать на том, что жену бросать (или изменять ей) все равно нельзя, будут апеллировать к порядочности, чувству долга, ответственности, но не к любви. Действительно, качество, которое не дает женатому мужчине увлечься новой любовью, будет на светском языке описано как «порядочность». В библейском контексте это именно любовь, любовь к Богу и человеку.

В светском понимании «любовь» имеет отношение к чувствам; это эмоциональное переживание, опыт, по отношению к которому сам человек является скорее страдательным, чем активным лицом.

В обычном языке странно и непонятно звучало бы повеление любить другого человека; напротив, часто говорят, что «сердцу не прикажешь». «Я полюбил» звучит как «у меня высокая температура»; «я переживаю некий опыт, который не могу вызвать и очень мало могу контролировать». Это верно не только по отношению к романтической любви: когда речь идет о дружеской привязанности, одни люди «вызывают симпатию», другие — нет.

Господь, напротив, обращается к нам с повелением любить: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22 :37-40).

Бывают повеления моралиста — поступайте так-то; бывают повеления Создателя, которыми Он призывает к жизни новую реальность или восстанавливает то, что было разрушено грехом. Когда Господь говорит в Евангелии человеку, уже истлевающему в гробнице, Лазарь, выходи (Ин 11 :43), речь идет не просто о повелении — речь идет о даровании новой жизни.

Христианин — это человек, которого Христос выводит из гробницы его прежней жизни, жизни, в которой он был отчужден от Бога, к новой жизни — жизни, в которой человеку открывается, что Бог возлюбил его и еще задолго до его рождения замыслил его спасение. Как говорит Апостол, И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1Ин 4 :16).

Любовь в христианском понимании — это отражение любви Божией, отсвет Его спасительного присутствия в нашей жизни. Такая любовь коренится не в наших переменчивых настроениях, но в вечной и неизменной любви Божией; безусловная верность, долготерпение и прощение, которые христиане призваны проявлять в отношениях с людьми, являются отсветом Его верности, долготерпения и прощения. Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные (Еф 5 :1) — говорит Апостол Павел.

Однако такое следование Христу и подражание Его любви означает труд, и, как нередко говорит Писание и святоотеческая литература, подвиг. Мы — грешные люди и будем совершенно освобождены от греха только в жизни будущего века; мы живем в обществе и культуре, многое в которой несет на себе печать греха и противления Богу. Поэтому нам заповедано избирать любовь и повиновение Богу, следовать не нашим настроениям или чувствам — которые могут быть продиктованы несовершенством нашей природы или давлением внешней среды — а той новой жизни, которую дарует нам Христос.

На светском же языке фраза «любовь важнее всего» воспринимается как «важнее всего испытывать теплые, приятные чувства по отношению к Богу или людям»; если вы такие чувства испытываете (а нет ничего более неопределенного и необязательного, чем подобные чувства), то беспокоящий вопрос об отношениях с Богом можно считать снятым. Любовь у меня есть, и это главное; а всякие там догматы, обряды и хождение в Церковь — это непонятный и ненужный формализм.

Понятно, что христиане вовсе не это имели в виду; это недоразумение. На самом деле Апостолы говорят не о чувствах, а о другом.

Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его (2Ин 1 :6).

Однако когда мы говорим о заповедях, мы сталкиваемся с еще одним недоразумением; сейчас слово «заповеди» или даже «десять заповедей», как правило, обозначает не «заповеди, находящиеся в Священном Писании», а что-то вроде «норм общежития, принятых в нашей культуре». Поскольку «нормы общежития», как и «общечеловеческая мораль»,— понятия очень и очень размытые, невозможно понять, соблюдаю я их или нет.

Очень легко решить, что соблюдаю — а, стало быть, и с заповедями у меня все в порядке.

Однако «заповеди Божии» и «общечеловеческая мораль» — это не одно и то же. Они пересекаются — но не совпадают, более того, покоятся на разных основаниях. Первая заповедь из десяти говорит:

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим (Исх 20 :2-3).

Заповеди даются в рамках Завета, особых отношений, которые Бог устанавливает со Своими людьми. Человек, находящийся вне этих отношений, может быть и честным гражданином, и заботливым семьянином, и добросовестным работником — но нельзя сказать, что он соблюдает заповеди. Он не соблюдает уже самую первую из них.

Есть и другие заповеди, которые к «общечеловеческим» отнести нельзя — например, повеление Христа совершать Евхаристию в Его воспоминание:

И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лк 22 :19-20).

Это тоже заповедь; и о ней тоже Господь сказал:

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин 14 :15).

Да, любовь ко Христу, как Он сам ее определяет, предполагает хождение в Церковь и участие в Евхаристии. А еще она предполагает — произнесем это страшное слово — догматику. Простейшее обращение ко Христу с молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» уже предполагает исповедание Его Всеведущим (то есть способным услышать молитву) Господом и Судией — то есть Богом. Можно, конечно, отказаться произносить такую молитву, но в этом случае Ваше решение будет не менее «догматическим» — только связанным с другими догматами.

В последнее время надо отметить и другое недоразумение, связанное со словом «любовь», недоразумение, когда саму Церковь объявляют не только чуждой, но и враждебной любви силой. Собственно, нет ничего необычного в том, что популярные философии и просто настроения масс, политические и религиозные движения ищут способ либо уничтожить Церковь, либо переделать под себя. Церковь есть скала, о которую постоянно с ревом бьются волны — так было в I веке, так остается и в XXI. В разные эпохи это совершалось под разными лозунгами — Церковь атаковали во имя отеческих богов, во имя разума и науки, во имя крови и расы, во имя справедливости и светлого будущего, теперь мы видим, как Церковь атакуют, по словам нападающих, во имя любви. Традиционные Церкви не рукополагают женщин во епископы? Они поступают так из ненависти к женщинам! Церковь рассматривает аборт как грех? Где же любовь к несчастным жертвам обстоятельств? Церковь не рукополагает в священный сан и не венчает между собой тех, кто упорно привержен содомскому греху? Церковь должна покаяться в ненависти к сексуальным меньшинствам!

Можно было бы считать все это просто пропагандой — мало ли из нас тех, кто застал коммунистов, слышал антицерковные лозунги — но для многих наших современников это звучит убедительно. Почему? Я думаю, это связано с некоторыми особенностями современной — и западной, и нашей — культуры. В отношении того, как эта культура видит любовь, можно сказать словами К.Г. Честертона — она выдает частичную истину за абсолютную. В Церкви именно это называется ересью. В наше время мы имеем дело с ересью, которая сводит любовь к утешению. В ней есть часть истины — и даже очень большая ее часть. Как говорит пророк, утешайте, утешайте народ Мой (Ис 40 :1), а Апостол заповедует христианам утешать малодушных (1Фес 5:14). Евангелие есть слово благое, слово утешительное, христиане призваны поддерживать и ободрять людей, унывающих перед лицом зла и страдания этого мира. Более того, Евангелие есть возвещение о прощении грехов, и его утешение простирается на всех — как бы низко ни пал, как бы тяжко ни согрешил человек, и для него есть надежда, и ему уготовано место на Царском пиру — пиру, на который и он призван войти покаянием и верой. Не случайно и в богослужебных текстах Церкви, и в житиях святых постоянно повторяется мотив человека, который жил дурно, даже преступно, но затем через покаяние сделался святым.

Мы все — грешные, смертные люди, раненные своими и чужими грехами, глубоко нуждаемся в утешении; и утешение — именно то, чего люди склонны искать в Церкви в первую очередь. В этом нет ничего неправильного, они обращаются по адресу — но тут легко возникает ошибка. Любовь может проявляться не только в утешении. Любовь может глубоко огорчить. Любовь может даже сокрушить.

Можно привести пример из области, довольно далекой от духовной жизни. Как-то я посмотрел несколько выпусков британской передачи «Переведите назад ваши биологические часы». В передаче фигурируют британские обыватели, мужчины и женщины, приверженные вину и пиву, жирной пище, малоподвижному образу жизни, нервничающие на работе и через это очень похожие на московских обывателей их же лет — толстые, бледные и издерганные. Они приходят к доктору, который, обследовав их при помощи различных приборов, показывает, как их образ жизни разрушил — и продолжает разрушать — их организм, и почему их надежде прожить хотя бы лет до 80-ти не суждено сбыться. Глубоко потрясенные, удрученные и напуганные пациенты плачут прямо перед камерой. После этого им объясняют, что надо срочно изменить образ жизни, усердно заниматься физкультурой, покончить с выпивкой и так далее — тогда они избегнут преждевременной смерти. Пациенты следуют этим указаниям, отчего их здоровье, внешний вид и психологическое состояние заметно улучшаются.

Отметим, однако, что сначала врач говорит этим людям крайне неприятные вещи. Неблагожелательно настроенный зритель мог бы сказать, что людей запугивают, им внушают, что их образ жизни неправилен, им показывают на экране монитора картины, которые должны вызвать отвращение и страх, их уверяют, что они погибнут, если не прислушаются к указаниям медиков. Более того, уверяя, что каждый может обратиться от фаст-фуда к здоровому питанию и от лежания на диване — к бегу трусцой, они внушают тем, кто не обратился, чувство неполноценности, стыда, вины и социальной второсортности. Некоторые именно это и говорят.

Я, однако, склонен думать, что врачи исполняют свой долг и поступают по любви — хотя большого утешения их слова пациентам поначалу не приносят.

Другой пример, увы, многим знакомый — когда ваш друг или родственник спивается, он, как правило, воспринимает любые ваши попытки помочь ему как горькую обиду — в штыки. По его мнению, вы не должны читать ему морали или указывать, что ему делать или не делать, вы должны «помочь» ему так, как он того хочет. Он считает, что его проблема не в том, что он пьет, а в том, что его окружают черствые, холодные люди, которые не хотят принять его таким, какой он есть.

Даже когда речь идет о такой вполне конкретной и понятной вещи, как здоровье, любовь не всегда означает утешение. В Библии же речь идет о гораздо более важных и сложных вещах — о нашей вечной участи. И многие слова Пророков и самого Господа звучат очень резко — если не покаетесь, все так же погибнете (Лк 13 :3). У человека есть реальный выбор с реальными последствиями — не только в отношении режима питания и образа жизни, но и в отношении вечности. Если человек избирает путь погибели, этот путь его именно туда и приведет. И слово Божие настойчиво — а временами и резко — увещевает его свернуть с этого пути. Более того, псалмопевец — а вместе с ним и всякий христианин — обращается к Богу с молитвой об обличении: Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный (Пс 138 :23-24).

Почему современные люди хотят от Церкви только утешения и рассматривают всякое обличение, всякое указание на грех как проявление «отсутствия любви» или даже «ненависти»? Это связано с одной важной особенностью современной культуры — это культура без надежды. Человек этой культуры способен согласиться с тем, что врач вправе говорить неприятные истины — речь идет о такой осязаемой ценности, как здоровье. Может быть, если он послушает врачей и изменит свой образ жизни, он проживет на двадцать лет дольше. Но на что-то большее человек не надеется; в его мире нет места для вечной жизни, для рая, для радости, далекие отблески которой заставляли бы трепетать от надежды ее обрести и ужасаться при мысли, что ее можно утратить. Все, что есть, — это отпущенный природой небольшой срок, за который неотвратимый процесс старения отнимет сначала физическую привлекательность, потом здоровье, а потом и саму жизнь. Если больше надеяться не на что, остается искать какого-то комфорта, каких-то доступных удовольствий и какого-то утешения, которое можно в этих узких рамках получить. И когда человек сталкивается с обличением в грехе, он видит только то, что его удручают и огорчают и не в состоянии понять, ради чего. Именно из культуры безнадежности и исходят современные требования к Церкви — дайте нам немного утешения, немного поддержки, немного тепла и отстаньте от нас с требованиями как-то изменить свою жизнь. Вы говорите, что у Церкви нет для нас утешения, пока мы не согласимся покаяться, изменить свое поведение или хотя бы свое отношение к этому поведению? Ах, какая черствость и отсутствие любви!

И тут надо попросить человека — пусть даже не обратиться, а хотя бы просто увидеть Церковь в ее собственной перспективе. Надо попробовать на минуту представить себе: то, что сказано в Евангелии, правда. Представить себе, что слова Иисуса Христа — истинны, и истинны по отношению к каждому из нас лично. Церковь стоит на том, что вечное спасение — реальность, превосходящая всякую другую реальность. Это не условность, не фикция, не ролевая игра, не набор ритуальных фраз, унаследованных от давно умершего прошлого. Вечное спасение или вечная гибель, невыразимая радость или невыразимый ужас — это то, навстречу чему каждый из нас несется со скоростью шестьдесят секунд в минуту.

Церковь возвещает не психологическую помощь и не аутотренинг. Церковь возвещает вечное спасение во Христе, вечную жизнь, которую мы можем навеки обрести — или навеки утратить.

Мы странники и пришельцы, наш дом — на Небесах; в дороге у нас может быть и радость, и утешение, но постольку, поскольку все это не мешает Павел главной цели — нашему возвращению в небесное Отечество. Апостол сравнивает жизнь христианина с тренировкой атлета. Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1Кор 9 :24-27).

Атлет подвергает себя изнурительным тренировкам и разнообразным лишениям, он соблюдает режим, диету, во многом себе отказывает — потому что у него есть цель. Он хочет взять приз. Любой добросовестный тренер, который помогает ему в этом, будет, что называется, «напрягать» — требовать что-то делать и от чего-то отказаться.

Если человек не верит ни в какой приз, все эти труды и лишения будут казаться ему полной бессмыслицей; собственно, в таком случае они и есть бессмыслица. Но тогда совершенно незачем присоединяться к команде.

Христианин знает, что в конце пути — а путь может быть очень нелегким — его ждет радость, превосходящая всякое разумение. Он знает, куда он держит путь, у него есть цель. Ограничения, которые христианин принимает, связаны с этой целью. Если вы не верите ни в какое вечное спасение, то вполне вероятно, что эти ограничения будут представляться вам совершенно бессмысленными. Если все, что у нас есть — это земная жизнь, а потом нас закопают и лопух вырастет, остается только позаботиться о том, чтобы прожить дни наши по возможности более комфортно, избегая неудобств и страданий, раз уж никаких иных утешений не предвидится.

Конечно, следование своим желаниям нередко оборачивается мучительным разочарованием и горечью уже здесь, на Земле, но все равно будем есть и пить, ибо завтра умрем — и пусть Церковь не портит нам при этом настроения своими разговорами о правде, воздержании и будущем суде. Но в таком случае Церковь просто перестанет верить в Евангелие и следовательно перестанет быть Церковью. Зачем она вообще в таком случае будет нужна? Церковь свидетельствует истину — «есть путь жизни, и есть путь смерти, и велика разница между ними (Дидахе 1 :1)». Церковь делает это именно из любви. Напротив, слова «любовь — это главное, остальное неважно» превращаются в удобную отговорку, чтобы лишить себя и веры, и подлинных отношений с Богом, и, конечно, самой любви.

Беда в том, что люди склонны вновь и вновь впадать в такое недоразумение; как говорит Аслан у Льюиса: «О дети Адама, как умеете вы защищаться от всего, что вам ко благу!».