Уютный дом Рукоделие Выпечка

Как научить годовалую. Двухлетний малыш не говорит: ищем причины и развиваем речь

Один из самых необходимых навыков, которые кроха должен приобрести в свои первые 2 года жизни – это научиться правильно, разговаривать и передавать мысли на словах. От этого зависит, сумеет ли он найти общий язык с окружающими.

Вы не знаете, как заставить или научить ребенка говорить без особых трудностей? Тогда вам следует прочитать данную статью.

Каждому родителю хочется, чтобы их чадо как можно скорее начало говорить. Но все дети разные, и сам процесс говорения у них начинается по-разному. Поэтому они задумываются о том, как научить ребенка говорить и помочь ему справиться со сложностями выговаривания звуков и слогов.

Стадии

Чтобы правильно подготовить малыша к взрослой жизни и научить его выражать словесно свои мысли необходимо многое узнать.

Процесс освоения речевых знаков проходит в несколько стадий:

  • Первые звуки кроха начинает издавать в возрасте 2-3 месяцев, может даже различать голоса. Остальное для него – как приятная мелодия.
  • В 7-9 месяцев малыш старается произнести короткие слова, состоящих из слогов – «па-па», «ма-ма», «дай-дай», подключаются эмоции.
  • В годовалом возрасте у маленького говоруна появляется осмысленная речь, его словарный запас составляет несколько несложных слов.
  • После года пополняется словарный запас до 50-70 слов.
  • В 2 года малыш пользуется более развернутыми фразами, использует 120-300 слов.
  • На третьем году жизни происходит увеличение словарного запаса (до 800 слов). Здесь необходимо помочь развить артикуляцию (в этот период он склонен сложные звуки заменять на простые «шарик- саик»).

Как научить ребенка разговаривать, какие существуют эффективные упражнения и методики для развития речи карапуза? Многие и другие вопросы очень интересуют родителей, поэтому к этой теме необходимо подойти серьезно и с ответственностью.

Методики

Родителям важно знать, как научить ребенка разговаривать, используя эффективные методики для того, чтобы процесс обучения был интересным и не утомлял карапуза.

Для того, чтобы развивать логическое мышление и воображение, нужно использовать игры для всестороннего развития. Усвоение новых знаний происходит лучше всего во время игр, с применением фигур разной геометрической формы, головоломок, оригами.

Развить интеллектуальные способности поможет мелкая моторика рук с использованием гимнастики пальцев. Применяя эту систему развития, у чада формируется связь – мышление с действием.

Разговорная речь активно развивается у детей, начиная с двухлетнего возраста. Родители часто задаются вопросом, как научить ребенка говорить?

Существует несколько методик, как научить ребенка разговаривать в 2 года:

  • Говорить с чадом много и везде.
  • Знакомить ребенка с окружающими звуками.
  • Давать малышу играть с мелкими предметами: бобами, фасолью, бусинами, песком.
  • Чтение сказок, рассказов, стихов, совместное пение песен.
  • Побуждать ребенка назвать предмет, который он просит и мычит, но не называет.
  • Поощрять общение крохи с другими детьми.

Мелкие детали очень важны, даже если вам кажется это не так. Книги, яркие картинки и громкие звуки, а также многое другое формируют художественные вкусы. Если малыш научится выражать эмоции в творчестве, то словесно для него не будет проблемой.

Логопедические упражнения для развития речи

Как научить ребенка говорить в 2 года – этот вопрос тщательно изучается медиками. Если малышу почти 3 года, а он все еще молчит, или, наоборот, говорит много, но ничего не понятно, необходимо помочь ему справиться со сложностями звукопроизношения.

Логопедические упражнения помогут понять, как быстро научить ребенка разговаривать.

В возрасте 2-4 лет детям сложно удерживать внимание на учебной деятельности, поэтому обучение нужно проводить в игровой форме. Особое внимание отводится подготовительным упражнениям и артикуляционной гимнастике.

Подготовительные упражнения

Мамы молчунов ищут дельные советы, как научить ребенка разговаривать.

Перед тем, как приступить к постановке определенного звука, необходимо подготовить и нормализовать:

  • Мышечный тонус.
  • Моторику артикуляционного аппарата.
  • Речевой выдох, выработку плавного и длительного выдоха.
  • Мелкую моторику рук.

Даже такие детали детского организма сильно влияют на произношение и на высказывание первых слогов и слов. Если вы сами не можете помочь малышу, обратитесь за помощью к логопеду.

Артикуляционная гимнастика

Цель артикуляционной гимнастики заключается в выработке полноценных движений, определенных положений, а также развитии мышц органов артикуляционного аппарата.

Чтобы поставить правильное произношение звуков, нужно придерживаться правил проведения упражнений:

  • Ежедневные занятия.
  • Лучше выполнять перед зеркалом.
  • Не выполнять больше 3-4 упражнений за один раз.
  • Ребенок последовательно повторяет за взрослым.

Эти простые советы помогут заботливым папе и маме узнать, как научить ребенка говорить в домашних условиях.

Как научить ребенка говорить букву Р: логопедические упражнения

Многих родителей интересует вопрос, как научить ребенка говорить букву «р». Для успешного развития и усвоения техники постановки, необходимо следовать следующим правилам:

  • Постепенность.
  • Заинтересованность ребенка.
  • Регулярность занятий.

Выполняя их, вы добьетесь кардинальных изменений, и ваш малыш начнет делать первые шаги в произношении. Но этого не достаточно, так как данная буква очень непроста и выговорить ее, не так-то и просто.

Эффективные логопедические упражнения на звук «р» , которые принесут желаемый результат:

  • Вначале звук «р» нужно выговаривать отдельно (порычать).
  • Тренировка правильной постановки звука «р» слогах и простых словах.
  • Автоматизация произношения с помощью скороговорок, стихов и в бытовой речи.

Чтобы такая простая методика помогла, ее следует выполнять ежедневно, но если малыш отказывается, то заставлять не нужно.

Как научить ребенка говорить букву Ш

Случаи, когда малыш плохо, а то и вовсе не выговаривает некоторые буквы алфавита, являются очень распространенными. Мамочки беспокоятся о том, как научить ребенка правильно говорить (шипящие) сложные для него звуки. Не стоит сильно волноваться из-за шепелявости малыша, так как правильное произношение вырабатывается у него к 5-6 годам.

Как научить ребенка говорить букву «Ш» без помощи специалистов, мы сейчас обсудим. Перед тем, как приступить к постановке буквы «Ш», нужно сделать артикуляционную гимнастику. Применяется разминка для губ (трубочка, улыбка) и языка («язычок-чашечка», цоканье).

Логопеды советуют сначала выработать произношение отдельного звука. Следует попросить малыша произносить «тс-с-с», спрятав язык за зубами.

Когда изолированный звук «Ш» закреплен, можно подбирать несложные слова з буквой «Ш», скороговорки, потешки, стишки.

Как научить ребенка говорить букву Л

О том, как научить ребенка говорить букву «Л», нужно знать заранее, чтобы предотвратить переход неправильной речи в привычку. Ведь исправлять всегда труднее, чем учить.

Для того чтобы поставить правильную артикуляцию звука «Л», нужно:

  • Показать сжатые зубки, растягивая губы в улыбку (так будет легче произнести твердый звук).
  • Кончик языка может давить на верхние зубки или на альвеолы.
  • Следить за тем, чтобы язычок не был прилегал к боковым зубам, тем самым он дает проход воздуху.

Чтобы поставить правильное произношение этого звука, необходимо многократно тренировать его в слогах: ЛО-ЛЫ-ЛА-ЛУ ИЛИ АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ.

Игры и Скороговорки для развития речи

Развитие речи детей в игре дает родителям дополнительную эмоциональную связь, формирует доверительные и дружеские отношения. А самая веселая игра – совместное разучивание скороговорок.

Игра для язычка поможет малышу усвоить произношения сложных для него звучаний. Маме нужно вместе с ним произносить выделенные звуки.

Коровка пасется на лугу – «Му-му-му»

Жучок жужжит – «Ж-ж-ж»

Ветер дует – «Ф-ф-ф»

Кузнечик стрекочет – «Т-р-р-р», «Т-ц-с-с».

Игра «Добавь слово» состоит в том, чтобы к словосочетанию каждый раз добавлять одно слово, при этом повторять получившуюся фразу полностью.

Скороговорки развивают речь малыша с помощью повторения и перестановки, определенных одних и тех же звуков и слогов будут отличным дополнением к детским занятиям.

На дворе трава, на траве дрова.

Испугались медвежонка

Еж с ежихой и ежонком.

У четырех черепашек четыре черепашонка.

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Когда начинать учить ребенка разговаривать (Возраст)

Родителям важно помнить, что силой ничего не добиться, если ваш кроха не хочет что-то выговаривать, заставлять не надо. Всему свое время, но присматривать все же лишним не будет.

Процесс развития речи можно разбить на 4 этапа:

  • От рождения до 6 месяцев (важно говорить с малышом, который лепечет в ответ).
  • От полугода до 1 года (воспроизведение малышом коротких сказок).
  • От 1 года до 1,5 года (называть все окружающие предметы).
  • От 1,5 года до 3 лет (постановка правильного произношения).

Наибольшее внимание следует уделить на последнем этапе. Если пустить развитие на самотек, проблем с речью в будущем не избежать. Необходимо следовать всем вышеуказанным методикам, и вашему чаду будет проще освоить и развить свой речевой аппарат и способность им управлять.

Маленькие дети не всегда понимают, что от них хотят родители, и иногда следует подождать, пока он сам созреет и заговорит легко и без запинки. Поверьте, такой день настанет, и тогда вы будете убегать от надоедливых вопросов и рассказов.

В саду и на детской площадке все или практически все двухлетние дети так или иначе общаются. Некоторые упорно молчат, свои желания выражают жестами, звуками, максимум парой слов. Родители начинают всерьез беспокоиться и задаваться вопросом, как научить ребенка говорить в 2 года. Не отстает ли он в развитии? Стоит ли подождать, пока он начнет разговаривать, или лучше начинать консультироваться со специалистами?

Врачи сходятся во мнении, что задержка речевого развития - довольно распространенное явление. Но волнения родителей это не отменяет. Даже сами они редко могут понять собственного ребенка. В довершение всего приходят мысли о том, не станет ли он изгоем среди сверстников, не скажется ли его «запоздание» на успеваемости в школе. Что делать? Рассмотрим основные этапы становления разговорной речи, какие проблемы могут быть обнаружены и как с ними справляться.

Особенности формирования речи у детей

Специалисты выделяют различные критерии, по которым можно узнать, насколько удачно происходит речевое становление малыша. Но, разумеется, привести всех детей к некому общему показателю нельзя, и возраст тоже не может быть таким показателем. У всех - индивидуальные возможности и целый ряд особенностей, среди которых нужно учитывать и физиологические, и психологические, и даже пол.

Нормы развития

Маленький «молчун» может ничем не отличаться от сверстников. В два года он хорошо понимает, о чем с ним говорят, выполняет мелкие поручения, сам раздевается, у него нет проблем с аппетитом или сном, врачи не находят у него отклонений. Родители могут даже озаботиться посещением группы раннего развития, играть с малышом в развивающие игры, читать ему книги и петь песенки. Но при всем этом он никогда не проявит инициативу в разговоре, или скажет что-нибудь невпопад, или проигнорирует обращение к нему.

Выделяют примерные сроки появления разных речевых форм речи в определенном возрасте (независимо от пола).

Возраст Речевые формы
1-2 мес. В голосе возникает интонация (можно определить: доволен - недоволен)
2-5 мес. «Гуление», что-то напоминающее слова из одинаковых слогов
8 мес. - 1 год 2 мес. Увеличивается «звукоподражательный» словарь (например, «гав-гав»), появляются простые «лепетные» слова
1 год 5 мес. - 2 года 2 мес. Все больше двухсловных предложений («кушать хочу», «папа - там»)
1 год 9 мес. - 2 года 6 мес. Происходит быстрый рост словаря, возникает интерес к названиям тех или иных предметов
До 3 лет 6 мес. Формируется грамматический строй. Период «словотворчества» и проговаривания действий во время игры

Существует и определенная зависимость от пола ребенка. Например, девочки начинают общаться раньше, чем мальчики: у них раньше определяется словарь, особенно обозначение предметов. Девочки не сразу осваивают фразы, но, как правило, стремятся в своих высказываниях подражать взрослым, копируя, в том числе, и интонацию. Что касается мальчиков, вначале они начинают называть действия, а еще довольно рано составляют грамматически верные предложения.

Не стоит высказывать опасения в духе «ребенок не говорит в 2 года - не нормально, он уже должен хоть что-то произносить». Бывают случаи, когда дети не говорят до двух с половиной или даже трех лет, а затем начинают вдруг сыпать целыми правильными фразами, петь и читать стихи - так, что остановить их невозможно.

Критерии гармоничного формирования речи

Есть несколько «опорных пунктов», позволяющих родителям понять, насколько гармонично происходит формирование речи у малыша:

  • физическое развитие именно такое, каким оно должно быть в этом возрасте;
  • отсутствие неврологических заболеваний;
  • активное общение с семьей, близкими и стеснительность в присутствии незнакомых людей;
  • активное воспроизведение (повторение) всего услышанного;
  • решение проблем с помощью разговора;
  • стремление исправлять ошибки в собственных высказываниях.

Если же ребенок перенес какую-либо тяжелую болезнь (или имеются неврологические заболевания), наблюдается явное отставание от сверстников, он игнорирует просьбы что-нибудь сказать или не желает повторять за вами, стремится решать проблемы, никак не объявляя о них - нужно начать принимать меры. И для начала попробовать понять, почему ребенок в 2 года не разговаривает.

Причины задержек речевого развития

Дети не могут иметь врожденного понимания всех законов того языка, на котором им предстоит говорить, они усваивают их только в определенный период жизни, копируя взрослых. В идеале они не просто повторяют за старшими, а познают, регулируют деятельность - свою и всех, кто их окружает. Но есть факторы, задерживающие формирование речевых навыков:

  • несовершенные социальные условия либо педагогические ошибки;
  • недостаточная неврологическая база.

Первая группа - неверные методы воспитания. Это либо гиперопека, либо недостаток внимания взрослых, когда нет стимулов общаться: или незачем (и так понимают без слов и предупреждают желания), или просто не к кому обратиться. Ситуация усугубляется личными особенностями малыша, например, упрямством или склонностью к истерии. Но при своевременном изменении подхода, условий воспитания все можно исправить.

Ко второй группе «тормозящих» факторов относят недостаточно сформированное или ущербное восприятие речи (ребенок неверно слышит), недостаточность функции речевого аппарата (неверно произносит) либо неврологические заболевания. Здесь нужно не только откорректировать воспитание, но и обращаться к специалисту, который будет проводить регулярные занятия.

Причин «молчания» может быть множество. Например, ребенок в два года не разговаривает и в том случае, если растет в двуязычной (многоязычной) семье. Это вполне естественно - он вникает и «впитывает» различные способы выражения мыслей, и сразу это у него не получится. Единственная рекомендация для членов семьи - каждый должен использовать один определенный язык, чтобы ребенок не путался. Если при этом не откладывать развивающие мероприятия, малыш имеет все шансы успешно освоить несколько языков.

Не торопитесь с выводами: у малыша не обязательно проблемы со здоровьем. О наличии отклонений может рассказать только врач.

Когда «бить тревогу»

В двухлетнем возрасте нужно уметь строить простые фразы (2-4 слова), использовать как минимум 50, а лучше 100 слов. Словами можно считать и звукоподражания, например «би-би» вместо «машина».

Начинайте принимать меры, если ребенок:

  • не пытается учить новые слова;
  • использует менее 20 слов;
  • не составляет даже двухсловные фразы;
  • не знает, как называются предметы вокруг, части тела и т. д.;
  • не может указать на известные ему предметы или принести то, что находится вне его поля зрения.

Рассмотрим еще некоторые факторы.

Отлучать ли от груди и соски

Есть расхожее мнение, что нужно отучить ребенка от грудного кормления до 2 лет, иначе он, скорее всего, поздно заговорит. На самом деле это утверждение не имеет достаточных оснований. Грудное вскармливание определяет строение прикуса и лица. Специалисты уверены, что дети, которых достаточно долго (до 2 и более лет) кормили грудью, лучше воспроизводят звуки, у них реже встречаются нарушения речи, а если и встречаются, то легко корректируются.

Плохо развивается речь якобы и у тех, кто не расстается с соской (пустышкой), особенно если соски не специальные ортодонтические, а обычные. Частично так оно и есть. Пустышка погружает ребенка в состояние, похожее на транс, он не слушает взрослых, не особенно интересуется тем, что происходит вокруг - следовательно, замедляются познавательные процессы. Кроме того, если закрывать крохе рот соской во время плача, он не высвобождает эмоции, что может негативно сказаться на психическом состоянии, а в дальнейшем и на формировании разговорных навыков.

Тем не менее, в обоих случаях особых причин для беспокойства нет. Просто нужно помнить, что все хорошо в меру. Исследования Всемирной организации здравоохранения доказывают, что независимо от способа кормления дети вырастают прекрасно развитыми и физически, и личностно, и интеллектуально.

Речевой негативизм

Постарайтесь не слишком часто просить ребенка, чтобы он что-нибудь сказал или повторил за вами. Иначе вы можете невольно выработать привычку к отказу от говорения: малыш будет упрямиться, явно или скрыто, но не станет высказываться по вашей просьбе или вообще реагировать словесно. Такая привычка называется речевым негативизмом.

У сына или дочки может быть все в порядке со слухом, но нет стремления к повторению слов, зато очевидны - отказ отвечать на вопросы, показывание пальцем, когда просит что-нибудь, удовлетворение потребностей своими силами. Самостоятельность не может не нравиться, но при отказе ребенка от комментариев собственных действий насторожитесь: это значит, что навык общения не сформирован, и присутствует речевой негативизм. И если вы столкнулись с этим явлением, не ругайте чадо и тем более не наказывайте.

Как помочь малышу

Вы обращаетесь к логопеду, и тот говорит вам, что до трех лет не нужно начинать занятий? Ищите другого: подобные высказывания не профессиональны. Даже если в период беременности была патология, или ребенок перенес родовые травмы, инфекции или обычные повреждения в течение первого года жизни, он все равно может развиваться нормально в любом возрасте, просто ему нужно будет помочь. Найдите того, кто согласится это сделать! Существуют даже специальные логопедические ясли - замечательно, если они есть и в вашем городе.

Кроме того, если не принимать меры заранее, последствия могут быть неблагоприятными:

  • трудности с адаптацией среди других детей;
  • отклонения в эмоциональной и волевой сфере;
  • инфантилизм;
  • торможение познавательной деятельности (речь и познание окружающего мира тесно связаны!);
  • сложности в овладении школьными предметами, в особенности родным языком.

Хороший специалист примет малыша даже в раннем возрасте, а если нужно, подключит к работе соответствующих врачей - это может быть стоматолог, отоларинголог, невролог, психиатр. Если нет физиологических проблем, можно успокоиться (всему свое время!) и начать активно заниматься.

Есть много способов научить ребенка говорить в 2 года. Просто имейте в виду, что все дети имеют индивидуальные особенности, и никогда не сравнивайте их друг с другом или с родственниками, которые начали разговаривать намного раньше.

Строим общение

Период с 2 до 5 лет врачи и педагоги считают наиболее плодотворным в плане становления речевой деятельности. В течение всего времени, пока малыш не спит, стремитесь разговаривать с ним. Старайтесь вывести его на диалог, комментируйте игру или любую другую деятельность.

  • Говорите внятно и четко, не быстро, достаточно выразительно.
  • Избегайте «сюсюканья»: общайтесь полноценными (не измененными) словами, законченными фразами. Пусть ребенок пока кричит «би-би!» вместо «машина едет» - рано или поздно он усвоит от вас, как сказать правильно.
  • Ваша мимика, движения рта и языка должны хорошо просматриваться.

Как еще развивать речь ребенка в два года? Читайте ему книги - сказки, стихи, потешки, не забывайте задавать сопутствующие вопросы и во время чтения. Можно организовывать специальные «книжные часы» с соответствующей обстановкой и «ритуалом», но если в какие-то моменты ребенок не очень усидчив, не настаивайте - просто читайте. Вам может показаться, что чадо совсем не слушает, но правильная речь все равно будет откладываться в его памяти. Если умеете петь - пойте, особенно детские песенки, и знайте веселые попевки на разные случаи жизни.

Занимаемся с малышом

Занимаетесь дома? Делайте гимнастику для пальцев: мелкая моторика играет важную роль в говорении, равно как и массаж рук и пальцев, особенно их кончиков - специальными зубчатыми пружинными колечками (су-джок) или обычной зубной щеткой. Можно собирать разные по размеру пуговицы, мять бумагу или фольгу, перебирать крупу или фасоль, катать шарики из пластилина или теста, играть со шнурками - подручных материалов достаточно.

Особая артикуляционная гимнастика благотворно действует на речевой аппарат, и ее можно делать с ребенком в возрасте от года.

Если вы обращаетесь к логопеду, в его арсенале найдется немало игрушек и упражнений. Всевозможные пирамидки и пазлы для собирания, лото для сопоставления цветов и форм, логические игрушки, приспособления для массажа рук и развития мелкой моторики - специальные мероприятия обязательно помогут, даже если ребенок 2 года не разговаривает вообще.

Коллектив, будь то сад или развивающий кружок, также могут стимулировать ваше чадо общаться, к тому же чаще всего дети перенимают друг от друга значительно быстрее и в большем объеме, чем от взрослых.

Нужно использовать все возможности ранней помощи: не ждите, пока все решится само и со временем вы наверстаете упущенное - скорее всего, это будет сложно. Планомерные занятия, постоянное внимание, спокойное и доброжелательное отношение к малышу и помощь специалистов - основа вашего совместного успеха.

Распечатать

Первые слова ребенок произносит в возрасте около года, и родители ожидают, что к двухлетию у малыша обогатится словарный запас, сформируется связная речь из предложений в 2-4 слова. Но так складывается не всегда, и если в 2 года малыш не разговаривает, рекомендуется не пускать дело на самотек. Необходимо выявить причины и начать активные занятия.

Как развивается речь

Развитие речи ребёнка происходит в несколько этапов:

  • довербальный (от рождения до годика), во время которого младенец прислушивается к речи близких, следит за артикуляцией, пытается воспроизводить услышанные звуки, включается в диалог (с полугодовалого возраста);
  • возникновение речи (с годика до трех лет), когда у ребёнка формируется связь между словами и объектами, действиями, признаками, которые они обозначают, в этом возрасте он учится свободно понимать речь и отвечать предложениями;
  • развитие речевого общения (от 3 до 7 лет), на этом этапе осваиваются абстрактные понятия, расширяется словарный запас.

С первых дней жизни ребенка родителям и другим родственникам следует говорить с ним не сюсюкая, не коверкая слова. Артикуляция должна быть четкой, малышу важно видеть и запоминать, как движутся губы, язык при произношении слов.

Как распознать проблему

Почему важно внимательно следить, как развивается речь малыша? Это один из маркеров, помогающих своевременно диагностировать проблемы в его развитии.

Обязательно проконсультируйтесь с врачами, если:

  • новорожденный не реагирует на громкие звуки и материнский голос;
  • в 2-4 месяца младенец не отвечает улыбкой и поворотом головы при контактах с близкими людьми, ;
  • в 9-12 месяцев не лепечет или малоактивен в вербальном общении;
  • в возрасте старше года не умеет произносить слоги, не может указать на названный предмет или картинку;
  • в 1,5 года не отзывается на свое имя, не в состоянии произносить простые слова;
  • в 2 года полностью отсутствует речь либо она невнятная и односложная;
  • в 3 года словарный состав включает менее тридцати слов, ребенок путает окончания.

Важно на раннем этапе выявить патологию и начать лечение, либо скорректировать программу обучения малыша речевым навыкам, если причина задержки речевого развития не требует медицинского вмешательства.

Причины задержки развития речи

В число неврологических проблем входят:

  • недоразвитие либо поражение мозга и/или ЦНС в ходе внутриутробного развития, в процессе либо после родов;
  • хронические заболевания матери, вредные привычки;
  • длительный токсикоз, угроза выкидыша у матери;
  • гипоксия плода;

  • употребление матерью во время беременности и лактации противопоказанных лекарств, в том числе антибиотиков;
  • родовая травма;
  • недоношенность или переношенность;
  • инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы младенца.

Физиологические причины. К ним относится:

  • врожденные либо приобретенные проблемы со слухом;
  • недоразвитие речевого аппарата (недостаточное развитие лицевых и челюстных мышц служит причиной нарушения артикуляции).

Задержка интеллектуального развития. На темпах развития ребёнка, в том числе на становлении речи, сказываются генетические патологии.

Генетическая предрасположенность. За речевую деятельность отвечают определенные клетки нервной системы, по наследству может передаться склонность к их медленному росту.

Аутизм. Нарушение развития головного мозга так же оборачивается задержкой речи, отказом ребенка от общения.

Если здоровый, физически развитый ребенок в 2 года еще не разговаривает либо очень плохо говорит, причины имеют социальный характер:

  • родители не уделяют времени малышу, не общаются с ним;
  • из-за гиперопеки у ребёнка отсутствует потребность в речевом общении – ему достаточно показать жестом на желаемое или начать капризничать;
  • неблагоприятная обстановка, стрессы, испуг;
  • госпитализация в отрыве от мамы;
  • билингвизм (использование двух и более языков в семье);
  • негативное отношение к речи из-за упрямства и независимости характера, почему ребенок «из принципа» не реагирует на попытки взрослых заставить его говорить, повторять слова или отвечать на вопросы;
  • накопление словарного запаса – такие дети молчат до 2-3 лет, а затем сразу начинают говорить развернутыми предложениями.

Действия родителей

Что делать, если вас беспокоит отсутствие внятной речи у ребёнка в 2-2,5 года? В первую очередь обратитесь к врачам, чтобы исключить физиологические и неврологические причины.

В случае, когда с физическим здоровьем ребёнка все благополучно, постарайтесь создать благоприятные условия для того, чтобы малыш стал активнее разговаривать. Неврологи и логопеды отмечают, что современные дети в среднем позже начинают хорошо говорить по сравнению с поколением, родившимся 10-15 лет назад. Поэтому можно просто подождать, пока малыш не станет немного постарше.

Почему многие сегодняшние дети в 2 года плохо говорят? Это происходит из-за того, что родители стали меньше разговаривать с малышами, занимают их развивающими играми на компьютере, мультиками.

Если у вас есть желание научить своего ребёнка хорошо говорить, потребуется:

  • обойтись без акустического фона в квартире в виде включенного телевизора или радио;
  • ограничить время на просмотр малышом мультиков и игры на компьютере;
  • больше общаться с малышом;
  • делать с ним специальные логопедические упражнения;
  • поставить ребёнка в такие условия, чтобы ему требовалось использовать вербальное общение;
  • развивать мелкую моторику.

Комплексный подход позволит научить малыша связной речи, наладить дикцию, если он плохо выговаривает слова.

Работаем пальчиками

Давно установлено существование связи между работой пальцами рук и развитием речи малыша. Ребенок раньше начнет говорить, если с полугодовалого возраста развивать его мелкую моторику. Ему необходимо трогать предметы с различной фактурой, перебирать крупные бусины или пуговицы, делать колбаски и шарики из пластилина, или узелки и т.д. – подбирайте занятия, соответствующие возрасту малыша.

Хочешь получить? Попроси!

Если малыш плохо говорит, ему необходимо как можно больше практиковаться. Заставляйте ребёнка вербализировать свои просьбы и пожелания – рекомендуется делать вид, что не понимаете его жестов и мимики. Помогайте ему расширить словарный запас, всегда старайтесь вывести на диалог.

Обучающие методики

Научить ребёнка хорошо говорить помогут уроки, которые родителя должны проводить ежедневно:

  • Игры с картинками. Выберите несколько красочных иллюстраций и каждый день показывайте их малышу. Указывайте на объекты, которые изображены на картинках, и четко произносите их названия («это – кошка», «это – домик»). Потом просите повторить слова или спрашивайте «что это?», показывая на картинку. Но не настаивайте на непременном ответе – излишний нажим на ребенка может обернуться отказом от общения.
  • Кукольные спектакли. Используя пальчиковых кукол, подготовьте короткие инсценировки с понятными для малыша словами. Следите, чтобы при показах текст был одинаковым. Иногда «забывайте» слова, чтобы вызвать у малыша желание подсказать.
  • Использование стихов, песен, потешек. Выучите или читайте крохе простые веселые стихи, лучше всего такие, где предусмотрен диалог. Задача – спровоцировать малыша отвечать или вставлять «забытые» слова. Больше читайте и пойте песенки – крохе важно слушать речь с правильным произношением слов.

Обучающие мультфильмы и игры

В Интернете и на прилавках магазинов можно найти ярки, музыкальные игры и мультфильмы, которые помогут научить малыша произносить звуки и слова, расширить его словарный запас. Но не надо делать из видео- и компьютерного материала основную обучающую базу для ребенка, который не хочет говорить – это лишь вспомогательный инструмент.

Упражнения для развития речевого аппарата

С малышом старше года полезно делать артикуляционную гимнастику, особенно если он плохо разговаривает:

  • губы складывают трубочкой и дуют – сначала слабо, потом сильно;
  • высовывают язык и водят им из стороны в сторону;
  • помыв ручки, берутся за высунутый язык обеими руками и тянут его вниз (помогает растянуть короткую уздечку);
  • цокают языком, меняя темп;

  • проводят кончиком языка по небу вперед, к зубам, а затем быстро прячут язычок;
  • надувают щеки и резко выпускают воздух через губы, сложенные трубочкой;
  • стараются достать нос кончиком языка;
  • чистым пальчиком несколько раз быстро-быстро проводят по губам сверху вниз, сопровождая действие голосом (должно получиться «брррр»), потом это же действие повторяют с кончиком расслабленного языка (поможет адаптировать язык к произношению звука «р»).

Новые впечатления

Важно не просто выполнять упражнения и научить малыша, который пока плохо разговаривает, правильно произносить большое количество слов. Необходимо вызвать в нем желание вербально общаться – в этом случае он станет охотно осваивать сложные речевые конструкции, активно пополнять словарный запас.

Для этого знакомьте ребенка с новыми для него местами и объектами, участвуйте в мероприятиях, о которых ему захочется рассказать. И старайтесь как можно больше общаться с малышом.

Как научить ребенка быстро говорить звуки, буквы, слова Мама и Папа, этим вопросом задается каждый родитель. Развитие устной речи ребёнка является важнейшей составляющей общего развития его личности.

От того, насколько качественно и грамотно заговорит вступающий в мир человек, зависит его интеллектуальный уровень и последующая социальная адаптация. Речь даёт возможность малышу ориентироваться в окружающей обстановке, оценивать своё поведение.

Как правило, разговорная речь начинает интенсивно развиваться у детей, начиная с двухлетнего возраста. Конечно, единого возрастного критерия не существует, всё определяется индивидуальными особенностями ребёнка. Кто-то тараторит целыми предложениями, кто-то с трудом подбирает отдельные слова. Пугаться этого не стоит, поскольку всё приходит в своё время.

Не надо излишне переживать по поводу того, что у ребёнка не получается произношение тех или иных звуков. Не требуется также звать на помощь логопеда. Необходимо проводить с ребёнком больше времени, много разговаривать с ним, объяснять. Начиная с двух лет, у ребёнка начинается формирование словарного запаса, поэтому родителям крайне важно находится рядом и контролировать этот процесс.

Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей

Мелкая моторика даёт возможность более быстрого и качественного развития речи малыша. Хорошо в этом помогают пазлы и совместное с ребёнком собирание их. Можно заинтересовывать ребёнка, объясняя ему, что таким образом вместе можно получить красивую картинку.

Учёными давно доказано, что развитие речевой функции находится в прямой зависимости от моторики рук. Поэтому чтобы научить говорить ребёнка, необходимо развивать движения его пальцев рук, причём начинать работу можно с раннего возраста. Массаж пальчиков можно производить с грудного периода, таким образом осуществляется воздействие на активные точки коры головного мозга. Дошкольникам рекомендованы к выполнению простые упражнения, обыгрываемые в стихотворной форме. Важно также для детей развитие умения самостоятельно обслуживать себя: уметь завязывать шнурки, застёгивать и расстёгивать пуговицы на одежде.

Существует также множество других способов развития мелкой моторики рук:

  1. обвод предметов по контуру.
  2. применение для рисования трафаретов и клеток.
  3. закрашивание, намеченных контуров предметов, при помощи ровных линий и точек.
  4. нанесение разнообразной штриховки: наклонной, горизонтальной, вертикальной.
  5. выполнение рисунка штрихпунктирной линией или петлёй (работа для выполнения простым карандашом).
  6. выполнение рисунков простых геометрических фигур, букв в воздухе и на столе основной рабочей рукой, затем другой рукой и, наконец, обеими руками.
  7. конструирование фигур из спичек и счётных палочек.
  8. занятия вышиванием, шитьём, вязанием, плетением.

Благоприятное воздействие на развитие мелкой моторики оказывают домашние заботы: стирка белья кукол, мытьё посуды, связывание и развязывание узлов, перемотка пряжи.

Занятия по развитию мелкой моторики рук у детей очень важны, если вы хотите что бы ваш ребенок начал говорить. Дайте ребенку, баночки, чашечки, фасоль или макароны, дети любят перекладывать, высыпать.

Внимание!!! Не оставляйте ребенка одного, когда он играет с мелкими предметами, все это он должен делать в присутствии мамы.

Причины в отставании развития ребёнка

Задержка развития речи у ребёнка проявляется в отставании от определённых норм речевого развития, возрастная граница которых установлена на отметке 4 года. Такие дети впоследствии тоже начинают говорить правильно, только процесс этот оказывается сильно растянутым по времени.

Проблемы в развитии речи ребёнка могут быть обусловлены следующими факторами:

  • отсутствие необходимого минимума общения. Это возможно если не разговаривать с малышом, либо предугадывать все его потребности и желания, выполнять их, не предоставляя ему возможности формулировать их при помощи слов.
  • медленный рост клеток головного мозга, несущих ответственность за речевую функцию. Причины подобного явления носят генетический характер.
  • болезни головного мозга и его травматические повреждения. Инфекционные заболевания, перенесённые в утробе матери, либо в первый год жизни.
  • проблемы со слухом. Поскольку речь напрямую связана с тем, что слышит человек, повреждения слуха вызывают проблемы с воспроизведением услышанного.

Если вы заметили, что ребенок не говорит и даже не пытается разговаривать, не тяните, обратитесь к врачу!!!

Три критических периода развития речевой функции у детей

В логопедии выделяются три критических периода развития функции детской речи.

Первый период (1-2 годы жизни). В этот период происходит формирование речевых предпосылок, и берёт своё начало развитие речи. Происходит закладка фундамента коммуникабельного поведения, направляющим фактором которого выступает необходимость общения. Интенсивно развиваются речевые зоны коры головного мозга, особенно это касается зоны Брока, с определением критического периода которого возрастом 14-18 месяцев. Самые несущественные отрицательные обстоятельства, имеющие место в данном периоде, могут негативно повлиять на развитие речи малыша.

Второй период (3 года). Происходит интенсивное развитие связной речи, осуществляется переход от речи, обусловленной конкретной ситуацией, к общей, контекстной, речи. Этот процесс невозможен без совершенной, согласованной работы центральной нервной системы (речедвигательный механизм, память, внимание). Дисбаланс работы эндокринной системы, центральной нервной системы, системы сосудистой регуляции проявляется в перемене поведения, появляется упрямство, признаки нигилизма. Ребёнок замыкается в себе, отвечает протестом на повышенные требования, которые к нему предъявляют взрослые.
Возможно появление заикания, обусловленного свойственной возрасту хаотичностью созревания определённых узлов функциональной системы речи и разных функций психики. В специальной литературе они называются эволютивными, что значит, имеющие отношения к фазе развития.

Третий период (6-7 лет). Начинает развиваться письменная речь. Растёт нагрузка центральной нервной системы. Если оказывать на ребёнка психологическое давление, выражающееся в повышенных требованиях, возможны сбои нервной деятельности, выражающиеся в возникновении заикания.
Разные нарушения речи, которыми страдает ребёнок, проявляются в указанные периоды жизни наиболее остро, помимо них возможно проявление признаков других расстройств. Логопеду необходимо чёткое знание всех критических периодов развития детской речи, для того, чтобы уметь распознавать их на практике.

Что нужно делать родителям, чтобы ребёнок заговорил?

Имеется специальный набор игр, позволяющий неплохо развить речь у детей двухлетнего возраста. Чтобы вовлечь крошку в игру, можно показать ему незнакомую игрушку, или какой-нибудь новый предмет, затем быстро спрятать его и снова показать. Это поднимет ребёнку настроение, вызовет массу положительных эмоций. Всё новое в таком возрасте очень интересно ему.

В процессе подобного общения родителям надо как можно чаще повторять новое для малыша слово. Интерес проявится сам собой, и слово будет произноситься маленьким человеком снова и снова. Важно только по ходу игры вызвать у ребёнка интерес произносить те или иные слова, разговаривать самому.

Полезно разговаривать с ним возле окна. Можно показать ему листики, траву, облака. Задавать вопросы, если отдельные слова и фразы он станет произносить. Если он сказал о дереве, можно спросить, какого цвета его листья. Разговор постоянно надо стимулировать, подталкивая ребёнка к нему. Непременно повторять пройденное. Находить в книге изученный предмет с тем, чтобы он сам сказал, что это. Подобным приёмом в память закладывается необходимая информация и происходит развитие речи.

Можно петь с ребёнком весёлые песни и повторять стихи. Такие методы способствуют хорошему развитию речи малыша. Полезно также говорить по телефону. Надо постараться устроить дело таким образом, чтобы кроха не только слушал голос в трубке, но и сам принимал участие в разговоре.
Очень полезны активные игры, содержащие много движения. Можно предложить попрыгать, покружиться, по приседать. Дать команду выполнить то или иное действие. Так ребёнок научится слышать и выполнять просьбы, обращаемые к нему.

Обязательно нужно научить ребёнка правильно произносить слова, для чего надо не коверкать их самому, либо неправильно произносить, не надо смягчать и сюсюкать, ребенок впитывает как «губка» и потом намного сложнее будет его переучивать!!!

Все вышеперечисленные упражнения вполне подходят для двухлетнего малыша. Они направлены на его гармоничное развитие, и познавание им всего нового и интересного.

Как научить ребенка говорить видео?

В 2 года ребенок уже должен говорить. Читайте статью, чтобы знать причины, почему малыш не болтает в 2 года, а только мычит, но все понимает.

Молодые родители всегда переживают, когда у их ребенка возникает проблема своевременного формирования речи. Часто бывает так, что малыш просто растет в своем темпе и спустя некоторое время он начинает разговаривать не меньше своих сверстников.

  • Но проблемы речи могут быть намного глубже и важно своевременно распознать их и попытаться устранить.
  • Начинать коррекцию нужно в возрасте 1,5-2-х лет, чтобы можно было добиться хороших результатов.
  • В этой статье вы сможете найти информацию о том, почему возникают такие расстройства и как разговорить ребенка.
  • К какому специалисту нужно обратиться и что говорят об этой проблеме ведущие педиатры разных стран?

Ребенок не говорит в 2 года, только мычит, но все понимает: причины

Ребенок не говорит в 2 года, только мычит, но все понимает: причины

Часто родители 2-х летнего малыша не обращают внимание на то, что их кроха не разговаривает. Но, если у него хорошо развит интеллект, он понимает взрослых и выполняет их просьбы, поддерживает контакт с родителями, активно общается жестами и нет проблем со слухом, но при этом ребенок в 2 года не разговаривает — это не норма. Такое состояние называется расстройством экспрессивной речи.

Педиатры и логопеды выделяют два вида причин, почему ребенок не говорит в 2 года, а только мычит, но все понимает:

  1. Социальные
  2. Физиологические


Ребенок не говорит в 2 года, только мычит, но все понимает

С этими двумя видами проблем могут быть связаны такие причины, почему малыш не разговаривает:

  • Внешние причины. У крохи нет мотивации. Он чувствует большую заботу и поэтому нет стимула к речи. С малышом нужно разговаривать. Если он будет только слышать голоса из телевизора или планшета, то разговаривать такой ребенок не будет.
  • Внутренние причины. Сюда следует отнести наследственный фактор, неврологические проблемы и нарушение развития органов артикуляции. Если кто-то из родителей в детстве начал поздно говорить, то и их сын или дочь может повторить ситуацию, но с каждым поколением проблема может усугубляться. Поэтому будьте настороже. Ребенок не сможет произносить звуки, если у него короткая уздечка языка, сниженный тонус мышц лица или были перенесены травмы в раннем возрасте.

Важно: Часто проблема с речевым аппаратом у ребенка возникает, если в семье все взрослые говорят на разных языках. Двуязычие родственников приводит к тому, что малыш не может вычленить лексемы того или иного языка.

Совет: Также не проявляйте излишнюю требовательность и не требуйте от ребенка, чтобы он разговаривал. Нужно создать мотивацию, а не давить на малыша.

Как научить разговорить ребенка в 2 года: упражнения, игры, развивающие занятия



В 2 года у малыша отличное представление об окружающем мире, но не все дети в этом возрасте используют свой словарный запас. Как говорилось выше, у многих детей могут быть проблемы с речью как внутренние, так и внешние. Поэтому, если ваш малыш не говорит в 2 года, следует с ним выполнять специальные эффективные упражнения, играть в игры, и проводить развивающие занятия:

  • Игра с карточками. Сделайте карточки и нарисуйте или наклейте на них животных или транспорт. Попросите ребенка достать одну карточку и назвать, что изображено на ней. Пусть малыш подумает, не торопите его. Если ребенок растерялся и не может назвать слово, то через 15 секунд назовите слово сами, четко выговаривая по слогам.
  • Детские стихи-прибаутки. «Ладушки-ладушки» и другие стишки помогают отлично развить речь. Можно использовать любые интересные стихи из любимой детской книги ребенка.
  • Игра «Кто как говорит» . Попросите ребенка повторить звуки животных. Сначала спросите его: «Как говорит собачка?», «Как говорит киска?». Если ребенок сам не произносит слова, тогда через 10-15 секунд нужно произнести правильные ответы.
  • Глупый взрослый. Если ваш ребенок жестами или отдельными звуками показывает, что хочет, к примеру, яблоко, то вы сделайте вид, что не понимаете, и спросите у него: «Ты хочешь лопатку? Нет? А может тебе дать ведерко?» Долго ребенка не мучайте, 3 «неправильных» ответа будет достаточно, иначе малыш может расплакаться.
  • Кто сидит в мешке? В небольшой тряпичный мешок сложите несколько любимых игрушек-животных ребенка. Чуть приоткрывая мешок, показывайте только голову одной игрушки, и попросите кроху назвать животное.
  • Кто как разговаривает? Для двух лет нормально, если малыш будет не называть животное или предмет, а будет повторят звуки, которые они издают. Вы можете только спрашивать: «Как капает дождик? — Кап-Кап», «Как звенит колокольчик? — Дзинь-дзинь» и так далее.
  • Упражнения для развития мышц лица . Артикуляционная гимнастика поможет развить речь. Но маленького ребенка сложно заставить делать какие-либо упражнения. Самый лучший вариант — это кривлянье перед зеркалом. Попросите малыша показать обезьянку и высунуть язык или пусть он изобразит льва и покажет зубы.
  • Развиваем мелкую моторику рук. В области подушечек пальцев расположены рецепторы, которые влияют на мозговой центр моторики. Он расположен рядом с речевым отделом мозга. Для развития мелкой моторики подходят все игры с перебиранием небольших предметов, а также лепка или обычный массаж пальцев. Только выбирайте игры с не слишком мелкими предметами, иначе малыш их может засунуть в рот, нос или ухо.


Многие родители отмечают, что после того как они отдали своего ребенка в детский сад, малыш начал говорить. Находясь вместе с другими детьми, ребенок быстро учится всем жизненным навыкам, в том числе и речевым. Если к 2,5-3 годам ваш кроха так не заговорил, следует обратиться к логопеду-дефектологу и неврологу. Возможно, причина все-таки находится слишком глубоко.

Видео: Логопед для непосед: 5 игр на запуск речи [Любящие мамы]



Ребенок в 2 года не разговаривает: Комаровский

Многие врачи старой закалки утверждают, что ребенок в 2 года должен уметь говорить предложения из 2-3-х слов, выговаривать союзы в предложениях. Если этого умения у ребенка нет, значит, они торопятся ставить диагноз «задержка психического развития».

  • Но современные педиатры не такие категоричные, ведь они берут во внимание индивидуальные особенности ребенка.
  • Например, доктор Комаровский уверен, что если ребенок в 2 года не разговаривает, то родители должны уделить больше внимания своему малышу. Важен не просто результат, а тенденция к нормальному развитию.
  • Если ребенок в 2 года знает 10-15 слов, и в 3 года он также знает всего 15 слов, то это повод для волнения. Если ребенок к 3-м годам повторяет уже 30 слов, хоть это и мало, но у него есть тенденция к развитию, значит, волноваться не стоит.

Подробно об этом посмотрите видео с доктором Комаровским:

Видео: Когда и что делать, если ребенок не говорит? — Доктор Комаровский