Уютный дом Рукоделие Выпечка

Авторитарный стиль воспитания детей. Консультация на тему: Стили воспитания в семье

Родители оказывают наибольшее влияние на жизнь своих детей. Именно поэтому их понимание того, о чем дети должны думать, как они должны учиться и как их необходимо воспитывать, имеет решающее значение в формировании будущей модели поведения растущих детей. Такие факторы, как гены, окружение, культура, пол и финансовое положение, имеют меньшее значение. Исследования показывают, что существует взаимосвязь между родительским стилем воспитания и успеваемостью ребенка в школе, его сексуальной активностью, вероятностью его вовлечения в преступную деятельность, проявлением жестокости и антиобщественного поведения, депрессиями, употреблением алкоголя и наркотиков, а также уровнем его самооценки. Итак, давайте подробнее рассмотрим стили, которые используют родители в воспитании своих детей!

Авторитарные родители (авторитарный стиль воспитания) (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование»).
Авторитарному (диктаторскому) стилю воспитания недостает теплоты, для него характерна строгая дисциплина, общение в режиме “родитель- ребенок”превалирует над общением ребенок-родитель, ожидания таких родителей в отношении их детей весьма велики. Все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
Авторитарные родители, как правило, мало демонстрируют свою любовь и “кажется, что они несколько отстранены от своих детей”. Родители отдают инструкции и приказы, при этом не обращая внимания на мнение детей и не признавая возможности компромисса. В таких семьях высоко ценятся послушание, уважение и следование традициям. Правила не обсуждаются. Считается, что родители всегда правы, а непослушание наказывается - часто физически. Но родители все же “не переступают черту и не доходят до избиения и жестокого обращения”. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. Так как дети во избежание наказания постоянно подчиняются своим родителям, то они становятся безынициативными. Авторитарные родители также ожидают большей зрелости от своих детей, чем это характерно для их возраста. Активность самих детей очень низкая, так как подход к воспитанию ориентирован на родителя и его нужды.
Этот стиль воспитания приводит к ряду недостатков в развитии ребенка. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Такие дети в подростковый период, когда влияние сверстников на их поведение наиболее велико, легче поддаются дурному воздействию с их стороны; они привыкают не обсуждать свои проблемы с родителями (зачем утруждаться, если все равно ты всегда не прав или на тебя не обращают никакого внимания?) и зачастую подпадают под сильное влияние сверстников. Будучи часто разочарованными в своих ожиданиях, они отдаляются от родителей и нередко протестуют против их ценностей и принципов.
Уровень насилия среди мальчиков из таких семей наиболее велик. Они не уверены в своем успехе, менее уравновешены и менее настойчивы в достижении цели, а также имеют низкую самооценку. Кроме того, существует обратная зависимость между подобным авторитаризмом и хорошей успеваемостью. Другие исследования показывают, что таким детям не достает социальной адаптации, и они редко выступают инициаторами какой- либо деятельности: “Они недостаточно любознательны, не могут действовать спонтанно и обычно полагаются на мнение старших или вышестоящих лиц”.
При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Тот факт, что в прошлом многие люди в Германии последовали за Гитлером, приписывали тому, что они воспитывались в условиях авторитаризма, который требовал от них беспрекословного повиновения. Таким образом, родители как бы “создали условия” для Гитлера.

Либеральные родители (либеральный стиль воспитания) (в терминологии других авторов — «попустительский», «снисходительный», «гипоопека»).
Для либерального (свободного) стиля характерны теплые отношения между родителями и детьми, низкая дисциплина, общение “ребенок-родитель” превалирует над отношениями “родитель- ребенок”, а также либеральные родители не возлагают на своих детей больших ожиданий.
Ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Либеральные родители заботливы, внимательны, у них очень тесные отношения с детьми. Больше всего они беспокоятся о том, чтобы дать детям возможность выразить себя, творческие стороны своей личности и индивидуальность, и сделать их счастливыми. Они верят, что именно это научит их отличать правильное от неправильного. Либеральным родителям сложно установить четкие границы допустимого поведения для своих детей, они непоследовательны и часто поощряют раскованное поведение. Если определенные правила или стандарты и существуют в семье, то детей не заставляют следовать им в полной мере. Либеральные родители иногда как будто принимают приказы и инструкции со стороны своих детей, они пассивны и наделяют детей большим влиянием в семье. Такие родители не возлагают на своих отпрысков больших надежд, дисциплина в их семьях минимальна, и они не чувствуют большой ответственности за судьбу детей.
Парадоксально то, что дети из таких семей становятся самыми несчастными. Они более подвержены таким психологическим проблемам, как депрессии и разного рода фобии, среди них высока склонность к совершению насилия. Они также легко вовлекаются в разного рода антиобщественные действия. Исследования показали, что существует связь между либеральным воспитанием и преступлениями среди малолетних, злоупотреблением наркотиками и алкоголем, а также ранней сексуальной активностью.
Такие родители прививают своим детям мысль, что они могут добиться желаемого, манипулируя окружающими: “Дети приобретают ложное ощущение контроля над своими родителями, а затем пытаются управлять и окружающими их людьми”. Позднее они плохо успевают в школе, значительно чаще не слушаются старших, а “также могут попытаться обойти не четко сформулированные законы и правила”.
Так как их не научили контролировать себя и следить за своим поведением, то у таких детей меньше шансов развить чувство самоуважения. Недостаток дисциплины вызывает у них желание самим установить какой-либо надзор, поэтому они “прилагают много усилий для установления контроля над своими родителями и пытаются добиться от них контроля над собой”. Неудовлетворенные психологические потребности приводят детей либеральных родителей к тому, что они становятся “уязвимыми и неспособными противостоять ежедневным проблемам, что мешает ребенку в полной мере участвовать в жизни общества”. А это, в свою очередь, препятствует их социальному развитию, формированию чувства собственного достоинства и позитивной самооценки. Не имея высоких целей и надежд, “дети либеральных родителей обычно с трудом контролируют свои импульсы, они проявляют незрелость и не желают брать на себя ответственность”.
Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
Существует прочная взаимосвязь между либеральным стилем воспитания и плохой успеваемостью в школе, так как родители мало интересуются образованием детей и не проводят с ними обсуждений и дискуссий на различные темы. Другими негативными последствиями являются нарушения сна и отсутствие чувства безопасности.

Авторитетные родители (авторитетный стиль воспитания (в терминологии других авторов — «демократический», «сотрудничество»).
Для авторитетного стиля воспитания характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение. Авторитетные родители заботливы и внимательны, они создают в доме атмосферу полную любви и обеспечивают эмоциональную поддержку своим детям. В отличие от либеральных родителей, они тверды, последовательны в своих требованиях и справедливы. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
Авторитетные родители создают дисциплину, используя рациональные и проблемно-ориентированные стратегии, для того чтобы обеспечить независимость детей и при необходимости подчиняться правилам определенной группы. Они требуют от детей подчинения некоторым установившимся стандартам в поведении и контролируют их выполнение. “Семейные правила скорее демократические, чем диктаторские”. Родители для достижения взаимопонимания с детьми используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу. Они в равной степени выслушивают своих детей и высказывают им свои требования.
У детей есть альтернатива, их поощряют предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за свои поступки. В результате такие дети верят в себя и в возможность выполнения взятых ими обязательств. Когда родители ценят и уважают мнение своих детей, это приносит пользу обеим сторонам.
Авторитетные родители устанавливают приемлемые границы и стандарты поведения для своих детей. Они дают им понять, что всегда помогут, когда это будет необходимо. Если их требования не выполняются, то они относятся к этому с пониманием и скорее готовы простить своих детей, чем наказать их. В общем, для этого стиля воспитания характерно взаимопонимание между родителями и детьми и взаимное сотрудничество.
В результате выигрывают обе стороны. Благодаря успешному взаимодействию, заботе и реальным ожиданиям, возлагаемым на детей, они получают хорошие возможности для развития. Кроме того, такие родители поощряют успехи детей в учебе, что имеет положительное влияние на их успеваемость в школе. Это объясняется вовлеченностью родителей в дела и образование детей и использованием ими открытых обсуждений совместно прочитанных книг, проведением дискуссий.
Исследования также показывают, что такие дети менее подвержены негативному влиянию со стороны сверстников и более успешно строят свои взаимоотношения с ними. Так как авторитетный стиль воспитания обеспечивает баланс между контролем и независимостью, то его результатом являются компетентные, ответственные, независимые и уверенные в себе дети. У таких детей вероятность развития высокой самооценки, веры в себя и самоуважения, существенно выше, они менее агрессивны и обычно добиваются большего успеха в жизни.
Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Более того, в отличие от других детей они лучше приспособлены к жизни. По данным исследований, дети авторитетных родителей занимают первое место по уровню самоуважения, способности приспосабливаться к руководству и интересу к вере в Бога, исповедуемой родителями. Они уважают авторитеты, ответственны и контролируют свои желания. Эти дети более уверены и ответственны, поэтому вероятность злоупотребления ими наркотиками или алкоголем значительно меньше, как и возможность быть вовлеченными в преступную деятельность. У них также отмечается меньше фобий, депрессий и проявления агрессивности.

Хаотический стиль воспитания (непоследовательное руководство)
Это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями, или между родителями и бабушками, дедушками.
У родителей, особенно у матери не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми - от наказания, слез, ругани до умилительно ласковых проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей. Со временем ребенок становится неуправляемым, пренебрегающим мнением старших, родителей.
При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.
Фрустрация — психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) препятствиями, возникающими на пути к достижению цели. Проявляется в виде гаммы эмоций: гнева, раздражения, тревожности, чувства вины и т. п.
Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль воспитания (гиперопека, концентрация внимания на ребенке)
Стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
Лежащее в основе гиперопеки стремление матери "привязать" к себе ребенка, не отпускать от себя часто мотивировано чувством беспокойства и тревоги. Тогда потребность в постоянном присутствии детей становится своего рода ритуалом, уменьшающим беспокойство матери и прежде всего ее страх одиночества, или более широко — страх отсутствия признания, лишения поддержки. Поэтому тревожные и тем более пожилые матери склонны к большей опеке.
Другой распространенный мотив гиперопеки — существование у родителей постоянного чувства страха за ребенка, навязчивых опасений за его жизнь, здоровье, благополучие.
Им кажется, что с детьми обязательно что-то может случиться, что их нужно во всем опекать, предохранять от опасностей, большинство из которых на поверку оказываются плодом мнительного воображения родителей.
Гиперопеку, обусловленную страхом одиночества или несчастья с ребенком, можно расценить в качестве навязчивой потребности в психологической защите прежде всего самого родителя, а не ребенка.
Еще одна причина гиперопеки — инертность родительского отношения к ребенку: к уже подросшему ребенку, к которому нужно предъявлять более серьезные требования, продолжают относиться как к маленькому.
Гиперопека проявляется не только в ограждении ребенка от всего, что, по мнению взрослых, может повредить здоровью; но и в игнорировании собственных желаний малыша, в стремлении все делать за или вместо него - одевать, кормить, умывать, а по сути - жить вместо него. Жесткое следование режиму, страх отступить от правила - все это проявления чрезмерных страхов родителей, которые зачастую оборачиваются невротизацией и детей, и самих взрослых.
Взрослые всегда спешат. Маме некогда ждать, когда малыш натянет колготки или застегнет пуговицы, ее раздражает, что он долго сидит за столом и размазывает по тарелке кашу, обливает себя молоком, не умеет толком умыться и вытереть руки. И не обращая внимания на то, как ребенок пусть пока еще и неловко, но упорно старается просунуть пуговицу в петлю, настойчиво пытается справиться с непослушным мылом, отстраняет его руки: "Дай я сама сделаю, как следует". Стремление сделать все за ребенка проявляется и в том, как взрослые играют с ним. Малыш пытается собрать пирамидку, но у него не получается надеть колечко на стержень, он хочет открыть коробку, но крышка "не слушается" его, он пытается завести ключом машинку, но ключ "не хочет" поворачиваться в отверстии. Ребенок сердится, бежит к маме. И заботливая мама, вместо того, чтобы похвалить его за старание, поддержать и терпеливо помочь ему вместе справиться с трудностями, сама собирает, открывает, поворачивает.
В сущности, за стремлением делать все за ребенка скрывается недоверие к его возможностям. Взрослые откладывают воспитание самостоятельности на будущее, когда малыш подрастет: "Сделаешь сам, когда вырастешь". А когда он подрастает, вдруг оказывается, что он ничего не умеет и не хочет делать самостоятельно. Как разнятся в этом отношении дети одного и того же возраста в яслях или детском саду! Одни сами открывают свои шкафчики, старательно и ловко натягивают на себя курточки и сапожки, радостно бегут на прогулку, другие безучастно сидят на банкетке и ждут, пока их оденет воспитатель. Пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые накормят, умоют, уберут, предложат интересное занятие - вот следствие гиперопекающего стиля воспитания, который формирует у ребенка общую установку на жизнь не только в семье, но и в боле широком социальном контексте.
Ребенок, привыкший к чрезмерной опеке, может стать послушным, удобным для родителей. Однако за внешним послушанием часто скрывается неуверенность в себе, в своих силах, боязнь ошибиться. Гиперопека подавляет волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, воспитывает покорность, безволие и беспомощность, тормозит развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия, своевременное формирование различных умений и навыков. Среди подростков провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству. Большинство учеников 4-6 классов ответили отрицательно. При этом ребята высказали недовольство тем, что родители не допускают их до многих домашних дел, считая, что они не справятся с ними. Среди учащихся 7-8 классов оказалось столько же ребят, не участвующих в жизни семьи, но число недовольных подобной опекой, было в несколько раз меньше. Этот опрос показал, как постепенно угасает желание детей быть активными, брать на себя различные обязанности, если взрослые препятствуют этому. Последующие упреки в адрес детей, что они "ленивы", "несознательны", "эгоистичны" оказываются запоздалыми и во многом несправедливыми. Ведь мы сами, желая детям добра, оберегая от трудностей, с малых лет воспитываем в них эти качества.
Гиперопека может обернуться и другой крайностью. Стараясь вырваться из-под контроля взрослых, ребенок может стать агрессивным, непослушным, своевольным. Многие жалобы родителей на негативизм, упрямство, строптивость малышей, которые наиболее ярко проявляются к концу раннего возраста, в период кризиса 3-х лет, обусловлены непониманием взрослыми стремления ребенка взрослеть. В старших возрастах эти качества могут закрепиться, стать устойчивыми чертами личности.
Постоянный контроль и ограничения могут с возрастом сформировать у ребенка скрытность, умение хитрить. В подростковом возрасте ребенок может начать сознательно использовать ложь как средство самозащиты от бесконечного внедрения взрослых в свою жизнь, что в итоге приведет к отчуждению от родителей, особенно опасному в этом возрасте. Последствием гиперопеки может стать формирование зависимости от чужого, в том числе и негативного влияния других людей.
Главная неблагоприятная роль гиперопеки — передача избыточного беспокойства детям, психологическое заражение не свойственной возрасту тревогой.
Это порождает зависимость, несостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска, противоречивые тенденции в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения.
В большинстве случаев родители довлеют над своими «чадами» на протяжении всей жизни, что способствует развитию инфантилизма (сохранению у взрослых психических черт, свойственных детскому возрасту). Проявляется в незрелости суждений, эмоциональной неустойчивости, нестабильностью взглядов. Именно под влиянием этого стиля вырастают «маменькины сынки».

Какой стиль воспитания вы практикуете? Вы авторитарный или авторитетный родитель? Несколько лет назад такие вопросы даже не поднимались. Ведь не существовало понятия особого стиля, необходимого для воспитания детей, поскольку воспитание считалось таким же естественным процессом, как дыхание.

Сейчас родителям необходимо выбирать тот стиль воспитания, который подойдет их семье, с учетом ее особенностей и образа жизни. Кроме того, известно, что универсального стиля воспитания попросту не существует, так как различные факторы отличают одних родителей от других (в частности, размер семьи, семейная история, уровень образования и культуры, социально-экономический статус и т. п.).

Пятнадцать стилей воспитания

Ознакомьтесь со следующими стилями воспитания и найдите среди них тот, который максимально подойдет вашей семье и ребенку, а также проанализируйте стили, имеющие негативное влияние, чтобы вовремя распознать их и поменять на более позитивные.

Как следует из названия, данный стиль воспитания характеризуется строгими правилами и суровым наказанием за их несоблюдение. Родители, являющиеся приверженцами данного стиля, очень требовательны и наименее отзывчивы по отношению к своим детям. Они не дают им свободы самовыражения и почти не проявляют теплого отношения к ним.

Данный стиль воспитания приводит к постоянному страху ребенка и его низкой самооценке . Таким детям бывает трудно управлять социальными ситуациями. Некоторые из них за пределами своего дома проявляют агрессивное поведение , которое является ни чем иным, как средством выразить и выплеснуть свое разочарование и фрустрацию .

В отличие от авторитарного воспитания, при данном стиле родители устанавливают справедливые и последовательные правила и положения. Они предъявляют к детям высокие требования, многого ожидают от них, но вместе с тем проявляют отзывчивость и чуткость. Такие родители позволяют детям высказывать собственное мнение и помогают становиться самостоятельными и независимыми.

Дети, воспитанные в авторитетном стиле воспитания, приобретают уверенность в себе , развивают хорошие социальные навыки и контроль над своими эмоциями. В дальнейшем, во взрослой жизни, они более успешны, компетентны и счастливы.

3. Потакающее, снисходительное или разрешающее воспитание

Этот стиль воспитания почти не предполагает правил дисциплины . Родители предъявляют очень мало требований к своим детям. В то же время они проявляют крайнюю чуткость и отзывчивость по отношению к ним, а также весьма снисходительны к их поведению. Часто они играют роль друга, а не истинного родителя.

Такое воспитание может сделать детей капризными, неуверенными в себе и занизить их самооценку . Дети становятся слишком эгоцентричными и обладают плохими социальными навыками. Они не имеют целей в жизни, так как родители не ставят перед ними никаких ограничений и не дают им руководящих принципов.

4. Небрежный или невовлеченный стиль воспитания

Родители, следующие данному стилю, наименее требовательны и наименее отзывчивы по отношению к своим детям. Связь между родителем и ребенком также очень слабая. Родители удовлетворяют только базовые потребности своих детей и пренебрегают или отклоняют любые другие возникающие нужды.

Они почти оторваны от жизни своих чад. Дети, которых воспитывают небрежно, непричастно, становятся эмоционально замкнутыми, напуганными, тревожными и часто находятся в состоянии стресса . Такие дети чаще, чем кто-либо, сбиваются с правильного пути в подростковом возрасте.

5. Интуитивное (инстинктивное) воспитание детей

Если вы являетесь приверженцем данного стиля воспитания, это означает, что в вопросах воспитания вы, скорее всего, следуете своей интуиции или взглядам на жизнь. Исповедуя этот стиль, родители пытаются воспитывать своих детей так же, как когда-то воспитывали их самих. Они пытаются следовать той же логике и правилам, которые в детстве применялись по отношению к ним.

6. Гиперопекающий стиль воспитания (стиль воспитания «родителей-вертолетчиков»)

При этом стиле родители, как правило, слишком вовлечены в жизни своих детей. Они словно вертолет, который кружит и зависает над ребенком, не оставляя его ни на минуту без своего внимания! Родители чрезмерно опекают своих детей и всеми силами стараются обеспечивать их безопасность и защищенность. Этот стиль подходит для совсем маленьких детей, т. е. для раннего возраста, однако в долгосрочной перспективе под влиянием гиперопекающего стиля воспитания дети становятся слишком зависимыми от своих родителей (как в мелочах, так и в важных жизненных вопросах).

7. Медленное воспитание

Этот стиль также называют простым или свободным воспитанием детей. Используя его, родители позволяют детям развиваться на свое усмотрение и самим управлять своим жизнями. Они позволяют ребенку исследовать мир в своем собственном темпе, развивать собственные интересы и в конечном итоге быть тем, кем он действительно хочет быть.

Родители мало вмешиваются в жизни своих детей и дают им возможность принимать собственные решения. Идея медленного воспитания заключается в том, чтобы дети были счастливы и удовлетворены своими достижениями. Считается, что такие дети очень хорошо справляются с непредсказуемостью реального мира.

8. Естественное воспитание

В этом стиле воспитания первостепенное значение уделяется развитию сильной, прочной эмоциональной связи между родителями и детьми. Родители очень чувствительны к потребностям своего ребенка и всегда готовы эмоционально поддержать его. Важнейшей чертой естественного воспитания является забота о развитии детской деятельности: все свои знания и нравственные представления ребёнок приобретает самостоятельно, «открывает» под незаметным руководством воспитателя, который должен помогать природе, обеспечив ребёнку возможность свободно двигаться, играть и т. п.

Последователи естественного воспитания являются сторонниками естественных родов и не практикуют телесные наказания. Считается, что естественное воспитание помогает детям чувствовать себя защищенными, счастливыми и спокойными людьми.

9. Уравнивающее (эгалитарное) воспитание

При этом стиле родители пытаются предоставлять своим детям выбор, которые дает им ощущение равенства и созвучен с принципами демократии. Вся семья живет как одно целое, как команда, и устанавливает честные и справедливые правила и положения. В доме царит командный дух.

Так как дети получают право голоса во многих семейных вопросах, они учатся искусству ведения переговоров и достижения компромиссов с самого раннего возраста. Родители очень отзывчивы по отношению к своим детям, и ошибки , если таковые случаются, рассматриваются ими как необходимые возможности обучения.

10. Духовное воспитание

При таком подходе ребенку предоставляется достаточно возможностей для развития своих собственных убеждений на основе самостоятельного развития личности. Хотя это не научный подход, ребенка поощряют развивать близкие отношения с Богом и вести сбалансированную жизнь. Считается, что если дети впитали твердые духовные ценности, их самооценка повышается, и они чувствуют себя воодушевленными и внутренне сильными.

11. Позитивное воспитание

Этот метод предполагает использование здравого смысла, основанного на прочных семейных принципах. При этом дети растут в любящей, теплой, поддерживающей, заботливой и позитивной атмосфере, основанной на уважении и доверии. Родители развивают мировоззрение своего ребенка и укрепляют его уверенность в себе, чтобы подготовить к непредвиденным жизненным обстоятельствам.

Родительская роль заключается в том, чтобы направлять и вдохновлять своих детей верить в себя, контролировать свою судьбу и не плясать под чужую дудку. Считается, что при таком стиле воспитания дети имеют наилучшие перспективы для развития позитивного психологического настроя , хороших черт характера, продуктивных жизненных навыков, позитивной самооценки и счастливой и благополучной жизни.

12. Согласованное развитие

Это особая форма позитивного воспитания характеризуется попытками родителей всесторонне отточить таланты своего ребенка с помощью дополнительных, внеклассных занятий. Такая форма воспитания практикуется обычно в состоятельных семьях. Для этого стиля воспитания характерно также развитие культуры речи и способности к взаимодействию ребенка с социальными институтами.

Ребенок, которого воспитывали в данном стиле, развивает лучшие социальные навыки, нежели его сверстники. Это происходит потому, что такие дети занимаются музыкой, спортом, посещают научные кружки и многое другое.

13. Нарциссическое воспитание детей

Нарциссический родитель страдает нарциссическим расстройством личности или самолюбованием (нарциссизмом). Из таких людей получаются очень плохие родители. Они держат детей на коротком поводке, потому что завидуют их самостоятельности и независимости. Дети, по мнению таких родителей, предназначены для того, чтобы удовлетворять их потребности и желания.

Такого рода воспитание отрицательно сказывается на эмоциональных, вдумчивых, социальных и этических аспектах поведения детей во взрослом возрасте. Дети растут с ложным убеждением в том, что они должны быть созависимыми в отношениях.

14. Опекающее воспитание

При этом стиле воспитания дети исследуют окружающий мир под защитой родителей. Родители считают, что детям необходимо рассказывать о том, что им нужно и можно исследовать. Они несут ответственность за защиту своего ребенка в его процессе изучения. Этот метод концентрируется на творчестве, эмпатии и ответственности. Одна из основных проблем такой модели воспитания - большой риск сексуальных отклонений у мальчиков.

15. Вредоносное («токсичное») воспитание

Такого рода воспитание свойственно родителям, чье негативное поведение разрушает чувство собственного «я» их ребенка. Такие родители издеваются над своими детьми физически, вербально или психологически, реагируют неадекватно или игнорируют эмоциональные потребности своего ребенка. Их модель поведения отпечатывается в сознании детей и переходит с ними во взрослую жизнь, вследствие чего дети повторяют поведение своих родителей.

Стили воспитания мальчиков и девочек отличаются

Родители стараются подбирать разные стили воспитания, основываясь на поле ребенка. Исследования говорят о том, что отцы влияют на эмоциональное равновесие своих дочерей через стиль воспитания, который они практикуют, и в меньшей степени с помощью дисциплинарных мер (наказания и т. п.). К тому же, отцы, как правило, более благосклонны к дочерям, а матери - к сыновьям.

Почему стили воспитания отличаются?

После изучения всех вышеперечисленных стилей воспитания вы можете задаться вопросом, почему бы всем родителям не использовать авторитетную модель воспитания детей. Ведь это самый замечательный стиль, при котором малыш становится уверенным и счастливым.

Потенциальные причины использования различных стилей воспитания, как указывалось ранее, включают в себя особенности личности родителя, культурный уровень, историю семьи, размер семьи, религию, образование и социально-экономический статус родителей. Кроме того, в каждой семье различные индивидуальные стили воспитания комбинируются и смешиваются. Например, мать может предлагать авторитетное воспитание детей, а отец исповедует разрешающий стиль.

Поэтому родителям крайне важно сотрудничать и объединять различные подходы для создания своего уникального стиля воспитания детей.

Существуют ли какие-либо ограничения относительно стилей воспитания?

Существуют некоторые очень важные ограничения в стилях воспитания, о которых следует знать. В частности, доказательство того, что конкретный стиль воспитания связан с определенной моделью поведения детей. Однако исследователи говорят, что взаимосвязь между моделью воспитания и поведением иногда бывает слабой. В большинстве случаев родители, которые используют авторитарный стиль, воспитывают детей агрессивных и непослушных, а родители с нестрогим стилем воспитывают детей успешных в учебе и уверенных в себе. Но, как бы то ни было, не существует определенного «лучшего стиля воспитания детей».

Вывод

Различные стили воспитания приводят к различным результатам. Авторитетное воспитание, как правило, связано с позитивным поведением детей, их уверенностью в себе и высокой самооценкой. Есть и другие факторы, такие как культурный уровень и социальное влияние, которые играют не менее важную роль в поведении ребенка.

Люди, как правило, повторяют тот стиль воспитания, в котором воспитывали их самих, однако это не лишает их возможности выбрать более эффективный стиль воспитания, который принесет наибольшую пользу ребенку. Выбирайте свой стиль внимательно!

Оцените публикацию

Вконтакт

Стили воспитания в семье и их влияние на ребенка

Различают 4 стиля воспитания: демократический, авторитарный, либеральный, индифферентный.

Рассмотрим, прежде всего, два противоположных типа взаимодействия взрослого с ребенком: авторитарный и демократический.

Как нетрудно предположить из первого названия, отношение взрослого к ребенку основывается на мнении о том, что ребенок – не самостоятелен, неактивен, что с ним можно производить различные манипуляции, которые эффективно повлияют на развитие ребенка, приведут к нужному результату. Результат, важно заметить, заведомо известен взрослому: «послушный, исполнительный, удобный ребенок». Ребенок воспринимается как объект воздействия , чьи интересы и мнения не имеют решающего значения. Авторитарный стиль – это педагогика подавления, насилия и принуждения . Пример воспитателя, реализующего подобный стиль воспитания, очень живо нарисован детской писательницей Астрид Линдгрен. Это всем знакомая фрекен Бок, которой опыт подсказывал, что ласка – это не тот способ, который нужно применять для того, чтобы дети становились «шелковыми». Вспомним первую встречу Малыша со своей воспитательницей: невозмутимый тон незнакомой женщины, ее строгость заставляют мальчика краснеть и прятаться за мать.

Обратим внимание на реакцию мальчика: испуг, наиболее часто встречающееся чувство, заставляющее ребенка подстраиваться под требования взрослого, не быть добрым, ответственным, аккуратным, а казаться таковым, и значит, обманывать. Поскольку Малыш воспитывался родителями в ласке и уважении, строгое обращение фрекен Бок было воспринято им как нечто ненормальное, с чем нужно бороться, отстаивая право на счастливую жизнь, на собственное мнение: «Ребенок тоже человек!». Иные последствия ожидают ребенка, если подобное отношение взрослого кажется ему нормой. Принуждение и подавление взрастит лживость, озлобленность и неприятие самого себя.

Демократический стиль воспитания

В отличие от предыдущего стиля воспитания, данная позиция основывается на признании прав ребенка на самостоятельность, активность, творчество, мнения, ошибки. Ребенок – полноправный участник диалога , к нему прислушиваются, его слышат . Неоспоримым приоритетом воспитания становится счастье ребенка, как сиюминутное (здесь и сейчас), так и в будущем. Данный стиль взаимодействия не отрицает авторитет взрослого, однако предъявляет ряд требований к личности родителя, педагога. В первую очередь, это отказ от удобной позиции «сверху» в пользу позиции «рядом, вместе». Главное в данном стиле воспитания – взаимодоверие . Замечательным примером демократического стиля общения взрослого с ребенком может стать мисс Моди из повести американской писательницы Харпер Ли «Убить пересмешника», которая общалась с детьми на равных:

- Смотри! - сказала мисс Моди и, щелкнув языком, показала мне, как вынимается ее вставная челюсть, чем окончательно скрепила нашу дружбу.

Либеральный стиль воспитания

Как понятно из названия, данный стиль воспитания основан на предоставлении ребенку свободы, зачастую неограниченной. Ребенка в либеральной семье всячески балуют, ни в чем не отказывают. Может ли ребенок существовать без ограничений и запретов? Как правило, ребенок, чье поведение всегда принимается родителями, на чьи проступки закрывают глаза, испытывает значительные трудности при поступлении в детский сад, в школу. Ведь у такого ребенка не было возможности привыкнуть к тому, что в жизни могут присутствовать ограничения и правила. Столкнувшись с неприятными для себя запретами, ребенок ответит непослушанием.

Вспомним всем известного героя Эдуарда Успенского дядю Федора, который, столкнувшись с запретом матери завести кота, «бунтует», сбегает из дома. Переживая пропажу сына, мама корит отца: «Это ты виноват. Все ему разрешаешь, он и избаловался» .

Индифферентный стиль воспитания

Родителям, которые заняты, устают, выматываются на работе иногда «не до ребенка». Каждый в семье – сам по себе, у каждого свои проблемы, у каждого – свой мир. Взрослым «все равно», каким вырастет ребенок, что его волнует сейчас. Как правило, дети очень остро чувствуют свою ненужность, неважность. Безразличие самых близких людей становится основой для становления негативной самооценки ребенка.

Можно сделать вывод о том, что наиболее благоприятным стилем воспитания для развития ребенка является демократический стиль воспитания.

Воспитание ребенка в семье – сложная и ответственная задача, ложащаяся на плечи родителей. Существуют разные стили воспитания. И от того, какой будет выбран вариант, зависит, как человек будет вести себя во взрослой жизни. Существуют разные стили, и каждый родитель может выбрать какой-то один вариант. Но в то же время следует понимать: маленький человек – индивидуальность и любой подход в его воспитании должен быть особенным. Будь то авторитарный стиль воспитания или демократический.

Родители как никто другой знают своего малыша. И только они могут правильно подобрать ту или иную модель поведения с ним. Найти подход в определенной ситуации. Нельзя строго следовать какому-то одному принципу, не внося определенных коррективов. К тому же не стоит забывать – родительский пример самый яркий , и именно он действует сильнее всего. Семья в первую очередь несет ответственность за дальнейшую судьбу своих воспитанников.

Стили воспитания в семье

Ниже перечислены основные модели поведения с несовершеннолетними членами семьи, применяемые в обществе. Зная о них и последствиях применения, родители могут выбрать тот вариант, который, по их мнению, больше всего подойдет конкретной семье.

Он предусматривает жесткий родительский контроль не только над поступками детей, но и над их эмоциями. Авторитарный стиль воспитания предусматривает наложение серьезных ограничений на поведение, эмоциональное состояние отпрысков. То есть родители стараются полностью контролировать жизнь воспитанника. В семье даже запрещается плакать, так как бытует мнение, что это проявление слабости, которое ни в коем случае нельзя показывать и допускать вообще.

В результате такого воспитания дети:

Со временем дети из семей с такой моделью воспитания становятся одинокими, замкнутыми. Очень часто появляются проблемы в образовательном процессе. И что самое страшное – они не могут найти общий язык со сверстниками.

Демократичный стиль

Этот стиль считается одним из лучших методов . Применяя его, родители как бы поощряют ребенка становиться самостоятельным. Учится брать на себя ответственность за совершенные поступки, слова. В такой семье ребята отлично умеют отличить хороший поступок от плохого поведения. Родители в семье с этим стилем стараются:

  • Дать возможность выбора;
  • Приучить свое чадо к ответственности;
  • Внятно объяснить свое желание конкретного поведения малыша;
  • Следят за действиями отпрысков и в случае необходимости даже наказывают, но при этом ребенок абсолютно не чувствует себя униженным или обиженным.

В семьях с такой моделью поведения дети принимают активное участие в семейных советах и принятии определенных решений. Ошибки, сделанные ребенком, обсуждаются вместе с ним. Это способствует тому, что маленький человек учится понимать, как надо себя вести в определенной ситуации.

Что бы ни сделали сын или дочка, это стараются рассматривать как урок жизни , а не лишний повод для наказания. Демократический стиль приводит к послушанию, хорошему поведению, которые, в свою очередь, щедро вознаграждаются. Малыши в таких семьях, как правило, очень способные, так как умеют раскрывать свои таланты. Кроме того, они могут сделать правильный выбор, самостоятельно откорректировать свое поведение.

Попустительский стиль (пренебрежительный)

По факту это даже не стиль, а отсутствие всякого воспитания. То есть, дитя предоставлено само себе . Мамы и папы в таких семьях считают, что если они одели и накормили ребенка, купили ему самые необходимые вещи – они выполнили свою миссию. Дети делают что хотят, ими никто не занимается. Никто на них не обращает внимание. Как результат – полное отсутствие послушания, безответственность. Самое страшное – такие дети очень часто страдают от психологического стресса. Лучше уж применять авторитарную модель поведения, чем попустительскую.

Либеральный стиль (разрешительный)

Полная противоположность авторитарному режиму . Родители дают своим детям полную свободу действий. Такая семья не вмешивается в дела человека, предоставляя возможность самому контролировать свою жизнь. Либеральная модель избавляет детей от строгих рамок, правил и ограничений. Даже если в семье к ребенку и выдвигаются какие-то требования, они достаточно мягкие, ненавязчивые.

Такая себе безграничная любовь не предусматривает наказания даже за самые плохие поступки, будь то истерика, полное непослушание и так далее. Маленький человек получает:

  • Полную свободу действий;
  • Возможность самостоятельно выбирать модель поведения;
  • Самостоятельно принимать решения;
  • Возможность намеренно поступать неправильно.

В то же время в нужный момент родители всегда готовы прийти на помощь и уберечь от фатальных ситуаций. Мамы и папы в такой семье свято верят в то, что дети должны сами, исключительно личным опытом учиться жизни.

Эмоциональный стиль

Это абсолютно уникальная модель отношений родителей и детей, являющаяся также полной противоположностью авторитарного стиля. Семья с такой моделью фокусирует свое внимание на воспитании чувств малыша . Если дети что-то делают не так, родители не разбирают с ним ситуацию, почему так произошло. А сопереживают ему.

Придерживаясь такого стиля, мамы и папы желают эмоционально стать ближе малышу. Они ни в коем случае не препятствуют выражению ребенком определенных чувств, а наоборот – даже поощряют выражение эмоций.

Любая ситуация в жизни малыша, провоцирующая эмоциональный всплеск, как бы дает возможность родителям сблизиться с детьми. Помочь в решении той или иной проблемы, но при этом готовое решение никто не выдает.

Такая модель воспитания приводит к тому, что у детей возникает мало проблем с поведением. Они элементарно учатся самостоятельно справляться со своими эмоциями. И уже во взрослой жизни, во многих ситуациях это очень помогает.

Некоторые родители применяют сразу несколько стилей в воспитании крохи, комбинируя авторитарный стиль и либеральный. С одной стороны это даже хорошо, так как есть возможность определить, какая модель поведения родителей лучше влияет на поведение детей.

Итоги

Следует помнить о том, что стили воспитания это не аксиома. Тут можно действительно комбинировать разные варианты. И в большинстве семей так и делается. Достаточно сложно придерживаться какого-то одного стиля воспитания. В жизни случаются самые разные ситуации, и действовать надо по обстановке . Конечно, есть семьи, которые строго придерживаются определенной модели. Но при этом нельзя сказать, что дети в таких ячейках общества полностью счастливы и чувствуют себя комфортно, если, конечно, речь не идет о демократическом стиле воспитания.

В любом случае, как воспитывать малыша, решать только его родителям, но перед тем как выбрать ту или иную модель поведения, стоит все же учесть – в первую очередь надо думать о будущем детей. Ведь то, что будет заложено в них сейчас, прочно укоренится во взрослой жизни.

Как правило, авторитарный не отличается особой теплотой. Он характеризуется преобладанием типа общения «родитель – ребёнок». Все без исключения решения принимаются взрослыми (родителями), которые считают, что их ребенок должен во всем и всегда подчинятся.

Особенности авторитарного стиля
  1. При авторитарном воспитании родители практически не демонстрируют своим детям любовь к ним. Поэтому со стороны зачастую кажется, что они немного отстранены от своих отпрысков.
  2. Родители постоянно отдают распоряжения и указывают, что и как делать, при этом какому-либо компромиссу нет места.
  3. В семье, где преобладает авторитарный стиль воспитания, особо ценятся такие качества как послушание, следование традициям и уважение.
  4. Установленные правила никогда не обсуждаются. Принято считать, что взрослые правы во всех случаях, поэтому довольно часто непослушание наказывается физическим путем.
  5. Родители всегда ограничивают самостоятельность, не считая необходимым учитывать его мнение. При этом все сопровождается постоянным жёстким контролем.
  6. Дети из-за того, что постоянно подчиняются приказам, впоследствии становятся безынициативными. При этом авторитарные родители в результате воспитания своих детей ожидают от них неоправданной самостоятельности. Дети же, в свою очередь, довольно пассивны, так как все их действия сводятся к удовлетворению нужд родителя.

Недостатки авторитарного стиля воспитания

Авторитарный стиль семейного воспитания имеет множество минусов для детей. Так, уже в подростковом возрасте именно из-за него постоянно возникают конфликты. Те подростки, которые более активны, начинают просто бунтовать и не хотят выполнять родительские поручения. В результате дети становятся более агрессивными, а зачастую и вовсе покидают родительское гнездо.

Статистические данные подтверждают, что парни из таких семей больше подвержены насилию. Они, как правило, неуверенны сами в себе, постоянно подавлены, а уровень довольно низкий. Как итог, вся ненависть и злоба вымещаются на окружающих.

Такие отношения полностью исключают наличие душевной близости между родителями и детьми. В таких семьях не наблюдается взаимной привязанности, что в итоге приводит к развитию настороженности по отношению ко всем окружающим.

Поэтому в процессе воспитания очень важно предоставлять ребенку свободу действий. Однако, это не значит, что он должен быть предоставлен лишь самому себе.