Уютный дом Рукоделие Выпечка

Цель пальчиковых игр средней группе. Пальчиковые игры (Методическое пособие)

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР для детей младшей и средней группы детского сада

Интеграция образовательных областей: "Коммуникация" и "Музыка"
Цели: формирование речи, пространственного мышления, внимания, воображения и мелкой моторики рук. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость.
(3-5 лет)
«Прилетели гули»
Прилетели гули,
Гули – голубочки.
Махать руками, как крылышками.
Сели на головку,
На головку дочке.
Положить руки на голову.
Ты, моя дочурка,
Помаши ладошкой.
Кыш – кыш – кыш!
Махать кистями рук, «прогоняя гулю»
«Шаловливые пальчики»
Дети, подняв ладошки, играют растопыренными пальчиками.
Потом пальчики прячутся-
Дети сжимают пальчики в кулачки. Повторить несколько раз:
«Играют – прячутся, играют – прячутся»

«Ножками затопали»
Ножками затопали,
шагать чётко, на каждую четверть
Зашагали по полу
топают ножками
Топ, топ, топ,топ,топ,
Все ребята дружно стоп!
«Зайчики»
Спросить у зайчика: «Где, зайчонок, ты гулял?» и, держа игрушку в руках, ответить за него
Я под ёлочкой скакал
Вместе с новыми друзьями:
Белкой, мышкой, воробьями.
-Что же ты там делал
-Прыгал
-А как?
-Вот так.
Зайчик показывает детям, как надо прыгать: педагог, держа игрушку перед собой, прыгает на обеих ногах. Затем предлагает ребятам попрыгать под музыкальное сопровождение.
Дети прыгают на обеих ногах, руки свободны или согнуты в локтях. Можно на каждого ребёнка надеть заячьи ушки. Этот момент сразу повышает заинтересованность и активность детей.
«Бабушка»
Бабушка очки надела
Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно
И внучаток разглядела.
В «колёсико» приложить к глазам и посмотреть в «очки».

Встряхнуть кисти рук, сделать «очки» из разных пальцев.
Не торопить детей, если у них это не сразу получается.
Обязательно встряхивать кисти рук, чтобы сбросить мышечное напряжение .
«Мы платочки постираем»
Мы платочки постираем,
Пальцы сжаты в кулачки
Крепко их потрём,
Тереть кулачком по кулачку
А потом повыжимаем, «Выжимаем бельё»
Мы платочки отожмём.
А теперь мы все платочки
Свободными пальцами
Так встряхнём, так встряхнём.
Кисти вверх, вниз.
А теперь мы их погладим,
«Гладим бельё»
Мы погладим утюгом.
Кулачок по ладони.
А теперь платочки сложим
Хлопать одной ладошкой
Эту стопку в шкаф положим.
Положить руки на колени.
«Кот Мурлыка»
Вот кот мурлыка ходит,
лёгкими, свободными кистями рук
выполняет движение«Кошечка»

Он всё за мышкой бродит
Мышка, мышка, берегись,
Погрозить пальчиком левой руки, затем правой.
Смотри, коту не попадись.
Сделать резкое движение пальцами обеих рук и сжать
«А-а-а-ам!»
пальцы в кулак.

«Наша бабушка».
Наша бабушка идёт
Шлепки по коленям лев., прав.
И корзиночку несёт.
«Корзиночка»
Села тихо в уголочек,
Руки на колени.
Вяжет деточкам носочек.
Вязать.
Вдруг котята прибежали
Кошечка.
И клубочки подобрали.
Где же, где мои клубочки,
Развести руками.
Как же мне вязать носочки?
Вязать.
«Тики-так»
/Работа над развитием звуковысотного слуха, голоса, чувства ритма./
(Исходное положение: все пальцы собраны в кулачок.
Педагог произносит в высоком регистре)

Тики-так, тики-так,
Указательные пальцы поднять вверх
Так ходики стучат.
И ритмично покачивать ими вправо-влево
(произносить в среднем регистре)

Туки-так, туки-так,
Пальцы широко, ладони друг к другу,
Так колёса стучат
скользить(в нижнем регистре)
Туки-ток, туки-ток
Сжать пальцы в кулаки и
Так стучит молоток.
Стучать кулачком по кулачку.
«Семья»
Этот пальчик-бабушка,
Указательным пальчиком левой руки дотронуться до большого пальца правой руки.
Этот пальчик-дедушка,
Дотронуться до указательного пальца,
Этот пальчик –мамочка,
Дотронуться до среднего,
Этот пальчик-папочка,
Дотронуться до безымянного,
А этот пальчик –я.
Дотронуться до мизинца.
Вот и вся моя семья!
Выполнить движение «фонарики» .
Дружная, крепкая!
Положить ладонь правой руки на ладонь левой руки и пожать её. Повторить, поменяв руки.

«Овечки»
На лугу стоят овечки,
Ушки, головой покачать.
Шерсть закручена в колечки,
Поочерёдно соединять с большим пальцем все остальные
А играет для овечек
(указательный, средний, безымянный и мизинец).
На свирели человечек.
Играть на дудочке.
«Раз, два, три, четыре, пять»
Сжимать и разжимать пальцы.
Вышли пальчики гулять.
Выполнять движение «фонарики».
Раз, два, три, четыре, пять.
Сжимать и разжимать пальцы.
В домик спрятались опять.
Сжать руки в кулаки.
«Побежали вдоль реки»
Побежали вдоль реки
Движение указательного и среднего пальцев обеих рук
Дети наперегонки.
по бёдрам и коленям (пальчики бегут)
«Капуста»
Что за скрип?
Сжимать и разжимать пальцы.
Что за хруст? Это что еще за куст?
Соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном»,
покружить ими.

Как же быть без хруста?
Сделать из пальцев «шар»
Если я - капуста!
Мы капусту рубим,
Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.
Мы морковку трем
Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть кулачки друг о друга.
Мы капусту солим,
Движения пальцев имитирующие посыпание солью.
Мы капусту жмем.
Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки.
«Снежок»
Белый снег пушистый

В воздухе кружиться.
Выполнять круговые движения кистями рук.
И на землю тихо
Ритмично, плавно опускать руки вниз.
Падает, ложится.
А потом, а потом
Имитация сгребания снега.
Мы из снега слепим ком.
Выполнять движение «пирожки»
Ух!
Бросить снежок вперед.

«Шарик»
Надувают шарик быстро
Пальцы обеих рук собраны в одну щепотку
Постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга.

Он становится большой.
Медленно развести руки в стороны.
Вдруг шар лопнул,
Хлопок в ладоши.
Воздух вышел,
Подуть на сложенные ладони.
Стал он тонкий и худой.
Снова собрать пальцы в щепотку.

Состояние мелкой моторики у воспитанников детского сада – очень важный аспект. Многие мамы знают о влиянии, которое она оказывает на развитие речи ребенка. Давайте расширим и углубим наши знания о том, какую именно пользу может принести пальчиковая гимнастика детям. Ведь, занимаясь ею всего по несколько минут в день, можно за короткое время увидеть прогресс в способностях малыша.

Воспитанникам средней группы уделяется намного большее внимание в этом процессе, чем в младшей группе. Занятия становятся более интенсивными и ритмичными, нацеленными на определенный результат.

Особенности проведения пальчиковой гимнастики для детей в возрасте 4-5 лет

Прежде всего, отметим очевидную полезность таких занятий, которая состоит в следующем:

  • помимо тренировки пальцев, гимнастика способствует развитию памяти, мышления и внимательности, синхронизации работы полушарий мозга;
  • осуществляется ;
  • пальчиковые игры – это еще и своеобразный точечный массаж, который полезен сам по себе;
  • и, конечно, главное – совершенствование речевых навыков, что очень актуально для детей возрастом 4-5 лет.

Грамотные педагоги проводят пальчиковую гимнастику в детском саду в соответствии с некоторыми правилами. Так, все упражнения необходимо делать, начиная с простейших, и лишь постепенно усложнять задания. Физическую нагрузку на пальцы также необходимо дозировать: к примеру, сначала выбирать игры для одной руки, потом – для второй и для обеих одновременно.

Нередко в такие занятия добавляются элементы кинезиологических упражнений – кроме пальчиковой, используется и артикуляционная гимнастика, телесные движения, развивающие крупную моторику, а также расслабление и релаксация. Они направлены на активизацию так называемого межполушарного воздействия, что, в свою очередь, улучшает восприятие, повышает стресоустойчивость и оказывает общее благотворное влияние на состояние здоровья ребенка.

Дети, которые регулярно занимаются по специальному комплексу, быстрее научаться чтению, счету и письму. У них будет больший словарный запас, а непроизвольное запоминание различных стихотворных строк принесет пользу развитию памяти, что безусловно, едва не самое главное в школьной науке.

Примеры комплекса пальчиковой гимнастики в средней группе

Для достижения лучшего эффекта детская гимнастика для пальцев всегда проходит в игровой форме. Так малыши лучше запоминают и с удовольствием воспроизводят все упражнения, которые сопровождаются несложными и понятными рифмованными строчками. Ниже представлены три примера пальчиковой гимнастики в детском саду, про которую говорилось выше.

Пример 1.

Этот пальчик хочет спать

(поднимаем левую руку к себе ладонью),

Этот пальчик – прыг в кровать!

(начиная с мизинца, загибаем пальцы левой руки, используя правую),

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми

(«разговариваем» с большим пальцем и разгибаем все остальные),

Братиков не разбуди!

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора!

Пример 2.

Палец указательный

Умный и внимательный.

Занят делом постоянно –

Он – помощник капитана!

(Сжимаем одну руку в кулак, вытягиваем вверх указательный палец и вращаем им: на первые две строчки – в одну сторону, затем – в другую).

Пример 3.

Ёж, ёж, где живешь?

(показываем «колючки», переплетя пальцы в замок),

Я живу в густом лесу!

(кладем кисти рук крест-накрест и попеременно меняем ту руку, что находится сверху),

Ёж, ёж, что несешь?

(снова показываем «колючки»),

В норку яблочки несу!

(стучим кулак о кулак),

Буду яблочки делить,

(производим рубящие движения правой ладонью о левую),

Своих деточек кормить!

(то же самое, меняем ладони).

Развитие мелкой моторики у детей в средней группе предполагает не только пальчиковую гимнастику, но и другие занятия: складывание кубиков, лепку из глины или пластилина, рисование цветными карандашами, выполнение аппликаций из бумаги, новые веяния в детском творчестве и развитии – элементы песочной терапии.

Для детей, у которых уровень развития речи не соответствует возрасту, подобные занятия являются отличным способом улучшить свои навыки и догнать своих сверстников. Занятия, которые проводятся воспитателями – это очень хорошо, но и когда ребенок находится дома, не упускайте любой возможности чтобы позаниматься с ним, ведь малышу эти игровые занятия приносят и пользу и радость. Ну а если ребенок находится на домашнем воспитании и в силу обстоятельств не может посещать детское учреждение, то такие упражнения являются обязательными. Родителям совсем не сложно их освоить, ведь для этого не требуется какая-либо подготовка или особые знания. Всё просто, весело и легко.

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше (например, в дороге или в очереди).

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.

Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить ПАЛЬЧИКОВЫМ ТЕАТРОМ, то это подарит вам много положительных эмоций!

Простые правила игры

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.

Как еще активизировать пальчики

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»).
2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.
4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и .

Несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах!

Дом

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Друзья - садоводы

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!
(Отгибаем мизинчик)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")
Он плывёт издалека,
(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке,
(Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки, только кошки да коты!
(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")
В конце этой игры можно спросить у ребёнка:
-Что за моряки были на кораблике?
Ответ: мышки

Лодочка

Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

Мышка

Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

Апельсин

(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!

Шарик

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик.
(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)
Он становится большой.
(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел -
(Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!

Летела сова

(Машем руками)
Летела сова,
Весёлая голова.
Летела-летела,
(Кладём руки на голову)
На головку села.
Села, посидела,
Головой повертела
(Снова машем руками)
И опять полетела.

Пятачок

(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)
Поросенок Пятачок
Отлежал себе бочок!
(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх - потягиваемся)
Встал на ножки,
Потянулся!
(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)
А потом присел,
Нагнулся!
(Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)
И немножко поскакал,
И на месте пошагал.
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)
А потом опять прилёг, -
Но уже на левый бок!

Белка

(В самом начале кулачек сжат)
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…

Наша семья

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.

Зимняя прогулка

(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.

Паучок

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

Берёза

(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)
Берёза моя, берёзонька.
(То же, но левой рукой)
Берёза моя кудрявая.
(подъём рук вверх, вдох)
Стоишь ты, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Посредь долинушки,
(подъём рук, вдох)
На тебе, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Листья зелёные,
(Подъём рук, вдох)
Под тобой, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Трава шёлковая,
(Подъём рук, вдох)
Вокруг тебя, берёзонька,
(Опустить руки, длительный выдох)
Девицы красные
Венки вьют, плетут…

Рыбки

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: "Мне хочется спать!"
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"

Шла кукушка

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)
А корзинка на пол - бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)
Полетело десять (девять, восемь) мух!

Пчёлки

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(Заглядываем в "улей".)
Надо в дом постучать,
(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)
Раз два, три, четыре, пять!

На постой

Русская игра. Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети, говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – мама, говорит обычным голосом. Средние пальцы – папа, говорит низким голосом. Указательные пальцы – солдаты, говорят басом. Скрещенные большие пальцы - порог избы.
(Ночь, в избе все спят. Раздается стук.)
Солдаты: Тук-тук! (Указательные пальцы постукивают друг о друга.)
Дети: Кто там? (Постукивают друг о друга мизинцы.)
Солдаты: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают указательные пальцы.)
Дети: Спросим у мамы. Мама! (Постукивают мизинцы.)
Мама: Что дети? (Постукивают безымянные.)

Мама: Спросите у папы. (Постукивают безымянные.)
Дети: Папа! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Что, дети? (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Впустите! (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Входите! (Постукивают мизинцы.)
Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! (Указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения.)
Солдаты: Войдем! (Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.)
(Руки вытягиваются вперед.)

Медузы

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу.
(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)
Выгнем щупальца сильнее-
Вот как гнуться мы умеем!

Ладушки ладошки

(Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.)
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Надеемся эти несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах помогут Вашему ребенку начать болтать в год без умолку 😉

P.S. Если Вам понравилась наша подборка пальчиковых игр, также обратите внимание на подборку и .

Пальчиковые игры

(Методическое пособие)

Рекомендовано Экспертным Советом Областного Института повышения квалификации педагогических кадров (протокол заседания областного Экспертного Совета от 12 марта 2010 г.).

Составитель: , воспитатель

КГКП № 4 «Березка»

г. Экибастуз

Рецензент: Д ., методист ИПКПК

Методическое пособие предназначено для детей 2-4 лет, которое способствует развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на развитие речи.

Пояснительная записка

Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании. Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.

В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному, подбора занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений, игр и степень их сложности), варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Используя в работе методические пособия «Развитие мелкой моторики», которые являются синтезом поэтического слова и движения. Движения конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Текст упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами; мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, игры с карандашами и крупой, «пальчиковый» бассейн.


Данное методическое пособие реализуется через социальные занятия. Входящие в вариативную часть базисного плана. Предлагается, что закрепление знаний полученных на занятии будет происходить через дидактические игры, игровые упражнения, ситуации, в уголке пальчиковых игр, индивидуальная работа, на прогулке. Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятие, памяти, мышления, внимания, воображения, - а так же готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Цель : Развитие тонких движений пальцев рук.

Задачи :

1.Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.

2.Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.

3.Совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности : пальчиковые игры с предметами, изобразительной, конструктивной.

4.Совершенствовать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи.

5.Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.

Ожидаемый результат:

1.Совершенствование развития мелкой моторики рук. 2.Эмоциональное развитие ребенка. 3.Совершенствование творческих способностей. 4.Совершенствование познавательных способностей.

Принцип построения программы:

Общекультурная: формирование у детей общей культуры через мировую и национальную культуру.

Целостность и непрерывность: педагогического процесса воспитания и обучения от младенчества до поступления в школу.

Системность и последовательность: материала усложнения от возраста к возрасту, от простого к сложному.

Интегрированный подход: тесная связь с изодеятельностью, игрой, художественной литературой , развитием речи, сенсорно-математическим представлением, физической культурой.

Игровой принцип: принцип соответствует возрастным психологическим особенностям детей, все занятия построены на играх.

Перспективный план, задачи пальчиковых игр в 1-й младшей группе

Задачи : 1-й младшей группы.

1.Учить детей простым упражнениям пальчиковых игр.

2.Развивать мелкую моторику рук в игре с предметами. 3.Стимулировать развитие чувственного восприятия, развивать подвижность пальцев. 4.Учить детей учитывать сенсорные свойства предмета в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, изобразительной, конструктивной.

Программное содержание

Вне занятий

Сентябрь

«Сорока-сорока»

1. Активизировать движения

пальцев рук, развивать речь.

2. Побуждать проговаривать

окончание строчки.

3. Доставить удовольствие детям.

Пальчиковые упражнения

«Утенок», «Замочек».

«Ладушки - ладушки»

1. Формировать положительный

эмоциональный настрой детей

на совместную работу.

2. Развивать ощущение

собственных движений.

3. Развивать мелкую моторику

пальцев рук.

«Замочек», «Полетели птички».

Октябрь

«Этот пальчик - бабушка»

1. Активизировать движения

пальцев рук.

2. Активно развивать речевой запас слов

3.Формировать у ребенка

положительный

эмоциональный настрой

«Полетели птички», «Сорока - сорока».

«Этот пальчик хочет спать»

1. Развивать моторику пальцев

рук. 2.Сочетать игру и упражнения

для тренировки пальцев с

речевой деятельностью детей

«Водичка, водичка…»,

«Утенок».

«Поехали - поехали»

1.Учить ребенка совершать

действия руками в

соответствии со стихотворным

2.Развивать мелкую моторику

«Ладушки - ладушки», «Этот пальчик - бабушка».

«Колобок»

1. Развивать моторику

рук, повышать интерес

малышей к упражнениям.

2.Сочетать игру и упражнения

для тренировки пальцев с

речевой деятельностью детей.

«Водичка, водичка», «Заборчик».

Ноябрь

«Веселые маляры».

1. Развивать моторику рук,

выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

2.Обогащать словарь ребенка, развивать память.

«Погладим котенка», «Этот пальчик хочет спать».

1. Развивать мелкую моторику

обеих рук.

2.Активизировать словарь детей, развивать память.

«Стул», «Сорока - сорока».

«Пила - пила».

1. Развивать моторику

рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

2.Развивать речь детей, активизировать словарь.

«Этот пальчик - бабушка», «Полетели - полетели».

«Зайкины ушки».

1. Развивать мелкую моторику

2.Побуждать ребенка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения в

сопровождении стихотворного текста.

«Ладушки - ладушки», «Колобок».

Декабрь

«Сидит белка на тележке».

1.Развивать мелкую моторику обеих рук.

2.Закрепить умение четко и правильно произносить текст.

«Стол», «Стул».

«Бумажный мячик».

1. Развивать моторику обеих рук.

2. Учить ребенка совершать

действия руками.

3.Формировать у ребенка

положительный эмоциональный

«Зайчик в норке», «Веселые маляры».

«В гости».

1. Учить выполнять игровые

задания с использованием тактильных дорожек.

«Повар», «Стол».

1. Формировать у детей контроль

над мышечными ощущениями.

2. Развивать моторику рук.

3.Вызывать эмоционально -

положительный настрой.

«Пила - пила», «Зайкины ушки».

Январь

«Разные следы».

1. Продолжать формировать

контроль над мышечными ощущениями.

2. Закрепить знания детей о

животных.

3. Вызывать эмоционально-положительный настрой.

«Сидит белка на тележке»

«Веселые маляры».

«Снег идет», пальчиковая гимнастика: «Прогулка».

1. Учить детей рвать бумагу на

мелкие кусочки свободной формы.

2. Закрепить умение сжимать и

разжимать пальцы в кулачок.

3. Развивать мелкую моторику

4.Развивать речевое дыхание, силу потока воздуха.

«В гости», «Зайчик в норке».

«Мостик», Пальчиковая гимнастика: «Дорожка».

1. Учить детей работать по

образцу, выкладывая фасоль.

2. Развивать мелкую моторику

пальцев рук.

3.Активизировать речь детей,

побуждая проговаривать все слова

«В гости», «Пила - пила».

«Улитка, улитка».

1.Учить детей четко проговаривать

2.Развивать мелкую моторику рук.

3.Активизировать речь детей.

«Прогулка» «Ладушки - ладушки».

Февраль

«Стираем платочки».

1. Учить детей выполнять

упражнения, сопровождать показом и четким произношением текста.

2.Развивать моторику рук.

«Дорожка», «Зайка и барабан».

«Ежата в корзине». Пальчиковая гимнастика: «Ежик».

1. Формировать пространственно –

образное мышление чувственного восприятия.

2. Развивать мелкую моторику

пальцев рук.

3.Активизировать речь детей.

«Улитка, улитка», «Мышка мылом мыла лапку…».

«Как у нашего кота».

1. Учить детей выполнять

движения рук, сопровождая чтением потешки.

2. Развивать моторику пальцев

3.Создать радостное настроение.

«Стираем платочки», «1,2,3,4,5 – начинаем мы считать».

«Змейка», пальчиковая гимнастика: «Эй-ка, эй-ка, голубая змейка».

1.Учить выкладывать пуговицу по размеру.

2.Расширять словарный запас

«Этот пальчик - дедушка», «Мышка мелом мыла лапку…».

Март

«Сделаем матрешке бусы», пальчиковая гимнастика: «Бусинки-горошинки».

1. Учить детей нанизывать

деревянные бусы на нити.

2.Закрепить умение чередовать

предметы по цвету.

3.Развивать моторику пальцев рук.

«В гостях у Шептунчика».

1.Учить детей группировать

однородные предметы, различающиеся по величине.

2.Стимулировать развитие чувственного восприятия, подвижность пальцев.

3. Развивать мелкую моторику.

«Повстречал ежонка еж…», «Зайка и ушки».

«Поможем зайке», пальчиковая гимнастика: «Зайчик».

1.Учить выкладывать дорожку из фасоли.

2.Формировать зрительно – двигательную координацию и чувство пространства на листе бумаги.

4.Создавать положительно–эмоциональное отношение к выполнению задания.

«Бусинки – горошинки», «Пальчики здороваются».

«Покормим птичек», пальчиковая гимнастика:

«Птенчики в гнезде».

1. Учить детей рисовать

указательным пальчиком на крупе.

2. Способствовать формированию

умения рисовать способом примакивания.

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Апрель

«Светит солнышко в окошко», пальчиковая гимнастика: «Солнышко».

1.Учить детей рисовать пальчиком руки на крупе.

2.Продолжать закрепление формы (круглая).

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

4.Активизировать речь детей.

«Птички в гнезде», «Полетели птички».

«Поможем Незнайке»,

пальчиковая гимнастика: «Шнуровка».

1.Учить детей продевать шнурки в отверстие сапожка.

3.Активизировать словарь, развивать речь, мышление детей.

«Солнышко», «Замочек».

«Бабочки», пальчиковая гимнастика: «Бабочка».

1.Продолжать учить детей шнуровке.

2.Закрепить умение правильно продевать тесьму в отверстие.

3.Формировать умение правильно проговаривать слова игры.

4.Развивать моторику пальцев рук.

«Пальчики здороваются», «На двери висит замок».

«Зонтик для зайки», пальчиковая гимнастика: «Зайчик».

1.Учить детей выкладывать спички по образцу.

2.Развивать моторику пальцев

3.Закрепить умение выполнять движения рук согласно тексту.

«Бабочка», «Солнышко».

«Домик для ежика», пальчиковая гимнастика:

1. Продолжать учить детей

работать со спичками, выкладывать домик по образцу.

2. Закрепить названия

геометрических фигур.

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

«Зайчик», «Как у нашего кота».

«Разноцветные крышки»,

пальчиковая гимнастика: «Пальчики».

1.Учить детей строить постройки

из крышек, закреплять цвет крышек.

2.Формировать внимание, воображение, творческие способности.

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

«Зайчик», «Ежик».

«Бусинки рассыпались», пальчиковая гимнастика:

«На работу».

1. Учить детей перебирать

предметы (бусинки) по цвету. Закрепить название цветов.

2. Развивать мелкую моторику

пальцев рук.

3.Создавать положительно–эмоциональное отношение к выполнению задания.

«Погладим котенка», «Водичка, водичка…».

«Поиграем с пальчиками».

1.Закрепить умение детей сочетать

пальчиковую игру с речевой деятельностью детей.

2.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

«Пальчики», «На работу».

Алгоритмы занятий пальчиковых игр в 1-й младшей группе


Занятие № 1

Тема : «Сорока-сорока».

Цель: а ктивизировать движения пальцев рук, развивать речь. Побуждать проговаривать окончания строчки. Доставить удовольствие детям.

Оборудование : картинка с изображением сороки, или игрушка.

Методические приемы :

Сюрпризный момент - воспитатель приносит игрушку или картинку.

Воспитатель проводит беседу. Предлагает поиграть с пальчиками. Указательным пальцем правой руки выполняются круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:

Сорока–сорока кашу варила, Деток кормила. (воспитатель загибает пальчики ребенка). Этому дала – мизинец,

Этому дала – безымянный, Этому дала – средний, Этому дала – указательный, Этому дала – большой.

Занятие № 2

Тема : «Ладушки – ладушки».

Цель : формировать у детей положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений, развивать речь детей, мелкую моторику пальцев рук. Доставлять удовольствие детям.

Методические приемы :

Воспитатель предлагает детям поиграть с ручками. Предложить испечь оладушки как бабушка.

Воспитатель хлопает своей ладонью по ладошке ребенка, сопровождая собственные действия стихотворным текстом, побуждая детей к ответным действиям.

Ладушки – ладушки! Пекла бабушка оладушки. Маслом поливала, Детушкам давала. Хороши оладушки У нашей милой бабушки!

Занятие № 3

Тема : «Этот пальчик - бабушка».

Цель : активизировать движения пальцев рук. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой. Активно развивать речевой запас слов.

Методические приемы :

Воспитатель проводит беседу с детьми о семье. Предлагает детям поиграть с пальчиками.

Воспитатель загибает и разгибает пальчики ребенка попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами. Повторить со всеми детьми.

Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья!

Занятие № 4

Тема : «Этот пальчик хочет спать».

Цель : развивать моторику пальцев рук. Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

Методические приемы :

Воспитатель предлагает детям поиграть с пальчиками, говорит, что пальчики наши тоже ложатся спать, как мы.

Воспитатель загибает и разгибает пальчики ребенка попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами. Воспитатель играет с одним ребенком, затем всей группой.

Этот пальчик хочет спать, Это пальчик – прыг в кровать! Это пальчик прикорнул, Это пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди. Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора!

Занятие № 5

Тема : «Поехали – поехали».

Цель : учить ребенка совершать действия руками (раскрывать ладошки широко разводя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом. Развивать моторику рук.

Оборудование : картинки изображающие деда с репкой, зайки, мяч или игрушки.

Методические приемы :

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки и сказать, что они видят на картинках. Воспитатель сообщает, что они сейчас отправятся к ним в гости.

Поехали – поехали, С орехами, с орехами, К дедушке за репкой, Жёлтой, большой, вот какой! (показывает, разводя ладони в стороны). Поехали – поехали, К зайцу за мячиком, За мячиком твоим, Круглым и большим, вот каким! (показывает, разводя ладони в стороны).

Занятие № 6

Тема : «Колобок».

Цель : развивать моторику рук, повышать интерес малышей к упражнениям для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

Методические приемы :

Сюрпризный момент - в гости приходит колобок. Рассматривание колобка, сравнение с кулачком, что он тоже круглый. Предложить детям погладить кулачок и поиграть с ним.

Кулачок – как колобок. Мы сожмем его разок. Вот так – вот так, мы сожмем его разок. (пальчики сжимаем в кулачок и разжимаем).

Занятие № 7

Тема : «Веселые маляры».

Цель : развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста. Обогащать словарь ребенка, развивать память.

Методические приемы :

Воспитатель предлагает поиграть с нашими ручками. Ручки наши превратятся в маляров, и будут красить дом.

Ребенок имитирует движения кистями обеих рук в направлении вверх – вниз, слева – направо (локти на уровне груди) под чтение педагогом двустишия. Можно менять имена детей.

Мы покрасим этот дом,

Жить Ванюша будет в нем.

Занятие № 8

Тема : «Повар».

Цель : развивать мелкую моторику обеих рук. Активизировать словарь детей, развивать память.

Методические приемы :

Сюрпризный момент - воспитатель приносит картинку или игрушку – куклу-повара. Дети рассматривают и отвечают на вопросы. Воспитатель предлагает детям поиграть с ручками.

Ребенок выполняет круговые движения кистью по часовой стрелке и против нее в сопровождении стихотворного текста, произносимого воспитателем. Имена можно менять.

Варим, варим, варим щи. Щи у Вовы хороши.

Занятие № 9

Тема : «Пила – пила».

Цель : развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста. Развивать речь детей, активизировать словарь.

Оборудование : мелкие или резиновые игрушки–звери.

Методические приемы :

Сюрпризный момент - в гости приходят звери и рассказывают детям, что в лесу стало холодно и им негде жить. Воспитатель предлагает детям поиграть нашими ручками и построить для зверей домик. В конце игры можно поставить готовый домик и дети будут самостоятельно играть.

Ребенок выполняет скользящие движения ребром ладони по поверхности стола.

Пила, пила, Пили быстрей, Мы строим домик для зверей.

Занятие № 10

Тема : «Зайкины ушки».

Цель : развивать мелкую моторику рук. Побуждать ребенка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения стихотворного текста.

Оборудование : игрушка-зайка.

Методические приемы :

Сюрпризный момент - в гости приходит зайка.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает зайку, какие у него длинные ушки. Воспитатель предлагает поиграть с нашими ручками. Пальчики зажаты в кулачке. Ребенок выставляет вверх указательный и средний пальчики, шевелит ими в стороны и вперед под стихотворный текст.

Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он и прыгает, и скачет, Веселит своих зайчат. Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит.

Занятие № 11

Тема : «Сидит белка на тележке».

Цель : развивать мелкую моторику обеих рук. Закрепить умение четко и правильно произносить текст.

Оборудование : игрушки: белочка, лисичка, птичка, мишка, зайка.

Методические приемы :

В гости к ребятам приходят игрушки. Они хотят поиграть с ними. Воспитатель предлагает поиграть с нашими пальчиками.

Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого.

Сидит белка на тележке, продает она орешки: Лисичке – сестричке, (загибает большой палец), Воробью, (загибает указательный), Синичке, (загибает средний), Мишке толстопятому, (загибает безымянный), заиньке усатому. (загибает мизинец).

Занятие № 12

Тема : «Бумажный мячик».

Цель : развивать моторику обеих рук. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой. Учить ребенка совершать действия руками.

Методические приемы :

Ребенку дается лист бумаги, и воспитатель предлагает скомкать этот лист, сделав из него бумажный мячик (нагрузка дается попеременно на каждую руку).

Виды упражнений:

1. Кистью руки отталкивать мячик. 2. Перекатывать мячик по столу.

Занятие № 13

Тема : «В гости».

Цель : учить выполнять игровые задания с использованием тактильных дорожек. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование : игрушки или картинки с изображением кошки или зайки, тактильные дорожки из объемной тесьмы, шелковой ленты, полоски наждачной бумаги на каждого ребенка.

Методические приемы :

На листе бумаги наклеены две дорожки (гладкая и шершавая). В конце дорожек разложены картинки, или игрушки с изображением кошки или зайки. Воспитатель предлагает детям выбрать нужную дорожку для того, чтобы пойти в гости к зайке (кошке) и провести все свои пальчики по очереди. Ребенку можно предложить игровые задания с использованием тактильных дорожек.

https://pandia.ru/text/78/246/images/image004_52.jpg" alt="C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Новая папка (4)\Фотография0011.jpg" width="299" height="126">

Занятие № 15

Тема : «Разные следы».

Цель : продолжать формировать контроль над мышечными ощущениями. Закрепить знания детей о животных. Вызывать эмоционально-положительный настрой.

Оборудование : картинка с изображением домика и дорожки из размягченного пластилина.

Методические приемы :

Воспитатель предлагает проложить следы к домику на дорожке из пластилина (с учетом силы нажима пальцами - от слабого к сильному):

Посмотрите, ребята, к домику прошла кошечка. Она маленькая, наступает легко. Потом прошла собачка. Она наступает сильнее. Таким же образом отрабатывать следы волка, медведя, слона. Ребенок действует щепотью.

Занятие № 16

Тема : «Снег идет».

Пальчиковая гимнастика: «Прогулка».

Цель : учить детей рвать бумагу на мелкие кусочки свободной формы. Закрепить умение сжимать и разжимать пальцы в кулачок. Развивать мелкую моторику рук. Развивать речевое дыхание, силу потока воздуха. Вызвать желание играть в пальчиковую игру.

Оборудование : лист белой бумаги на каждого ребенка.

Методические приемы :

Воспитатель предлагает поиграть с пальчиками в игру «Прогулка».

Пошли пальчики гулять, А вторые догонять. Третьи пальчики бегом, А четвертые пешком, Пятый пальчик поскакал И, в конце пути упал.

(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз, и, как бы, прыжками двигаются по столу. Ритмичные движения по столу указательными пальцами. Движения средних пальцев в быстром темпе. Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола. Ритмичное касание поверхности стола обеими мизинцами. Хлопок обеими кулаками по поверхности).

После игры воспитатель обращает внимание на то, что на улице идет такой крупный и пушистый. Предлагает детям, показать какой идет снег. Дети берут лист бумаги, рвут на кусочки, кладут кусочки на ладошку, дуют на листочки, показывая какой идет снег.

Занятие № 17

Тема : «Мостик».

Пальчиковая гимнастика: «Дорожка».

Цель : учить детей работать по образцу, выкладывая фасоль. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Активизировать речь детей, побуждая проговаривать все слова игры.

Оборудование : картинки с изображением ручейка на каждого ребенка, фасоль, мелкие игрушки: зайки или кошечки.

Методические приемы :

Воспитатель обращает внимание детей на картинку с изображением ручейка. Говорит, что кошечка и зайчик пошли погулять, но не могут перейти ручеек. Предлагает детям построить мост из фасоли, что бы зайчик и кошечка могли перейти ручеек.

После выполнения задания дети имитируют движения игрушек по мосту, сопровождая текстом пальчиковой гимнастики:

Мы взяли фасолинки Выложить дорожку. Чтобы бегали по ней Зайчик или кошка.

Занятие № 18

Тема : «Улитка, улитка!».

Цель : учить детей четко проговаривать потешку. Развивать мелкую моторику рук. Активизировать речь детей.

Оборудование : картинка с изображением улитки.

Методические приемы :

Воспитатель показывает детям картинку с изображением улитки, читает потешку.

Улитка, улитка! Покажи рога - Дам кусок пирога, пышки, ватрушки, Сдобной лепешки, - высуни рожки!

Читает потешку еще раз, привлекает детей к повторению фраз, просит вместо улитки показать рожки. Затем воспитатель предлагает пальчикам поговорить, знакомит детей с пальчиковой игрой:

«Улитка, улитка!». Улитка, улитка! (кулачок в кулачке, поменять руки). Покажи (руки от себя, ладошки вверх) рога - (поднять рожки к голове). Дам (руки от себя) кусок пирога (закрыть ладошки), Пышки (шарик из ладошек), ватрушки (прихлопываем левую ладошку сверху правым кулачком, затем меняем руки), Сдобой лепешки (прихлопываем левую ладошку сверху правой, затем меняем руки), - Высуни (руки от себя, ладошки вверх) рожки (поднять рожки к голове).

Дети играют, запоминая движения и слова.

Занятие № 19

Тема : «Стираем платочки».

Цель : учить детей выполнять упражнения, сопровождать показом и четким произношением текста. Развивать моторику рук.

Оборудование : игрушечные тазы, платочки, веревка и прищепки, кукла.

Методические приемы :

Сюрпризный момент - в гости приходит кукла Катя. Она приносит платочки. Кукла рассказывает детям, что она хочет помочь маме постирать платочки, но их столько много что она сама не справится. Катя просит детей помочь ей. Воспитатель предлагает детям помочь кукле.

Дети берут платочки, воспитатель читает стихотворный текст, дети выполняют движения руками.

Мама и дочка стирали платочки Вот так, вот так. (движения раскрытой ладонью по дну в направлении вперед назад). Мама и дочка полоскали платочки Вот так, вот так. (движения кистью в направлении слева – направо). Мама и дочка сушили платочки. Вот так, вот так. (Движения кистью вверх – вниз над тазиком).

– Ну, вот мы и помогли кукле постирать платочки, прополоскали, встряхнули теперь нужно их повесить. На растянутую веревку дети развешивают платочки и закрепляя их прищепками.

Занятия № 20

Тема : «Ежата в корзине».

Пальчиковая гимнастика «Ёжик».

Цель : развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать пространственно–образное мышление чувственного восприятия. Активизировать речь детей.

Оборудование : плоскостные ёжики на каждого ребенка, разноцветные бельевые прищепки, корзина, кукла - Бабка.

Методические приемы :

Сюрпризный момент - в гости приходит бабушка и приносит корзину. Из корзины доносится звуки: пых – пых – пых – пых.

Кто же это? Воспитатель достает из корзины ежат. Обращает внимание детей на то, что ежики без иголок. Предлагает сделать им иголки из прищепок. После выполнения задания играют в пальчиковую игру.

Пальчиковая игра: «Ёжики».

Маленький колючий ёж. До чего же он хорош!

Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Шевелит прямыми пальчиками. В конце игры дети любуются симпатичными ежатами, играют с ними.

Занятие № 21

Тема : «Как у нашего кота».

Цель : учить детей выполнять движение рук, сопровождая чтением потешки. Развивать мелкую моторику рук. Повторить знакомую потешку, создать радостное настроение.

Оборудование : картинка кота или игрушечный кот.

Методические приемы :

Дети рассматривают картинку кота. Обращают внимание на его шубку: - Шерсть мягкая, пушистая. Шубка очень хороша! (хоровое и индивидуальное высказывание).

Дети вместе с воспитателем рассматривают усы «Удивительной красы». Отмечают, что «Глазки смелые, а зубки белые». Появляется игрушечный котик, он предлагает полюбоваться на его шкурку, усы, глазки. Просит детей рассказать о нем пальчиками, показать каждое слово стихотворения жестами.

Воспитатель с детьми разучивают движения рук и пальчиков.

Как у нашего кота шубка очень хороша,

https://pandia.ru/text/78/246/images/image012_13.jpg" width="65" height="86 src=">.jpg" width="66" height="86 src=">

Как у котика усы удивительной красы,

https://pandia.ru/text/78/246/images/image016_9.jpg" width="73" height="79">

Глазки смелые, зубки белые.

После игры котик благодарит детей.

Занятие № 22

Тема : «Змейка».

Пальчиковая гимнастика: «Эй-ка, эй-ка, голубая змейка».

Цель : учить выкладывать пуговицу по размеру. Развивать моторику пальцев рук, творческую фантазию малыша. Расширять словарный запас детей.

Оборудование : картинка с изображением змейки на каждого ребенка, пуговицы зеленого и голубого цвета.

Методические приемы :

Воспитатель показывает змейку на картинке, задает вопросы: - Кто это? Как змейка шипит? Как она ползает? Воспитатель предлагает изобразить змейку рукой, сопровождая движения четверостишием.

Эй-ка, эй-ка, Голубая змейка! Объявись, покажись, Колесом покрутись!

Дети выполняют волнообразные движения рукой. Воспитатель предлагает подойти к столам, на которых лежат листы с контурным изображением змейки, и предлагает выложить змейку пуговицами. Дети любуются, змейка им улыбается.

https://pandia.ru/text/78/246/images/image018_5.jpg" alt="C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Новая папка (2)\PIC_0049.JPG" width="216" height="136">

Занятие № 23

Тема : «Сделаем матрешки бусы».

Пальчиковая гимнастика: «Бусинки-горошинки».

Цель : учить детей нанизывать деревянные (или любые другие) бусы на нити. Закрепить умение чередовать предметы по цвету. Развивать моторику пальцев рук.

Оборудование : деревянные или любые другие бусинки шести цветов, на каждого ребенка, силуэты матрешек, одетые в однотонные платья этих же цветов, нити или шнуры для нанизывания бус.

Методические приемы :

Сюрпризный момент - в гости пришли матрешки и принесли с собой бусинки и нити разного цвета. Воспитатель говорит, что матрешки хотят, что бы дети сделали им красивые бусы. Воспитатель просит детей выбрать бусинки, одного.

Когда дети выберут понравившиеся бусинки, ему дают нить и предлагают нанизывать на нее бусинки. Если ребенку трудно делать это, воспитатель помогает ему. Затем детям предлагается найти матрешку, для которых они сделали бусы. Воспитатель называет цвет бус и подчеркивает, что платье у матрешки должно быть такого же цвета. Воспитатель закрепляет цвет платья и бус у матрешки. После выполнения задания воспитатель предлагает детям поиграть с пальчиками и бусинками. Дети берут нить с бусинками и перебирают в руке, сопровождая действия с текстом:

Покатаю я в руках бусинки, горошки. Станьте ловкими скорей, пальчики ладошки.

Занятие № 24

Тема : «В гостях у Шептунчика».

Цель : учить детей группировать однородные предметы, различающиеся по величине: большие пуговицы - колеса у паровозика, маленькие пуговицы - дым из трубы колечком. Стимулировать развития чувственного восприятия, развивать подвижность пальцев, мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование : игрушка «Шептунчик», лист с аппликацией паровоза на каждого ребенка, 5 больших и 5 маленьких пуговиц.

Методические приемы :

Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к «Шептунчику».

Дети проходят в группу, здороваются с «Шептунчиком» и садятся за столы. Воспитатель говорит что «Шептунчик» приготовил детям что–то интересное, и сейчас они посмотрят. Воспитатель вынимает из кармашка «Шептунчика» мешочек с пуговицами. Воспитатель показывает, как поставить колеса паровозу, заработал паровоз и пошел дым из трубы. Во время выполнения задания уточняется, какой формы колеса, окно машиниста, дым из трубы. Воспитатель читает стихотворения:

Загудел паровоз И вагончики повез, Чох – чох – чу – чу – чу Далеко я укачу.

«Шептунчик».

Занятие № 25

Тема : «Поможем зайке».

Цель : учить детей выкладывать дорожку из фасоли. Формировать зрительно–двигательную координацию и чувство пространства на листе бумаге. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Создавать положительно-эмоциональное отношение к выполнению задания.

Оборудование : картинка с изображением домика и зайки по количеству детей, фасоль, игрушка-зайка.

Методические приемы :

Сюрпризный момент - в гости приходит зайка. Он плачет, потому, что заблудился и не может найти дорогу домой. Воспитатель предлагает детям помочь зайчику, объясняет, что надо выложить дорожку на картинке от зайчика к домику из фасоли. Дети выкладывают дорожку: - вот и получилась дорожка к домику. Дети ведут зайчика по дорожке к домику. Зайчик благодарит детей за помощь. Воспитатель предлагает поиграть с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика: «Зайчик».

Зайка серый скачет ловко. В лапке у него морковка.

Локтем опирается на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны (ушки), остальные сжать в кулак. При произношении слов шевелить (ушками).

Занятие № 26

Тема : «Покормим птичек».

Цель : учить детей рисовать указательным пальчиком на крупе. Способствовать формированию умения рисовать способом примакивания. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование : картинка или игрушка птички, подносы с крупой на каждого ребенка.

Методические приемы :

Сюрпризный момент в гости прилетает птичка. Дети вместе с воспитателем рассматривают ее. Воспитатель предлагает покормить птичку зернышками, но для этого их надо нарисовать на крупе, но рисовать мы будем пальчиками. Пальчики мы сожмем, а указательным будем рисовать. После выполнения задания воспитатель подходит с птичкой к каждому ребенку, и птичка клюет зернышки.

Пальчиковая гимнастика: «Птенчики в гнезде».

Птичка крылышками машет И летит к себе в гнездо. Птенчикам своим расскажет, Где она взяла зерно. Обхватываем все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелим.

Занятие № 27

Тема : «Светит солнышко в окошко» (рисование на крупе).

Пальчиковая гимнастика: «Солнце».

Цель : учить детей рисовать пальчиком руки на крупе. Продолжать закрепление формы (круглое). Что бывает еще такой формы. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Активизировать речь детей: Круглой, радостное, веселое.

Оборудование : поднос с крупой на каждого ребенка.

Методические приемы :

Воспитатель предлагает детям посмотреть, как ярко светит солнышко. Спрашивает, какое оно? Круглое, желтое, яркое. Что еще бывает такой формы? Мячик, яблоко и т. д. Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут рисовать солнышко, но не на бумаге, на крупе и не карандашами, а своими пальчиками. Воспитатель показывает, как правильно рисовать. После выполнения предлагает поиграть с ручками.

Пальчиковая гимнастика: «Солнышко».

Солнце утром рано встало, Всех детишек приласкало. (ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть образуя «солнышко с лучами».

https://pandia.ru/text/78/246/images/image029_3.jpg" alt="C:\Documents and Settings\Пользователь\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\PIC_0087.jpg" width="330 height=113" height="113">

Занятие № 29

Тема : «Бабочки».

Пальчиковая гимнастика: «Бабочка».

Цель : продолжать учить детей шнуровке. Закрепить умение правильно продевать тесьму в отверстие. Закрепить цвета. Формировать умение правильно проговаривать слова игры. Развивать моторику пальцев рук.

Оборудование : шаблоны цветов с отверстиями, бабочки с отверстиями по количеству детей.

Методические приемы :

На ковре (это поляна) лежат цветы и бабочки. Воспитатель говорит детям:

Ребята посмотрите, какая у нас красивая поляна, а сколько бабочек прилетело на нашу поляну. Воспитатель закрепляет цвет бабочек и цветов. Чтобы бабочки не улетели их надо зашнуровать к цветку, показывает как.

После выполнения задания детьми, воспитатель играет с детьми в пальчиковую игру.

Пальчиковая игра: «Бабочка».

Бабочка – коробочка, Улетай под облачко, Там твои детки

На березовой ветке.

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг друга. Пальцы прямые «бабочка сидит».

https://pandia.ru/text/78/246/images/image031_1.jpg" alt="C:\Documents and Settings\Пользователь\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Фотография0040.jpg" width="218" height="112">

Занятие № 30

Тема : «Зонтик для зайки» (конструирование из спичек).

Пальчиковая гимнастика: «Зайчик».

Цель : учить детей выкладывать спички по образцу. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить умение выполнять движения рук согласно тексту. Воспитывать доброжелательное отношение, милосердие.

Оборудование : карточки с контурным изображением зонтика на каждого ребенка, спички.

Методические приемы :

В гости приходит зайка, говорит, что на улице идет дождь, он боится промокнуть, потому-то у него нет зонтика. Воспитатель предлагает детям помочь зайцу. Показывает, как правильно выложить из спичек по контуру зонтик. При выполнении задания воспитатель читает стихотворение:

Погода начала сердится - Весь день льет дождик за окном. И чтобы зайчику не простудится, Гулять он будет под зонтом.

Зайчик говорит детям спасибо, теперь ему не страшен дождь и предлагает поиграть с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика: «Зайчик».

Кто там скачет на лужайке? Это длинноухий зайка!

Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Удерживать пальцы в таком положении на счет до 5-10.

Занятие № 31

Тема : «Домик для ёжика».

Пальчиковая гимнастика: «Ёжик».

Цель : продолжать учить детей работать со спичками, выкладывать домик по образцу. Закрепить названия геометрических фигур из чего состоит домик. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Вызвать у детей желание обыгрывать постройку.

Оборудование : карточки с изображением контура домика, спички на каждого ребенка, плоскостные ёжики.

Методические приемы :

Сюрпризный момент - в гости приходи ёжик. Воспитатель обращает внимание детей на то, что ёжику негде жить, предлагает детям выложить из спичек домик для ёжика, во время выполнения задания воспитатель читает стихотворения:

Дом я строю во вселенной. Есть в нем крыша и антенна. Есть в нем дверь, и есть окошко - Пусть живет в нем ёжик.

Дети закрепляют, из каких фигур состоит домик.

Пальчиковая игра: «Дом».

Посмотри на дом с трубой. В нем мы будем жить с тобой.

Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы положить один на другой. Указательный палец одной руки выпрямить – это «труба».

Занятие № 32

Тема : «Разноцветные крышки».

Пальчиковая гимнастика «Пальчики».

Цель : учить детей строить постройки из крышек, закреплять цвет крышек. Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, воображение, творческие способности.

Оборудование : крышки разного цвета, игрушка-кошка.

Методические приемы :

Сюрпризный момент в гости приходит кошечка, она хочет поиграть с детьми.

Пальчиковая гимнастика: «Пальчики».

Большой пальчик сливы трясет, Второй их собирает. Третий в дом несет, Четвертый высыпает. Самый маленький – шалун Все, все, все съедает.

(Сгибать пальцы, по очереди, начиная с большого).

– Кошечке понравилось с нами играть, она хочет еще поиграть с разноцветными крышками.

Дети с помощью воспитателя выкладывают из крышек разные постройки, закрепляя цвет. В конце занятия обыгрывают свои постройки. Повторить пальчиковую гимнастику: «Пальчики».

Занятие № 33

Тема : «Бусинки рассыпались».

Цель : учить детей перебирать предметы (бусинки) по цвету. Закрепить названия цветов. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Создавать положительно–эмоциональное отношение к выполнению задания.

Оборудование : разноцветные бусинки по 15-20 штук на каждого ребенка, игрушка-мышка.

Методические приемы :

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в гостях у нас мышка, но она спряталась, потому что задела хвостиком поднос с бусинками. Они рассыпались и перемешались. Задание детям: перебрать бусинки по цвету, закрепить цвет бусинок. После выполнения задания воспитатель предлагает детям найти мышку и поиграть с ней.

Пальчиковая гимнастика: «На работу».

Большой палец встал один. Указательный – за ним. Средний будит безымянный. Тот поднял мизинчик малый. Встали братцы все – «Ура!» На работу им пора.

Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все…..» - широко расставить пальцы в стороны.

https://pandia.ru/text/78/246/images/image034_0.jpg" width="184" height="102 src=">.jpg" width="188" height="161 src=">.jpg" width="166" height="178 src=">

Занятие 1

Задачи: развивать интерес к общению со взрослыми; способствовать установлению эмоционального контакта; содействовать пониманию произведений малых фольклорных форм; ; побуждать к речевой и двигательной активности.

Воспитатель демонстрирует свои ладони и пальцы. Говорит, что они весёлые и хотят играть.

Пальчиковая игра «Прятки»

В прятки пальчики играли

(сжимают и разжимают кулачки обеих рук.)

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Пальчиковая игра «Сорока-ворона»

Сорока-ворона

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Ты дров не таскал,

Воды не носил,

Тесто не месил -

Тебе каши нет.

Ритмодекламация

«Где же, где же наши ручки»

Где же, где же наши ручки,

Где же наши ручки?

Нету, нету наших ручек,

(Спрятать руки за спину.)

Нету наших ручек.

Вот, вот наши ручки,

(Руки поднять вверх, вращать кистями.)

Пляшут наши ручки.

Где же, где же наши ножки,

(Разводят руки в стороны, пожимают плечами.)

Где же наши ножки?

Нету, нету наших ножек,

(Присесть, обхватить ноги.)

Нету наших ножек.

Вот, вот наши ножки,

(Встать, выставить ногу на пятку.)

Пляшут наши ножки.

Где же, где же наши детки,

Где же наши детки?

Нету, нету наших деток,

(Закрыть лицо руками.)

Нету наших деток.

Вот, вот наши детки,

(Выполнять пружинку.)

Пляшут наши детки.

Поплясали, а теперь пойдём гулять.

Игра «Наши ножки»

Большие ноги шли по дороге.

(Идут, высоко поднимая ноги.)

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке.

(Совершают мелкие, быстрые шаги.)

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Занятие 2

Задачи: учить детей рассматривать предмет, обращая внимание на его характерные детали и фактуру, добиваться при этом активизации речи; побуждать к проговариванию и запоминанию слов потешки и колыбельной; способствовать овладению элементарной игровой деятельностью; развивать интерес к движениям с пальчиками.

Воспитатель демонстрирует игрушку - кота. Малыши трогают игрушку, гладят, рассматривают, называют части тела животного и показывают их, подражают звукам. Затем воспитатель демонстрирует куклу Таню.

Наша Таня маленька,

На ней шубка аленька.

Опушка бобровая,

Таня чернобровая.

Наша Танюша вышла на прогулку и увидела киску:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша Танечка пойдёт,

Через киску упадёт!

Взрослый просит детей обратиться к киске со словами потешки. Дети грозят киске пальчиком, повторяя потешку несколько раз.

Устала Танюша и захотела спать.

Воспитатель берёт куклу на руки, качает её, приговаривая ритмично.

Баю, баюшки-баю.

Баю доченьку мою

А-а-а, а-а-а.

Просит детей сложить ладошку на ладошку и имитировать укачивание куклы, добиваясь проговаривания текста, затем передаёт куклу кому-нибудь из детей.

Поспала кукла, проснулась и села смотреть, как играют дети.

А ваши пальчики умеют играть в прятки?

Пальчиковая игра «Ладушки-ладушки»

Ладушки-ладушки!

(Хлопают в ладоши.)

Где были?

У бабушки.

Что ели?

Что пили?

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели!

На головку сели.

(Кладут руки на голову.)

Сели, посидели.

Шу, полетели!

(Машут руками.)